Год начинается с рекордного роста биткоина, нефти и акций Tesla на фоне новых смертельных антирекордов коронавируса, жестких локдаунов и глубокого политического кризиса в США. В начале января участники рынка наблюдали последовательный рост цен на нефть вплоть до 57 долларов за баррель в середине текущей недели и это полное восстановление цены на уровень до коронакризиса и разрыва сделки ОПЕК+ в марте прошлого года. С самого начала года котировки росли на фоне известий из Саудовской Аравии о дополнительном сокращении добычи в феврале-марте. Кроме того, Министерство энергетики США опубликовало данные о снижении запасов нефти в стране на 8 млн баррелей. Позже появилась информация об исключительных правилах для России и Казахстана увеличить добычу с 1 марта, хотя все остальные страны соглашения будут продолжать сокращение. Такие исключения из правил применялись несколько раз и раньше для стран, которые пострадали от экономических или военных последствий.
На самом деле радоваться рано — трещина в отношениях между Саудовской Аравией и Россией не закрыта и в любой момент может превратиться в новую пропасть, куда рухнет дорогая нефть. Сейчас Саудовская Аравия однозначно делает все от нее зависящее, чтобы и дальше толкать цену вверх. В то же время Россия и Казахстан выглядят более чем довольными текущими ценами, например, в наш бюджет 2021 года заложена цена нефти в 35 долларов за баррель. При средних ценах в 50-55 долларов на этот год Казахстан будет в выигрыше и сейчас больше заинтересован в увеличении добычи.
Еще одна часть трещины — стремление не уступить вновь свою долю рынка Штатам. Последние активно наращивают буровую активность, готовясь повышать добычу в ближайшие месяцы. Связанные обязательствами страны ОПЕК+ упускают свою долю рынка, в то время как преимущества дорогой нефти распределяются для всех одинаково. Сейчас Россия и Казахстан больше других стран ОПЕК+ готовы к новым нефтяным войнам из-за гибкого и резко ослабевшего в прошлом году курса национальной валюты, низкого уровня госдолга. У России есть ещё одно преимущество — почти сбалансированный бюджет, мы, к сожалению, продолжаем проедать Нацфонд. Всё это делает новую нефтяную войну практически неминуемой — вопрос лишь в том, когда и против кого она будет начата — против сланцевиков или против заклятых друзей с Ближнего Востока.
Ещё один хайп года — биткоин, который обновил исторический рекорд и в моменте стоил чуть больше 42 тыс. долларов. Впервые курс определили только 5 октября 2009 года — биржа New Liberty Standard опубликовала первый курс монеты к доллару США. За доллар давали 1 309,03 биткоинов или 0,000763 долларов за одну цифровую монету. С тех пор курс вырос в 55 млн раз!
За умопомрачительным ростом пришла почти такая же коррекция — в моменте первая криптовалюта теряла почти 30% своей стоимости, и это нормально. Все активы подвержены коррекции после ралли, как раз если бы её не было — это послужило бы плохим знаком. Насколько затяжной и глубокой окажется эта коррекция? Напомним, что прошлая длилась три года, и на дне биткоин потерял четыре пятых своей максимальной стоимости, говорить пока рано. Как и в начале года, покупатели могут прийти на помощь биткоину и другим наиболее ликвидным инструментам крипторынка, ведь фундаментальные основания пока не изменились — в США готовятся подписать масштабные стимулы, а рынки полны ликвидности, которая заливается в активы, демонстрирующие хоть какую-то положительную доходность.
Основная причина роста биткоина — интерес институциональных инвесторов к криптовалюте. В 2020 году отмечался рост переводов крупных сумм с криптовалютных бирж. Переводы на 1 млн долларов и больше выросли на 19% за прошлый год. Сейчас значительный приток средств приходится на биржи США, в то время как в 2017 году криптовалюты скупали в основном небольшие инвесторы из Азии. При этом стоит отметить, что биткоин как платежное средство почти не идёт, его покупают скорее как биржевой актив и хранят в кошельках без движения. Интересно, что Ethereum, наоборот, становится более ликвидным, перемещаясь в кошельки, которые активно торгуются.
Огромный риск, который стоит перед биткионом из-за роста его котировок — интерес к монете со стороны официальных властей. Самый большой негатив может исходить от властей США — дорогая и неконтролируемая криптовалюта воспринимается как угроза (вспомним планы Facebook запустить собственный криптовалютный проект). Власти могут ужесточить регуляцию против держателей криптовалют, а также бизнесов, которые взаимодействуют с криптовалютами, в первую очередь, бирж, которые работают на территории США. То, что в биткоин вкладываются институциональные инвесторы, может говорить о наличии неких инсайдов, но 2020-й доказал — всё может очень быстро поменяться.
Дорогая Tesla делает её создателя Илона Маска одним из самых богатых людей на планете. При этом Tesla за прошлый год прибавила 700% (!), а биткоин, кстати, только 309%. Сейчас капитализация компании оценивается больше, чем всех остальных автомобильных компаний мира вместе взятых, при этом Tesla выпускает в тысячи раз меньше машин.
На самом деле падения детища Маска ждут многие. Известный благодаря фильму «Игра на понижение» Майкл Бьюрри сравнил стремительно дорожающие акции Tesla с пузырем на рынке ипотечного кредитования США в 2008 году — он ставил и продолжает ставить против роста котировок компании. Кстати, только за прошлый год «шортисты», то есть те, кто ставит на снижение акций, потеряли в совокупности более 39 млрд долларов на подобных позициях. Действительно, объяснить объективно рост акций Tesla иногда достаточно сложно, особенно учитывая, что чистая прибыль компании по итогам трёх кварталов 2020 года составила всего 16 млн долларов, а выручка — 5,99 млрд долларов.
Также вызывает настороженность, что Tesla работает не на новом рынке. Это не мобильные устройства или интернет, которого до создания технологий просто не существовало. На этом рынке есть игроки, которые могут подвинуть Tesla, это если не учитывать Apple, который заявил свои виды на электромашины с автопилотами. Кстати, электромобили в Норвегии заняли более половины рынка новых машин, но в топе не Tesla, а Audi e-tron. Самое важное, что надо сделать Tesla, пока она ещё дорогая — нарастить выручку и чистую прибыль, а с этим пока наблюдаются проблемы.
Три главных хайпа 2021 года могут в любой момент стать главным разочарованием, хотя, конечно же, очень хочется, чтобы и нефть была дорогой, и наполнялся наш Нацфонд, чтобы криптоинвесторы, особенно новенькие не обожглись на резком падении биткиона, чтобы Илон Маск оставался в числе самых богатых людей на планете и продолжал мотивировать молодых людей изучать инженерное дело. Но...
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане