Как сообщил на открытии 12-й министерской конференции Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) премьер-министр Казахстана Серик Ахметов, Азиатский банк развития (АБР) направил в экономику Казахстана более $2,5 млрд инвестиций. «Хочу подчеркнуть, что немаловажную роль в модернизации экономики Казахстана играет Азиатский банк развития, инвестируя в инфраструктуру и несырьевые секторы нашей страны», – сказал глава правительства.
В рамках партнерства, отметил Серик Ахметов, можно выделить такой крупномасштабный проект, как «Западная Европа – Западный Китай». Этот международный транзитный автомобильный коридор будет основным маршрутом грузоперевозок в Центральноазиатском регионе.
Вообще, автокоридор «Западная Европа – Западный Китай», который призван ускорить транспортное сообщение между Европой и Азией, больше, чем просто проект. Он также выполняет социальную функцию, так как дает жителям регрессивных регионов зарабатывать деньги в придорожном сервисе.
Кстати, Казахстан на реконструкцию почти 2,8 тыс. км старой дороги занял у международных финансовых организаций $3,5 млрд. Среди самых крупных инвесторов проекта – Международный банк реконструкции и развития, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития.
«Примечательно, что в 2010 году АБР предложил нам крупный в истории банка заем на развитие сектора малого и среднего бизнеса, который является первым займом международных финансовых институтов, выдаваемых в национальной валюте», – добавил Серик Ахметов.
Вообще, Казахстан привлекает достаточно большие объемы иностранных инвестиций, по некоторым оценкам, до 80%, направленных в Центральную Азию. Однако одно дело инвестиции привлекать, другое – эффективно использовать.
Как раз с этим довольно большие проблемы.
Так, еще в конце октября 2011 года старший экономист департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии Международного валютного фонда (МВФ) Дмитрий Рожков говорил о неэффективности использования иностранных инвестиций в Казахстане. А главную причину этого экономист видел в ухудшающемся качестве ссудных портфелей казахстанских банков на фоне растущих глобальных экономических рисков. В связи с этим, по мнению представителя МВФ, одной из ключевых задач для Казахстана является проведение реальной оценки ситуации в банковском секторе. «Нужно получение более ясной картины, где находятся проблемные займы, сколько их в банках, какой реальный уровень провизий и далее – возможные действия по рекапитализации в случае необходимости с привлечением либо фондов от акционеров, либо от правительства», – сказал он на пресс-конференции в Алматы.
По оценке МВФ, уровень неработающих займов (NPL, займы, являющиеся неработающими более 90 дней) в Казахстане превышает 28%, тогда как в октябре 2010 года этот показатель находился на уровне 26%. «Характерной чертой является то, что уровень неработающих активов не снижается, а, наоборот, увеличивается», – заявил г-н Рожков.
По результатам 2012-го и прошедшего периода 2013 года ситуация лучше не стала. По словам Дмитрия Рожкова, одним из главных факторов, влияющих на состояние кредитного портфеля банков, является слабость тех секторов экономики, в которые до кризиса направлялись значительные объемы кредитов, например, строительство. «Наверное, была надежда, что по мере восстановления народного хозяйства часть проблемных кредитов снова начнет работать. Но, к сожалению, эта надежда полностью не оправдалась», – добавил участвовавший в пресс-конференции заместитель директора департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ Дэвид Оуэн.
Среди прочих приоритетных задач, стоящих перед Казахстаном в среднесрочной перспективе, в МВФ считают диверсификацию экономики, эффективное управление нефтяными доходами и привлечение иностранных инвестиций в ненефтяной сектор.
Кроме того, Казахстан пытается привлечь иностранных инвесторов в Государственную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР). Кое-какие успехи уже налицо.
Первый год реализации ГПФИИР и запуск проектов «Карты индустриализации» позволили привлечь в обрабатывающий сектор более $2 млрд прямых иностранных инвестиций. Так, в 2010 году объем привлеченных прямых иностранных инвестиций в обрабатывающий сектор составил $2,1 млрд, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 16,7%. Согласно официальным данным, доля обрабатывающего сектора в общем притоке прямых иностранных инвестиций в 2010 году составила 12% против 9% в 2009 году.
Однако активность иностранных денег в несырьевом секторе невысокая, даже если брать в расчет создание венчурного фонда с капиталом в $1 млрд сфере хай-тека и другие инвестиции в ненефтяной сектор.
Запуск проекта «Кашаган» еще более усилил привлекательность добывающего сектора. Многим иностранным инвесторам это выгодно, так как процесс роста добычи углеводородов продолжается, и достаточно высокими темпами.
Одна надежда на Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Именно этот интеграционный локомотив способен сделать несырьевой сектор привлекательным. В частности, привлекательна сама перспектива доступа на общий рынок трех стран с соответствующим увеличением спроса на производимую продукцию.
И эта надежда оправдывается. В период с 2010 по 2012 годы средний объем иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность заметно вырос – до $2,3 млрд со среднегодового объема в $900 млн, который был в период с 2000-го по 2009 год.
Напомним, что партнерство в рамках ЦАРЭС включает в себя десять стран: Афганистан, Азербайджан, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Монголию, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Азиатский банк развития работает в качестве секретариата ЦАРЭС с 2001 года.