Власти рассчитывают, что отечественный бизнес успешно освоит близлежащие рынки сбыта продукции. Но чтобы это осуществить, нужны качественная подготовительная работа и мощное лоббирование со стороны государства.
На прошлой неделе министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев в качестве приоритетных рынков сбыта казахстанской продукции назвал все близлежащие рынки. «Мы ставим приоритет – экспортоориентированность. Основную пользу, основную выгоду получат те секторы, продукция которых экспортоориентирована. Мы предварительно в рамках экспортной стратегии просчитали рынки для наших продуктов, мы смотрели 45 рынков: это приграничные регионы России, их порядка десяти, Россия, Беларусь плюс Украина, Западный Китай, Центральная Азия и страны, которые находятся слева и на Западе, – это Турция, Кавказ», – сказал он на V экономическом форуме крупного бизнеса «Эксперт Казахстан 200». – Мы просчитывали потенциал этих рынков на ближайшие 10 лет и смотрели, какие продукты имеют потенциал именно на этих рынках, с учетом этого идет выбор приоритетов. Поэтому мы считаем, что потенциал Таможенного союза в рамках следующего развития занимает очень большое место».
По признанию министра, это «нелегко, есть много вопросов, над ними надо работать». «Но без подходов к освоению экспорта, без развития этих рынков дальнейшее форсированное развитие промышленности невозможно. Мы это четко понимаем, понимаем сложности, и в наших инструментах поддержки мы это учтем», – подчеркнул г-н Исекешев.
Россия – рынок перспективный
Надо сразу отметить, что перспективы приграничной торговли между Казахстаном и Россией весьма хорошие.
Совокупный внешнеторговый оборот регионов России, граничащих с Казахстаном, по своей абсолютной величине сопоставим с внешнеторговым оборотом Казахстана в целом, при этом следует учитывать как разницу масштаба экономик двух стран, так и региональную составляющую (российское приграничье составляют 12 регионов, казахстанское – 7).
Вместе с тем казахстанские регионы, приграничные с Россией, более заточены на внешнюю торговлю по сравнению с другими казахстанскими регионами и российским приграничьем. Поэтому отношение внешнеторгового оборота к ВРП в 2010 году для российских регионов, граничащих с Казахстаном, составляло около 43%, а для казахстанских, граничащих с Россией, – 72%. В 2012 году, по данным Евразийской экономической комиссии, эти доли слегка уменьшились.
Но в целом перспективы приграничной торговли хорошие. Так, в приграничных регионах России проживает 26,469 млн человек (18,5% населения РФ).
Дисбаланс торговли с Беларусью налицо
Например, в торговом обороте с Беларусью Казахстан имеет большой дисбаланс. Об этом еще в начале июля текущего года в ходе второй торговой миссии в Минске, организованной национальным агентством по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST, говорил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Республике Беларусь Ергали Булегенов. «Сегодня почти 87% от нашего товарооборота составляет белорусская продукция. Казахстанское содержание в этом товарообороте всего 13%. Это можно и нужно исправлять. У руководства Беларуси, белорусской торгово-промышленной палаты имеется большое желание, чтобы казахстанский бизнес присутствовал в Беларуси. Я надеюсь, что действительно бизнесмены Казахстана найдут своих коллег по интересам и будет закрепление совместными документами. Для работы предпринимателей двух стран в обоих государствах созданы и создаются хорошие условия», – считает посол.
Правда, пока перспективы, как отметил Ергали Булегенов, ограничиваются исключительно тем, что «казахстанская продукция вызывает интерес у белорусов».
И потом, у самой Беларуси довольно натянутые отношения с Евросоюзом, чтобы казахстанские производители могли использовать белорусский рынок как транзитный на пути в Евросоюз. «Сегодня действуют некоторые санкции Европейского союза в отношении Беларуси», – подтвердил посол.
И, скорее всего, если Евросоюз санкции отменит, именно белорусский рынок станет транзитным для европейских товаров на пути в Россию и Казахстан. «Соответственно, Беларусь – это плацдарм для продвижения продукции европейцев на рынок Казахстана и России», – заметил г-н Булегенов.
При этом экспорт казахстанской продукции на Украину и Западный Китай, если не брать зерно, пока остается не совсем понятным.
Экспорт на рынки Центральной Азии желателен, но затруднен
Казахстан находится в таком выгодном географическом положении, что может с большим успехом осваивать рынки других стран Центральной Азии.
Но ситуация, в частности, с Узбекистаном и Туркменистаном, не совсем понятная. В основном из-за ограничительных мер, которые обе эти страны предпринимают в отношении казахстанского экспорта.
Так, в конце июля текущего года на 45% упал экспорт казахстанской муки в Узбекистан. Об этом в ходе IX заседания совета экспортеров заявил президент казахстанского союза зернопереработчиков Евгений Ганн.
Тогда же Асет Исекешев предложил применить «зеркальные» меры в отношении импорта продукции из стран Центральной Азии, в частности Узбекистана и Туркменистана.
К примеру, согласно постановлению президента Узбекистана, с 2012 года ставка акцизного налога на соки, фрукты и овощи составляет 70%. В то время как ставка таможенной пошлины в Казахстане составляет 15%. Такая же ситуация по водам, безалкогольным напиткам и чаю. Эти же соотношения справедливы и по отношению к Туркменистану. Там акцизные сборы составляют от 40 до 70% в зависимости от стоимости продукции, в то время как пошлина в Казахстане составляет 10-15%.
Поэтому власти Узбекистана и Туркменистана активно стимулируют экспорт своей продукции в Казахстан, тогда как казахстанские производители из-за высоких пошлин сильно теряют в конкурентоспособности.
Пока стороны не придут к каким-то компромиссам в вопросе торговли, прорыва в этом направлении не видать.
Вместе с тем рынки Таджикистана и Кыргызстана не такие емкие, чтобы концентрироваться на них и строить на их базе стратегию экспорта в Центральную Азию. Кроме того, казахстанский экспорт в Турцию и на Кавказ также осложнен довольно дорогой логистикой.
Но стоит признать, что в
целом планы министерства индустрии и новых технологий по наращиванию
казахстанского экспорта на близлежащие рынки достойны внимания и скрупулезной
подготовки.