Отсутствие комплекса поддержки проектов стало основной причиной торможения государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития РК на 2010-2014 годы, считают в Национальной палате предпринимателей Казахстана.
Как заявил в начале ноября член правления Национальной палаты предпринимателей (НПП) Рахим Ошакбаев, программа форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) не содержит комплекса поддержки проектов. «Проекты, вошедшие в карту индустриализации, имели только ограниченный круг преференций – это гипотетическая возможность получить удешевленные кредиты в институтах развития через крайне забюрократизированные процедуры, туманная перспектива строительства инфраструктуры за счет госбюджета и административная поддержка местных органов власти. В дополнение предприниматели получали обязанность представлять регулярные отчеты во все инстанции о ходе реализации проекта и повышенное внимание со стороны проверяющих органов. Но для успешной реализации проектов этого недостаточно. Нужен комплексный подход», – считает Рахим Ошакбаев.
По его мнению, по ряду проектов решение вопросов финансирования оборотного капитала было крайне затянуто в институтах развития. «В итоге предприятия, имея новое оборудование, но не имея оборотного капитала, не могли полноценно работать и неизбежно стали проблемными. По некоторым проектам была необходима параллельная государственная поддержка в части технического регулирования, условий доступа на внешние рынки, предоставления возможности привлечения зарубежных специалистов», – полагает член правления НПП.
И этому есть конкретные примеры.
Так, еще в 2010 году машиностроительный завод в Усть-Каменогорске должен был открыть цех по выпуску вагонного литья. Продукция весьма востребована на железных дорогах Казахстана, но банкиры тянули с финансированием очень долго. Получилось так, как получилось. Предприятие вложило в проект более 3 млрд тенге собственных оборотных средств. И началось… Проблемы с зарплатой, текучка кадров. Ведь каждый месяц промедления с выдачей кредита наносит серьезный удар по деятельности завода.
В Мангыстауской области еще в 2011 году было намечено завершить 2 проблемных проекта, которые так и не завершили. Из-за проблем с финансированием их пришлось заменить на другие проекты.
В целом по ПФИИР ситуацию, несмотря на заверения официальных лиц, сложно назвать оптимистической.
Как стало известно в конце сентября 2013 года, из 563 введенных проектов 446 (79%) работают по плану, 15 проектов (3%) являются проблемными. При этом заместитель председателя комитета по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий РК Сергей Карплюк провал 3% проектов ГПФИИР назвал нормальной практикой. «Учитывая, что эти (проблемные) проекты реализованы без средств госбюджета, 3% для рыночной экономики – это нормальная практика. В мире ежедневно тысячи предприятий становятся банкротами», – цитировала г-на Карплюка пресс-служба МИНТ.
Что делать с иностранными инженерами?
Кстати, согласно данным НПП, ряд производств до сих пор не может полноценно работать из-за трудностей с получением разрешения на ввоз иностранных инженеров. И причиной всему этому нормы, заложенные правительством еще в 2011 году. В феврале 2011 года кабмин определил квоты на привлечение иностранных специалистов для предприятий, участвующих в ГПФИИР.
В частности, названы условия, при которых уполномоченным органом будут выдаваться разрешения предприятиям на привлечение иностранных работников.
Так, общая численность привлеченных и привлекаемых иностранных специалистов первой категории (на руководящие должности) не должна превышать с 1 июля 2011 года до 1 января 2012 года 50% от общего числа работников, относящихся к первой категории, а с 1 января 2012 года – 30%.
Кроме того, общая численность привлеченных и привлекаемых иностранных специалистов второй и третьей категории не должна превышать с 1 июля 2011 года до 1 января 2012 года 30% от общего числа работников, относящихся ко второй и третьей категории, а с 1 января 2012 года – 10%.
Эти нормы так и остались неизмененными.
Причем сама процедура оформления разрешений довольно сложная.
Работодатель должен не менее чем за 15 дней и не более чем за два месяца до подачи заявления в местный орган занятости для привлечении иностранной рабочей силы осуществить поиск соответствующих кандидатур на внутреннем рынке труда путем опубликования в республиканских газетах «Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда» объявлений об имеющихся вакансиях и предоставления в орган занятости информации об имеющихся вакансиях.
Затем работодатель должен получить от органа занятости справку о невозможности удовлетворить спрос на рабочую силу за счет внутреннего рынка труда.
Потом предоставить в орган занятости заявление о привлечении иностранного персонала, а также соответствующий перечень документов, предусмотренный правилами для каждой категории работников. Решение о выдаче (об отказе в выдаче) рабочего разрешения принимается в течение 15 рабочих дней с даты принятия документов по рекомендации отдельной специальной комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. После получения уведомления работодатель должен предоставить уполномоченному органу в течение 20 рабочих дней документы, гарантирующие выезд иностранной рабочей силы к месту постоянного проживания по истечении срока действия разрешений, а именно копию договора между банком и работодателем и документ, подтверждающий внесение гарантийных взносов на банковский счет работодателя. Уполномоченный орган выдает разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в течение трех рабочих дней со дня получения данных документов.
Вместе с тем сроки, оговоренные в правительственном постановлении, как правило, не соблюдаются.
Исходя из практики, срок оформления одного разрешения составляет до двух с половиной месяцев. Понятно, что и этот срок часто не соблюдается.