USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
95317.80$
-1761.700

Банки не вытеснят терминальщиков

Количество абонентов сотовых операторов ежегодно увеличивается.

Share
Share
Share
Tweet
Share
Банки не вытеснят терминальщиков- Kapital.kz

Количество абонентов сотовых операторов ежегодно увеличивается. Эта тенденция спровоцировала активный рост рынка платежных терминалов, который, по словам экспертов, в Казахстане перенасыщен. Инициативу перехватили банки, которые внесли в перечень опций терминалов cashin такую услугу, как оплата сотовой связи. В то же время, несмотря на то, что через платежные устройства некоторых банков можно пополнить баланс без комиссий, их количество ничтожно мало по сравнению с платежными терминалами.

Рынок платежных терминалов перенасыщен предложением. Как пояснили в «BeelineКазахстан», в республике работает 18 тыс. терминалов при 17 млн человек населения. По информации генерального директора «Beeline Казахстан» Тараса Пархоменко, в соседней Украине при количестве населения в 46 млн человек функционирует лишь 12 тыс. терминалов.

При этом порой несколько терминалов одной и той же платежной системы могут находиться бок о бок друг с другом. По наблюдениям «Капитал.kz», при оплате через одну и ту же платежную систему размер комиссий в зависимости от расположения терминала может отличаться. Как проинформировали в «BeelineКазахстан», такая тенденция вполне обоснованна. «Размер комиссии может разниться в связи с тем, что владельцами терминалов могут быть разные ТОО или ИП, которые самостоятельно устанавливают размер комиссии исходя из ситуации в экономике, конкуренции, своих затрат и доходов. На комиссии значительное влияние оказывает стоимость арендной платы в торговых центрах, супермаркетах, вокзалах и общественно-торговых местах», – пояснили в «BeelineКазахстан».

Также в компании уточнили, что размер комиссии может отличаться из-за местонахождения терминала, где проходимость может быть ниже или выше. Директор по корпоративным коммуникациям «Beeline Казахстан» Алексей Бендзь обратил внимание, что разрыв в комиссиях может наблюдаться также из-за того, что уровень жизни населения в регионах отличается. Так, при пополнении баланса через платежную систему ОСМП (бренд Qivi) в Алматы комиссия на 1 тыс. тенге в пользу одного и того же оператора может варьироваться от 70 до 100 тенге. В некоторых точках разрыв в комиссиях может быть выше.

В настоящее время на рынке работает несколько платежных систем. Это «Касса 24», Cashalot и «ОСМП» (бренд Qiwi). Например, при пополнении баланса через «Кассу 24» комиссия снижается по мере увеличения суммы пополняемого баланса. При внесении суммы до 199 тенге нужно будет заплатить комиссию в 8%. При пополнении баланса на сумму от 201 до 500 тенге максимальный размер комиссии составит 30 тенге (6%). Если же пополнить баланс более чем на 10 тыс. тенге, то комиссия не превысит 1%.

Как пояснили в «Beeline Казахстан», средний размер комиссии при оплате в пользу Beeline колеблется от 10% до 12% в зависимости от вносимой суммы. «Beeline Казахстан» не может изменить комиссию, потому что сотовый оператор не устанавливает ее. Компания напрямую не взаимодействует со всеми владельцами терминалов. Договоры на прием платежей через терминалы заключены только с агентами – платежными системами, которые являются посредниками между Beeline и дилерами – владельцами терминалов», – уточнил г-н Бендзь.

Не исключено, что вскоре может наблюдаться переток абонентов, которые оплачивают сотовую связь через терминал, в пользу банковских терминалов cashin. Так, некоторые банки уже принимают платежи в счет оплаты за сотовую связь, не снимая при этом комиссий. Например, такие терминалы есть у Kaspibank.

«Банк планирует установить 5 тыс. платежных терминалов по всей стране. В настоящее время функционирует свыше 1 тыс. таких устройств. Основная часть платежей через терминалы cashinприходится на оплату мобильной связи. Это порядка 80% от всего оборота. Доля оборота, который проходит через терминал cashinв счет погашения кредитов и пополнения депозитов, составляет 20% от общей суммы платежей», – проинформировал председатель правления KaspibankМихаил Ломтадзе.

В АО «Кселл» также уточнили, что сотовый оператор не устанавливает комиссию в терминалах. «Верхняя комиссия является основным источником дохода владельцев терминалов, не имеющих прямого отношения к нашей компании. Компания использует все возможности, чтобы снизить верхнюю комиссию. В переговорах с банками компания настаивает на том, чтобы прием платежей происходил без взимания верхней комиссии с абонента. С кем-то получается договориться, а с кем-то нет. Но работа в этом направлении ведется постоянно», – пояснила директор по корпоративным связям АО «Кселл» Аида Досаева.

Действительно, некоторые игроки банковского сектора снимают определенную комиссию при пополнении баланса. «На начало октября 2013 года количество устройств, посредством которых можно пополнить баланс за сотовую связь, составляет 1029 штук. Из них 824 – это банкоматы, количество платежных терминалов Cash&Payне превышает 205. Комиссия при оплате за сотовую связь через такие устройства варьируется от 30 до 50 тенге», – уточнила специалист по карточным продуктам департамента каналов продаж и платежных карточек «БТА Банка» Динара Карибжанова.

В «Народном банке» количество устройств, через которые можно заплатить за сотовую связь, более чем в 2 раза выше, чем в «БТА Банке».

«У «Народного банка» сконцентрировано более 2527 терминалов. Из них 1888 представлено банкоматами. 590 – это банковские терминалы, а количество платежных терминалов в Алматы и прилегающих населенных пунктах у банка не превышает 49. Фининститут планирует увеличить количество банкоматов до 1941, количество платежных терминалов – довести до 248. В планы «Народного банка» не входит закупка банковских терминалов», – отметил заместитель директора департамента розничных продуктов и агентских услуг «Народного банка» Вадим Мун.

При осуществлении платежа через банкомат и банковские терминалы «Народного банка» комиссия не превысит 40 тенге, для пенсионеров и держателей платежных карт банка – 5 тенге. При пополнении баланса через платежные терминалы наличными комиссия составит 50 тенге.

Таким образом, если брать в расчет только размер комиссий, то большинство банков, кроме Kaspibank, находятся на одной волне. Если только вскоре другие игроки банковского сектора не перехватят инициативу Kaspibankи не сведут к нулю комиссии при оплате за сотовую связь. В одном из банков не исключают, что казахстанцы могут потянуться к банковским терминалам при пополнении баланса. В интервью «Капитал.kz» г-н Мун подчеркнул, что уровень доверия к банковским терминалам выше, нежели к платежным терминалам. По его словам, небанковские платежные терминалы стоят дешевле и поэтому такие устройства покрывают большую часть территории, нежели банковские. В «БТА Банке» считают, что банковские терминалы не будут вытеснять платежные. В фининституте подчеркнули, что банки при всех своих возможностях не смогут охватить все регионы Казахстана.

По приблизительным расчетам, количество устройств пяти розничных банков, посредством которых можно пополнить баланс за сотовый телефон, может превысить 5 тыс. Ведь, как выяснилось, через банкоматы многих банков также можно закинуть деньги на баланс. Но при этом на руках должна быть платежная карта.

Однако платежные терминалы, банкоматы – это не единственные инструменты, посредством которых можно пополнить баланс. Как проинформировали в банках, такой канал, как интернет-банкинг, вполне востребован. Например, в «Народном банке» в 2012 году доля платежей в пользу операторов сотовой связи в общем количестве платежей, проходящих через интернет-банкинг для физических лиц, составила 91,4%, в январе-августе 2013 года – 87,7%. За 8 месяцев 2013 года доля оборота, приходящегося на платежи в пользу оплаты за сотовую связь, не превысила 30,5%, в 2012 году – 40,1%.

В «Казкоммерцбанке» клиенты также активно пополняют баланс. «Больше половины платежей в Казкоме, сделанных в пользу операторов мобильной связи, осуществляется через Homebank.kz. Остальные платежи проходят по другим каналам – через E-pay, портал платежей KillBill и банкоматы. Банк не предоставляет возможность оплаты за сотовую связь через кассы банка. В ближайшее время снижать комиссии он не планирует. Считаем, что она достаточно низкая за такой вид сервиса», – уточнил исполнительный директор «Казкоммерцбанка» Нурлан Жагипаров. В банке проинформировали, что комиссия за пополнение баланса через Homebank.kz составляет 35 тенге и не зависит от суммы платежа.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.