USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96071.20$
-1008.300

Нацбанк предполагает, а жизнь располагает

Неоправданно оптимистичными выглядят планы главного банка страны по снижению неработающих займов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Нацбанк предполагает, а жизнь располагает- Kapital.kz

Недавно Национальный банк подтвердил свое намерение требовать от банкиров снижения доли неработающих кредитов и ограничить темпы роста беззалоговых займов. Однако, как показывает опыт реализации прежних инициатив и поручений чиновниками, достичь желаемых результатов в обозначенные сроки не представляется возможным.  

Все чаще создается впечатление, что наши чиновники окончательно оторвались от реальности, ставя с упорством достойного лучшего применения амбициозные цели и масштабные задачи, которые заведомо не могут быть достигнуты и решены в намеченный ими же временной период. Стоит только вспомнить результаты реализации прежней госпрограммы по индустриально-инновационному развитию, первоначальные сроки объединения всех НПФ в единый фонд до 1 июля этого года, обещания регулятора ввести Базель III с начала 2013-го. И, наконец, планы государства выйти из капиталов банков БТА, Альянса и «Темiра» через пять лет после их принудительной национализации в 2009 году, которые реализовались полностью в срок только в отношении «Темiрбанка» и частично по всем остальным.  

Хорошая мина при плохой игре

На этот раз об очередных наполеоновских планах объявил Национальный банк. На декабрьской пресс-конференции его новый глава Кайрат Келимбетов заявил о согласии банков второго уровня значительно сократить долю неработающих займов (NPL) в течение ближайших двух лет. 

По плану монетарных властей предполагается, что уровень таких займов должен опускаться постепенно ниже 20% - к началу 2014 года,  ниже 15% - к началу 2015-го и ниже 10% - к началу 2016-го. После этого ограничение на долю «плохих» кредитов должно стать пруденциальной нормой. Причем в случае ее нарушения предусматриваются самые жесткие меры вплоть до лишения провинившегося банка лицензии и наложения табу для отдельных топ-менеджеров на занятие руководящих должностей. 

«В ближайшее время мы примем решение, что с 1 января 2016 года невыполнение обязательств банками повлечет за собой меры, - заявил г-н Келимбетов. - Это отзыв определенных лицензий, и т.д. Это очень серьезный посыл и банки нас услышали. Мы также отрабатываем эти вопросы с налоговым комитетом и Министерством финансов, чтобы у нас было четкое понимание и поддержка по внесению изменений в законодательные акты».

Взамен на согласие снизить долю неработающих займов Кайрат Келимбетов пообещал банкам упростить процедуры банкротства заемщиков и продлить после 2013 года действие нормы по освобождению от налогов провизий, восстанавливаемых в случае списания «плохих» активов за баланс.  

Кроме того, предполагается, что вопрос с проблемными займами будет решаться с помощью дочерних организаций банков по управлению стрессовыми активами, коллекторских агентств и Фонда проблемных кредитов Нацбанка.

Но руководство главного банка предполагает, а жизнь располагает. Как показывает опыт по отчистке балансов банков от «токсичных» активов, начиная еще от создания в ноябре 2008 года Фонда стрессовых активов и кончая формированием Нацбанком Фонда проблемных кредитов в апреле прошлого года, воз и ныне там. Очередная инициатива главного банка также имеет все шансы на провал. И вот почему.

Как признался на пресс-конференции сам Келимбетов, на 1 декабря этого года объем неработающих займов в среднем по банковскому сектору достиг 4,158 трлн. тенге (около 27 млрд. долларов) или 31,4% от кредитного портфеля БВУ. «Мы номер один в мире по неработающим кредитам. Государство в 2014 году сконцентрирует свое внимание на эффективности денежно-кредитной политики. Будет рассмотрено, насколько возможно перезапустить систему кредитования», - заявил глава Нацбанка, но уже на брифинге в Службе центральных коммуникаций в минувший понедельник. 

В то же время международные рейтинговые агентства, в частности Moody’s Investors Service и Fitch Ratings считают, что с учетом реструктуризированных кредитов их доля может составлять 40% и выше. Но даже если опираться на официальные данные, то очевидно, что снижение доли неработающих кредитов ниже 20% к началу 2014 года уже невыполнимая задача. 

Нереалистичными выглядят и планы Нацбанка по уменьшению доли NPL ниже 10% к началу 2016 года, особенно если учитывать то, что у наиболее проблемных участников банковского рынка уровень неработающих займов в ссудном портфеле у одних приближается к 50%, а у других уже давно превысил эту отметку. 

Только в «БТА Банке» на начало ноября этого года доля кредитов с просрочкой платежей в ссудном портфеле достигала 83,2%. Чуть лучше обстояли дела у  «Альянс Банка», «АТФБанка»  и «Темiрбанка». У них этот показатель составлял 55%, 48,5% и 45,3%, соответственно. Даже у не испытывающего в последнее время трудности «Казкоммерцбанка» уровень таких займов на конец октября достиг 32,9%. Как в этой ситуации Нацбанк намерен всего за два года добиться от перечисленных банков 8-и, 5-и, 4-х и 3-х кратного сокращения этого показателя, остается непонятным. 

Но дело не только в высоком уровне неработающих займов, но и в их оценке. Напомним, что теперь уже экс-председатель Нацбанка Григрий Марченко в свое время пытался объяснить недееспособность Фонда проблемных кредитов нежеланием банков соглашаться с размером дисконта ФПК по неработающим займам. «Поэтому процесс (передачи NPL в фонд – ред.) идет медленно, но кто в этом виноват, на мой взгляд, совершенно очевидно. Но банки никогда в этом не признаются», - заявил еще на июньской пресс-конференции Григорий Марченко. К слову, на тот момент, в ФПК было передано только четыре проблемных займа. 

Более того, как отмечали сами банкиры, передача «плохих» кредитов даже в дочерние организации банков по управлению стрессовыми активами затрудняется забюрократезированностью процедур Нацбанка. Дело в том, что только главный банк имеет право принимать окончательное решение, какой кредит разрешать, а какой нет передавать банкам своим антистрессовым «дочкам». 

В этой ситуации озвученные Келимбетовым планы по очистке БВУ от проблемных займов выглядят не более чем благим намерением без возможности достижения поставленных целей в назначенный срок.  

Две стороны одно медали

Куда более перспективной выглядят планируемые меры Нацбанка по ограничению роста выдачи беззалоговых потребительских кредитов. В настоящее время их доля в общем ссудном портфеле казахстанских банков составляет 15%,  в России – более 30%, а в европейских странах - и вовсе более 50%. Но проблема, по мнению главного банкира, заключается не в объеме выданных беззалоговых займов, а в скорости их выдачи.  

«С 1 января по 1 октября 2013 года объем таких займов увеличился на более чем 100%, - пояснил банкир. - Когда кредитный портфель даже за такой короткий период времени вырастает на 100%, безусловно, возникает вопрос – насколько заемщики, получающие кредиты, качественные?  Также возникают и другие вопросы: насколько система рисков банков готова адекватно оценивать взятые риски?». 

Для предотвращения перегрева на рынке потребительского кредитования Нацбанком с представителями БВУ выработаны три превентивные меры реагирования. Во-первых, начиная с 1 февраля 2014 года, рост выдачи беззалоговых займов в каждом банке должен ограничиваться 30% в год. 

Во-вторых, с 1 апреля 2014 года обслуживание долга не должно превышать 50% дохода заемщика. «Заемщики должны будут подтверждать это документами. Так, планируется, что с 1 января 2017 года, когда будет введено всеобщее декларирование, это будет очень жестким требованием. Сегодня мы отрабатываем нормативно-правовые документы с банками, когда ответственность в основном за это отношение определяться будет за банками второго уровня», - пояснил банкир. 

В-третьих, коэффициент взвешивания риска потребительского кредита будет повышен с 75% до 100% (ранее речь шла о 150%). Эта мера также начнет реализовываться с 1 апреля следующего года.  

Конечно, принятие превентивных мер против надувания очередного пузыря  следует только приветствовать. Однако, как отмечают эксперты, есть и другая сторона медали: ограничение беззалогового кредитования приведет к снижению потребительского спроса, что негативно скажется на розничной торговле и темпах экономического роста. Хотя в то же время следует ожидать снижения поступлений в страну импортной продукции, особенно бытовой техники.

Другим последствием от ограничения беззалогового кредитования станет снижение прибыльности банков, особенно тех, у кого выдача экспресс-займов является основным видом деятельности. 

Еще одним следствием планируемых мер может стать замедление в краткосрочном периоде улучшения качества кредитных портфелей БВУ, поскольку в условиях отсутствия эффективных механизмов по списанию проблемных займов и нежелания банкиров продавать их с большим дисконтом в ФПК, одним из способов повышения качества активов остается наращивание выдачи новых кредитов.    

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.