USD
489.36₸
+1.250
EUR
533.45₸
+3.360
RUB
4.99₸
-0.020
BRENT
75.20$
+0.070
BTC
68049.80$

Зачем Казахстану нужны собственные консультанты?

Серик Ахметов поручил Асету Исекешеву подготовить программу по развитию отечественного консалтинга

Share
Share
Share
Tweet
Share
Зачем Казахстану нужны собственные консультанты?- Kapital.kz

Консалтинговые услуги – это черная дыра, через которую идет отток капитала из РК, считает Баян Шапагатова, национальный эксперт по корпоративному управлению и управлению рисками, Азиатский банк развития. Как поясняет эксперт, несмотря на то, что Казахстан в последние годы имеет положительное сальдо торгового баланса (например, сальдо торгового баланса за первое полугодие 2013 года составило $17,9 млрд), сальдо баланса услуг не переставало быть отрицательным (так, сальдо услуг текущего счета за первое полугодие 2013 года составило минус $3,3 млрд).

В связи со сложившейся ситуацией недавно премьер-министр Казахстана Серик Ахметов дал поручение Асету Исекешеву подготовить программу по развитию казахстанского консалтинга.

Эксперты отрасли поддерживают инициативу чиновника, однако призывают принимать во внимание и мнение самих игроков рынка. Так, по словам Артыка Кузьмина, директора ТОО «Executive Consulting», для того чтобы развить консалтинговую отрасль и создать в Казахстане сообщество высокопрофессиональных бизнес-консультантов, необходимо соблюсти четыре важных условия. Во-первых, в стране нужен свободный рынок консалтинга: отсутствие регулирования, дискриминирующих механизмов, барьеров входа на рынок в виде сертификаций, членских статусов, списков привилегированных и т.д.

Рынок консалтинга на сегодняшний день достаточно свободный. «В этом направлении делать ничего не нужно. Задача правительства – не поддаться искушению ввести различного рода регулятивные меры», – поясняет г-н Кузьмин. В частности, нежелательно создание барьеров для иностранных консультантов, которые задают высокие стандарты качества и тем самым поднимают планку для развития казахстанского консалтинга со стороны государства. Также нежелательно введение различного рода стандартов, сертификаций, аттестаций. Такого рода механизмы регулирования должны создаваться только сообществами потребителей, которые действуют в интересах потребителей и профессиональными сообществами.

Самый лучший регулятор рынка – это сам рынок, подразумевающий свободный выбор потребителей, клиентский рейтинг и т.д. «Таким образом, главная роль государства в развитии консалтинга – невмешательство в процесс развития в качестве регулятора. А вот участие в государственно-частном партнерстве вполне было бы оправданным», – заметил Артык Кузьмин.

Во-вторых, как отмечает г-н Кузьмин, для нормального развития отрасли необходима прозрачность: свободный доступ к информации обо всех консультантах и компаниях, их услугах, уровне качества, к клиентским рейтингам и оценкам.

Третьим, по мнению эксперта, условием развития рынка консалтинга в РК является наличие школы казахстанского консалтинга: методические разработки, банк казахстанских бизнес-кейсов, преподаватели (казахстанские и иностранные). Эта задача является наиболее сложной. Такая школа может быть создана опытными казахстанскими консультантами-практиками с привлечением лучших иностранных консультантов. И эта задача также должна быть реализована на рыночных принципах. «Профессионал, вставший на путь консалтинга, должен сделать осознанный выбор своей профессии, должен быть готов инвестировать свои собственные ресурсы в свое развитие и, самое главное, должен быть успешным в бизнесе, а, следовательно, финансово независимым. Человек, не достигший успеха в собственной бизнес-карьере, не имеющий финансовых ресурсов, не готовый инвестировать в себя, не может быть бизнес-консультантом», – говорит директор ТОО «Executive Consulting».

В-четвертых, по словам г-на Кузьмина, РК необходимо проводить работу по повышению грамотности потребителей консалтинговых услуг: как оценивать, как выбирать, критерии качества, как защитить себя от недобросовестных консультантов и т.д. Повышение осведомленности бизнес-сообщества должно стать частью различных программ, реализуемых государством через институты поддержки, такие как DAMU, НПП, Союз «Атамекен» и т.д., полагают эксперты. Для этого могут быть использованы филиальные структуры таких институтов поддержки. Например, DAMU имеет центры обслуживания населения в каждом регионе.

В то же время, как поясняет Баян Шапагатова, нужна ответственность как со стороны консалтинговой компании, так и со стороны компании-заказчика за результаты консалтингового проекта. «К сожалению, есть много примеров, когда проекты делаются только для галочки или распила средств, и результаты проектов просто кладутся в стол. Нужна методика оценки эффективности консалтинговых проектов, чтобы результаты от проектов были реальны и ощутимы и повышали стоимость компании-заказчика», – утверждает она. Если компания-заказчик видит реальные результаты, то возникает долговременное сотрудничество, в ходе которого можно вывести компанию-заказчика на новый виток развития, поскольку для качественных изменений необходимо определенное время.

Как и к любому другому вопросу, подмечает г-жа Шапагатова, для развития консалтинга в нашей стране должен быть применен системный подход: нужно четко квалифицировать области консалтинга по видам консалтинга, определить потенциал местных компаний в различных видах консалтинга и, соответственно, разработать различные программы поддержки для разных видов консалтинговых услуг. К примеру, по признанию экспертов, в Казахстане практически отсутствует индивидуальная деятельность по финансовому консультированию. Если вы хотите вложиться в ценные бумаги или другие финансовые инструменты, вы обязательно должны обратиться в брокерскую или инвестиционную компанию, которые согласно своим типовым договорам не несут финансовую ответственность за свои консультации. В это же время во всем мире распространена практика индивидуального финансового консультирования, которое оплачивается только в случае  получения определенного уровня доходов в результате консультирования.

Вместе с тем эксперты видят роль государства в развитии консалтинговой отрасли нашей страны как заказчика. «Государство может оказать существенную помощь, разместив в сообществе казахстанских консультантов государственный заказ на решение наиболее частых или характерных для госкомпаний проблем в управлении бизнесом. Это будет способствовать сотрудничеству консультантов и созданию школы казахстанского консалтинга», – говорит г-н Кузьмин.

Такого рода госзаказ – это возможность разработки локализованных консалтинговых технологий и решений, реализации дипломных работ консультантов под руководством гуру консалтинга, возможность для госкомпаний получить консалтинговые услуги по минимальной цене и т.д.

В целом, как отмечают эксперты, на данный момент консалтинговые услуги в Казахстане достаточно востребованы и для этого явления есть ряд объективных причин. «С одной стороны, часть казахстанских компаний вырастает из семейного бизнеса и нуждается в современных прогрессивных управленческих и технических технологиях для дальнейшего качественного и количественного роста, повышения эффективности своей деятельности в целях усиления конкурентоспособности на внутреннем и тем более на внешнем рынке», – поясняет г-жа Шапагатова. С другой стороны, профессиональный уровень менеджмента в казахстанских компаниях и поверхностный уровень применяемых управленческих и технических технологий пока еще достаточно низок. В Казахстане, по мнению аналитика, налицо отсутствие системного подхода как в развитии отраслей народного хозяйства, так и внутри самих компаний. Это демонстрируют фактические показатели эффективности деятельности казахстанских компаний  по сравнению с зарубежными аналогами.

В настоящее время консалтинговые услуги пользуются спросом в тех отраслях, которые могут себе их позволить, то есть в первую очередь это сырьевой сектор отечественной экономики. Пользуются большим спросом, как отмечают эксперты, консультационные услуги в высокотехнологических отраслях, в которых эти услуги могут принести большую добавленную стоимость, например, в телекоммуникациях. При профиците государственного бюджета высокий потенциал имеет государственный сектор, который при наличии уже упомянутых причин  также заинтересован в консультационных услугах как в способе распила бюджета. Надо отметить, что широко востребованы лицензируемые консультационные услуги, такие как аудиторские, оценочные, услуги финансового консультанта и другие.

Серик Ахметов поставил задачу по замещению импорта консалтинговых услуг. В связи с этим возникает вопрос: а насколько высок потенциал казахстанских консультантов? Готовы ли они предоставлять услуги, отвечающие международным требованиям к качеству? И эксперты дают свою положительную оценку отечественным консультантам. «С каждым годом потенциал казахстанских консультантов растет. На рынок Казахстана выходят компании, созданные бывшими работниками западных консалтинговых компаний, обученных западным управленческим и финансовым технологиям», – поясняет г-жа Шапагатова. Сложнее обстоит дело с техническим и проектным консалтом. Эта сфера еще какое-то время, по утверждению эксперта, будет занята западными и российскими специалистами, пока не вырастут казахстанские профессионалы в рамках реализации программы индустриально-инновационного развития РК.

Вместе с тем в нашей стране уже существует целый ряд инициатив по развитию консалтинговой отрасли. Среди них «Деловая площадка» (смотри «Капитал» от 21 ноября и 28 ноября 2013 года ) – некоммерческое объединение четырех компаний по оказанию поддержки бизнесу, создана для повышения прозрачности рынка и повышения грамотности потребителей консалтинговых услуг. Неделя консалтинга – ежегодное мероприятие выставочного характера, проводится под эгидой BASEBRD. BusinessAdvisoryService (BASEBRD) – программа субсидирования консалтинговых услуг для МСБ и развития консалтинговой отрасли путем обучения консультантов (KeyConsultingSkills). Палата консультантов по менеджменту (CMC) – ассоциация, осуществляющая сертификацию консультантов по международным стандартам (CertifiedManagementConsultant, ICMC). А также  консорциум консалтинговых и исследовательских компаний – обмен, продвижение интересов, популяризация консалтинга.

В последние несколько лет в Республике Казахстан численность  бизнес-сообществ, бизнес-объединений, бизнес-площадок значительно возросла. У каждого из видов бизнес-объединений свои преимущества, каждое сообщество удовлетворяет определенную потребность.

По информации отдела аналитики казахстанского портала mnenie.kz, на рынке задействованы несколько видов бизнес-объединений: start-up-площадки, молодежные бизнес-сообщества, клубы предпринимателей, online-нетворкинг клубы, offline-бизнес-клубы, узкопрофильные и многопрофильные ассоциации и союзы, государственные организации по развитию предпринимательства и поддержке малого бизнеса, частные бесплатные online-центры поддержки МСБ, деловые площадки для крупного и среднего бизнеса и т.д.

Например, start-up-площадки, как частные при группах компаний, так и при республиканских партиях страны, – это место встречи начинающих предпринимателей с уникальной идеей, сырыми наработками или разработанным проектом, и инвесторов, готовых инвестировать в новинку. Участие в подобных встречах бывает платным и бесплатным в зависимости от сопутствующих услуг для новичков: стартовые пакеты, конкурсы и пр. Здесь можно решить вопрос: с чего и как начинать свой бизнес, чтобы реализовать инновационный проект.

Для молодых предпринимателей, отмечают в mnenie.kz, желающих открыть свой бизнес, пусть даже не столь новаторский, в то же время уникальный, активно развиваются бизнес-сообщества республики и СНГ. Коучинги, материалы, тренинги, связи – все включено. На рынке активно развиваются и offline-бизнес-клубы в помощь предпринимателям в их деятельности и в нахождении новых партнеров по бизнесу. А оnline-networking-клубы сфокусированы на умении налаживать и выстраивать деловые связи. Узкопрофильные ассоциации и союзы ориентированы на развитие компаний конкретного рынка. В этом плане полезность очевидна: и с конкурентами в ладах, и по новостям рынка в курсе, и представительство в отраслевых министерствах, акиматах осуществляется совместно. Целью деятельности многопрофильных ассоциаций и союзов в основном является представление интересов и точек зрения делового сообщества правительству: поддержка постоянного диалога, защита прав и интересов предпринимательства, работа в экспертных советах, участие в разработках госпрограмм, налаживание партнерских отношений с организациями из других стран и т.д. В свою очередь частные бесплатные онлайн-центры поддержки бизнеса предназначены для консолидации усилий МСБ, направленных на улучшение деловой среды, поддержание баланса интересов общества, власти и бизнеса.

Госорганизации по развитию предпринимательства и поддержке малого бизнеса желающих открыть свое дело активно обучают базовым знаниям в сфере предпринимательства.

Международные консалтинговые группы тоже принялись организовывать семинары и деловые завтраки, но уже для представителей крупного и  среднего бизнеса. Разумеется, с целью помочь участникам привести в порядок или улучшить решения в профильных вопросах консалтинговой группы-организатора. В большинстве своем это бухучет, налоги, аудит, ИТ-решения, юриспруденция.

Крупному и среднему бизнесу, считают аналитики mnenie.kz, адресованы также и деловые площадки, но которые на максимально доступных условиях работают еще и с малым бизнесом. Деловая площадка, как правило, для представителей крупного и среднего бизнеса предоставляет рейтинги, мастер-классы целого ряда бизнес-консультантов, каталог цен на соответствующие услуги, также организовывает платформу для диалога представителей бизнеса и консультантов в сферах консалтинга, сервис-менеджмента и бизнес-тренингов. А собственно самих консультантов бизнеса обеспечивает обучением. Деловые площадки сфокусированы на стратегическом, многослойном развитии бизнеса, бизнес-оптимизации и других ключевых вопросах. Участие в мероприятиях, как правило,  бесплатное, в том числе и регулярные групповые мастер-классы, а индивидуальные консультации и тренинги – уже платные.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.