До конца 2013 года Казахстан намерен расторгнуть контракты с недропользователями. По заявлению Асета Исекешева, министра индустрии и новых технологий, наша республика намерена расторгнуть не менее 40 контрактов с недропользователями по неработающим месторождениям. Министр также сообщил, что по этим месторождениям будут заключены новые контракты с учетом изменений, произведенных в Налоговом кодексе страны, которые вступили в силу в январе 2013 года.
Названия компаний, с которыми Казахстан собирается расторгнуть контракты, не озвучены. Однако, как заметил Анатолий Воронин, аналитик международного финансового холдинга FIBO Group, с учетом того, что министр индустрии и новых технологий РК назвал примерную цифру, можно утверждать, что «жертвы» уже определены.
Новые контракты, по оценке Анны Бодровой, старшего аналитика компании «Альпари», могут принести Казахстану до $27-30 млрд инвестиций. Эти изменения были названы г-жой Бодровой шагом в сторону обновленных экономических условий, тем более что предыдущие договоры были заключены по заниженным обязательствам и нормативам. После заключения новых договоров Правительству Казахстана нужно будет следить за тем, чтобы контрактные обязательства исполнялись в полной мере, и тогда, по мнению эксперта, эффект от контрактного недропользования будет заметным.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент», предполагает, что новые контракты могут принести Казахстану увеличение ВВП. Также, по мнению эксперта, заключение этих контрактов может привести к увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, появлению новых рабочих мест в республике, а страна укрепит свои позиции в мировой нефтегазовой индустрии.
«Но диверсификации экономики страны новые контракты точно не будут способствовать», – уверен Дмитрий Баранов. Контракты не подразумевают создание новых отраслей или новых производств в республике. Как объяснил г-н Баранов, это все та же традиционная добыча нефти и газа, которая и так является одной из ключевых отраслей в республике. Просто после пересмотра лицензий, по словам ведущего эксперта управляющей компании, углеводородов в Казахстане будут добывать больше.
Диверсификация в случае с экономикой РК, по мнению г-на Воронина, может быть только внутри «сырьевой модели». То есть доля углеводородов будет ниже, но за счет роста экспорта другого сырья. «Это не очень хорошая модель развития экономики, с недостатками которой уже столкнулись в России, но пусть будет такая, чем просто мечты о развитии перерабатывающих и производящих отраслей», – говорит г-н Воронин.
Аналитик FIBO Group считает эту меру довольно логичной с точки зрения интенсификации использования недр. С другой стороны, г-н Воронин подчеркнул, что необходимо более детально смотреть, по какой причине месторождения используются не на полную мощь. Одно дело, если недропользователь не инвестирует в него достаточно средств, другое дело, если существует неблагоприятная конъюнктура на рынке, имеются проблемы транспортного характера.
Но г-жа Бодрова уверена, что в данном случае речь идет именно о неработающих месторождениях. Правительство Казахстана не видит эффекта от ряда заключенных ранее договоров на недропользование. Если месторождения не работают или используются неэффективно, власть, по мнению аналитика компании «Альпари», вполне может расторгнуть соответствующий договор. «Казахстан не говорит о том, что контракты просто будут прекращены – будет проведена необходимая аналитическая и законодательная работа, по итогам которой будут даны экономически обоснованные выводы – бюджет должен получать средства от проектов, и это правильно», – подчеркнула г-жа Бодрова.
Дмитрий Баранов не исключает, что в новых контрактах будут более точно разделены зоны ответственности между государством и инвесторами, прописаны возможные санкции за то или иное нарушение соглашения любой из сторон.