Недавно Национальный банк подтвердил свое намерение требовать от банкиров снижения доли неработающих кредитов и ограничить темпы роста беззалоговых займов. Однако, как показывает опыт реализации прежних инициатив и поручений чиновниками, достичь желаемых результатов в обозначенные сроки не представляется возможным.
Все чаще создается впечатление, что наши чиновники окончательно оторвались от реальности, ставя с упорством достойного лучшего применения амбициозные цели и масштабные задачи, которые заведомо не могут быть достигнуты и решены в намеченный ими же временной период. Стоит только вспомнить результаты реализации прежней госпрограммы по индустриально-инновационному развитию, первоначальные сроки объединения всех НПФ в единый фонд до 1 июля этого года, обещания регулятора ввести Базель III с начала 2013-го. И, наконец, планы государства выйти из капиталов банков БТА, Альянса и «Темiра» через пять лет после их принудительной национализации в 2009 году, которые реализовались полностью в срок только в отношении «Темiрбанка» и частично по всем остальным.
Хорошая мина при плохой игре
На этот раз об очередных наполеоновских планах объявил Национальный банк. На декабрьской пресс-конференции его новый глава Кайрат Келимбетов заявил о согласии банков второго уровня значительно сократить долю неработающих займов (NPL) в течение ближайших двух лет.
По плану монетарных властей предполагается, что уровень таких займов должен опускаться постепенно ниже 20% - к началу 2014 года, ниже 15% - к началу 2015-го и ниже 10% - к началу 2016-го. После этого ограничение на долю «плохих» кредитов должно стать пруденциальной нормой. Причем в случае ее нарушения предусматриваются самые жесткие меры вплоть до лишения провинившегося банка лицензии и наложения табу для отдельных топ-менеджеров на занятие руководящих должностей.
«В ближайшее время мы примем решение, что с 1 января 2016 года невыполнение обязательств банками повлечет за собой меры, - заявил г-н Келимбетов. - Это отзыв определенных лицензий, и т.д. Это очень серьезный посыл и банки нас услышали. Мы также отрабатываем эти вопросы с налоговым комитетом и Министерством финансов, чтобы у нас было четкое понимание и поддержка по внесению изменений в законодательные акты».
Взамен на согласие снизить долю неработающих займов Кайрат Келимбетов пообещал банкам упростить процедуры банкротства заемщиков и продлить после 2013 года действие нормы по освобождению от налогов провизий, восстанавливаемых в случае списания «плохих» активов за баланс.
Кроме того, предполагается, что вопрос с проблемными займами будет решаться с помощью дочерних организаций банков по управлению стрессовыми активами, коллекторских агентств и Фонда проблемных кредитов Нацбанка.
Но руководство главного банка предполагает, а жизнь располагает. Как показывает опыт по отчистке балансов банков от «токсичных» активов, начиная еще от создания в ноябре 2008 года Фонда стрессовых активов и кончая формированием Нацбанком Фонда проблемных кредитов в апреле прошлого года, воз и ныне там. Очередная инициатива главного банка также имеет все шансы на провал. И вот почему.
Как признался на пресс-конференции сам Келимбетов, на 1 декабря этого года объем неработающих займов в среднем по банковскому сектору достиг 4,158 трлн. тенге (около 27 млрд. долларов) или 31,4% от кредитного портфеля БВУ. «Мы номер один в мире по неработающим кредитам. Государство в 2014 году сконцентрирует свое внимание на эффективности денежно-кредитной политики. Будет рассмотрено, насколько возможно перезапустить систему кредитования», - заявил глава Нацбанка, но уже на брифинге в Службе центральных коммуникаций в минувший понедельник.
В то же время международные рейтинговые агентства, в частности Moody’s Investors Service и Fitch Ratings считают, что с учетом реструктуризированных кредитов их доля может составлять 40% и выше. Но даже если опираться на официальные данные, то очевидно, что снижение доли неработающих кредитов ниже 20% к началу 2014 года уже невыполнимая задача.
Нереалистичными выглядят и планы Нацбанка по уменьшению доли NPL ниже 10% к началу 2016 года, особенно если учитывать то, что у наиболее проблемных участников банковского рынка уровень неработающих займов в ссудном портфеле у одних приближается к 50%, а у других уже давно превысил эту отметку.
Только в «БТА Банке» на начало ноября этого года доля кредитов с просрочкой платежей в ссудном портфеле достигала 83,2%. Чуть лучше обстояли дела у «Альянс Банка», «АТФБанка» и «Темiрбанка». У них этот показатель составлял 55%, 48,5% и 45,3%, соответственно. Даже у не испытывающего в последнее время трудности «Казкоммерцбанка» уровень таких займов на конец октября достиг 32,9%. Как в этой ситуации Нацбанк намерен всего за два года добиться от перечисленных банков 8-и, 5-и, 4-х и 3-х кратного сокращения этого показателя, остается непонятным.
Но дело не только в высоком уровне неработающих займов, но и в их оценке. Напомним, что теперь уже экс-председатель Нацбанка Григрий Марченко в свое время пытался объяснить недееспособность Фонда проблемных кредитов нежеланием банков соглашаться с размером дисконта ФПК по неработающим займам. «Поэтому процесс (передачи NPL в фонд – ред.) идет медленно, но кто в этом виноват, на мой взгляд, совершенно очевидно. Но банки никогда в этом не признаются», - заявил еще на июньской пресс-конференции Григорий Марченко. К слову, на тот момент, в ФПК было передано только четыре проблемных займа.
Более того, как отмечали сами банкиры, передача «плохих» кредитов даже в дочерние организации банков по управлению стрессовыми активами затрудняется забюрократезированностью процедур Нацбанка. Дело в том, что только главный банк имеет право принимать окончательное решение, какой кредит разрешать, а какой нет передавать банкам своим антистрессовым «дочкам».
В этой ситуации озвученные Келимбетовым планы по очистке БВУ от проблемных займов выглядят не более чем благим намерением без возможности достижения поставленных целей в назначенный срок.
Две стороны одно медали
Куда более перспективной выглядят планируемые меры Нацбанка по ограничению роста выдачи беззалоговых потребительских кредитов. В настоящее время их доля в общем ссудном портфеле казахстанских банков составляет 15%, в России – более 30%, а в европейских странах - и вовсе более 50%. Но проблема, по мнению главного банкира, заключается не в объеме выданных беззалоговых займов, а в скорости их выдачи.
«С 1 января по 1 октября 2013 года объем таких займов увеличился на более чем 100%, - пояснил банкир. - Когда кредитный портфель даже за такой короткий период времени вырастает на 100%, безусловно, возникает вопрос – насколько заемщики, получающие кредиты, качественные? Также возникают и другие вопросы: насколько система рисков банков готова адекватно оценивать взятые риски?».
Для предотвращения перегрева на рынке потребительского кредитования Нацбанком с представителями БВУ выработаны три превентивные меры реагирования. Во-первых, начиная с 1 февраля 2014 года, рост выдачи беззалоговых займов в каждом банке должен ограничиваться 30% в год.
Во-вторых, с 1 апреля 2014 года обслуживание долга не должно превышать 50% дохода заемщика. «Заемщики должны будут подтверждать это документами. Так, планируется, что с 1 января 2017 года, когда будет введено всеобщее декларирование, это будет очень жестким требованием. Сегодня мы отрабатываем нормативно-правовые документы с банками, когда ответственность в основном за это отношение определяться будет за банками второго уровня», - пояснил банкир.
В-третьих, коэффициент взвешивания риска потребительского кредита будет повышен с 75% до 100% (ранее речь шла о 150%). Эта мера также начнет реализовываться с 1 апреля следующего года.
Конечно, принятие превентивных мер против надувания очередного пузыря следует только приветствовать. Однако, как отмечают эксперты, есть и другая сторона медали: ограничение беззалогового кредитования приведет к снижению потребительского спроса, что негативно скажется на розничной торговле и темпах экономического роста. Хотя в то же время следует ожидать снижения поступлений в страну импортной продукции, особенно бытовой техники.
Другим последствием от ограничения беззалогового кредитования станет снижение прибыльности банков, особенно тех, у кого выдача экспресс-займов является основным видом деятельности.
Еще одним следствием планируемых мер может стать замедление в краткосрочном периоде улучшения качества кредитных портфелей БВУ, поскольку в условиях отсутствия эффективных механизмов по списанию проблемных займов и нежелания банкиров продавать их с большим дисконтом в ФПК, одним из способов повышения качества активов остается наращивание выдачи новых кредитов.