Обычно, когда речь заходит об инновациях в бизнесе, на ум приходят альтернативные источники энергии или интернет. Но оригинальные бизнес-идеи появляются не только на этих рынках. Конечно, всегда есть возможность калькировать идею, появившуюся в другой стране, перенести ее в наши реалии. А вот создавать новые рынки стало еще труднее, в том числе и в Казахстане.
Для начала следует разобраться в терминах и смысле поставленного вопроса. Необычный, оригинальный бизнес – это тот бизнес, который до сих пор не существовал. Например, книгопечатание не существовало до Гуттенберга, и, как только Гуттенберг придумал печатный станок, он открыл новый рынок. Это было необычно и оставалось таковым, пока не приобрело размах, не стало нормой. Однако прежде чем новая бизнес-идея покорит весь мир, в отдельных местах она будет считаться оригинальной и невиданной. В Казахстане пока чаще появляются те, кто подхватывает чужую идею. Гуттенбергов мирового масштаба еще не нашлось. Но есть те, кто взял на себя функцию «локального Гуттенберга», то есть начал новый для страны бизнес. Отечественный рынок не очень привык к чему-то необычному. СТО и шашлычные – все-таки бизнесы более популярные, чем, например, уборка здания, где произошло убийство. Таких, кстати, предприятий в нашей стране еще нет.
Так, в наших условиях те, кто, например, открывают трамвай-кофейню, выглядят смельчаками и новаторами. Ведь трамвайное депо – структура не очень модернизированная. Стало быть, идея могла остаться невоплощенной из-за страха перед бюрократическими проволочками или непониманием со стороны управления трамвайного депо. Тут стоял вопрос мотивации – один из важнейших в бизнесе. «Капитал.kz» поговорил с Павлом Гребенниковым, одним из трех создателей необычной кофейни, чтобы узнать, почему они создали именно такой проект, ведь можно было не оригинальничать и открыть, к примеру, СТО. Павел Гребенников отметил, что он и его коллеги взялись за реализацию этой идеи сразу по окончании университета. «Надо было что-то делать», – сказал он. Иными словами, стоял простой и четкий вопрос о трудоустройстве вчерашних студентов. Поэтому с мотивацией все было в порядке.
Начав сотрудничество с депо, они пытались показать чиновникам, что этот бизнес будет выгоден и для самого депо. Как известно, трамвай – вид транспорта, чья рентабельность то и дело подвергается сомнению. На это и сделали ставку молодые бизнесмены. «Дело в том, что одним из главных пунктов в нашем бизнес-плане было то, что такое кафе привлечет внимание к общественному транспорту, в данном случае – к трамваям. И, быть может, даже государство обратит внимание на такой отличный вид транспорта, как трамвай. Потому что нельзя, чтобы он погибал. Вот, кстати, если мне не изменяет память, когда мы только пришли в депо, у нас там оставалось только 28 живых трамваев. А потом, когда мы стали над кафе работать, начали появляться новые трамваи. То есть я, конечно, не знаю, благодаря нам или не нам это произошло, но тем не менее. Сейчас этот вид транспорта оживает», – рассказал Павел Гребенников.
Что касается окупаемости бизнеса, то, по словам предпринимателя, самый пик был в начале. Причиной этого г-н Гребенников называет интерес потенциальных клиентов к необычному кафе, курсирующему по рейсам. Но новизна – ничто без качества предоставляемых услуг.
Другой пример не самого заурядного бизнеса – это «Некафе». Его владельцы предоставляют клиентам пространство для посиделок, деловых встреч, свиданий. Клиенты платят, грубо говоря, за право быть там. Кофе, печенье и прочее входят в общую сумму, отдельно за них платить не надо. В общем, можно сказать, формат «Некафе» позволяет заменить квартиру, если она слишком мала для больших компаний. Отвечая на вопрос о мотивации открытия такого заведения, Алексей Киселев, региональный директор «Некафе», отметил, что для их бизнеса характерен низкий стартовый капитал. Вложенная же сумма достаточно быстро окупается в силу самой оригинальности бизнеса.
Однако оригинальность необходимо поддерживать качеством, считает консультант по бизнес-стратегиям Андрей Карпин. По мнению специалиста, новизна и неординарность работают только на первых порах. Но чтобы клиент стал постоянным, по мнению г-на Карпина, его необходимо удержать. А тут уже одной оригинальности не хватит. Что касается мотивации, то, как полагает г-н Карпин, оригинальный бизнес становится необходимостью. Иными словами, у предпринимателя в силу большого спроса и растущих потребностей клиентов просто не остается других вариантов, как создавать новый рынок. Или хотя бы калькировать западный опыт или опыт стран ближнего зарубежья. Например, то же «Некафе» является московской франшизой.