Таможенный союз (ТС), судя по тому, что все больше стран выражает желание вступить в это объединение, набирает силы на мировой арене. Однако у независимых экспертов свой взгляд на ТС и его будущую роль в мировой экономике.
Эрик Найман, эксперт FIBO Group, говорит о том, что складывается впечатление о развитии союза не совсем так, как представлялось при его создании. Проблема, по мнению эксперта, скорее в том, что страны-участницы преследуют в большей степени свои собственные интересы и интересы крупных государственных компаний. «Поскольку эти компании во многом формируют бюджет стран-участниц, очевидно, что правительства будут отстаивать их интересы. Именно это и приводит к шероховатостям и противостояниям внутри Таможенного союза», – подчеркнул г-н Найман.
Но при всех своих недостатках данный союз необходим. «В противном случае странам постсоветского пространства придется по одиночке выстраивать свои взаимоотношения и с Евросоюзом, и друг с другом, увеличивая этим размер «накладных расходов» при международной торговле», – объяснил Эрик Найман.
Отсутствие экономических границ внутри ТС и единые правила делают перемещение товаров проще и прозрачнее, уменьшает издержки при экспорте. Последние данные говорят и о существенном росте товарооборота.
Однако, по словам г-на Наймана, нельзя не признать, что сами страны-участницы не в полной мере готовы к тому, что ТС принесет им не только плюсы, но и потребует отказаться от привычной экономической модели, заставит местных производителей более жестко конкурировать с соседями, которых уже не сдерживают таможенные границы.
На сегодняшний день основу экономики Таможенного союза составляют экономики Казахстана и России. Экономика ТС, по оценке Александра Разуваева, директора аналитического департамента компании «Альпари», будет крепкой во втором эшелоне, но ей никогда не стать такой, как экономика Китая или США. Однако аналитик уверяет, что это вовсе не трагедия.
Экономика Соединенных Штатов, по словам г-на Разуваева, отличается широким спектром услуг, что в принципе характерно для любой развитой экономики. Эти показатели находятся в большой зависимости от доверия потребителей. По данной причине экономика США всегда устойчива. Так, например, после терактов 11 сентября Джордж Буш обратился к американцам с просьбой выйти из депрессии и покупать товары, даже если в них нет необходимости, иначе стране грозит рецессия. И, надо сказать, это сработало.
В Казахстане также оказывается много услуг, что свидетельствует о развитости экономики, но по большому счету экономика нашей страны зависит от стоимости сырья на мировом рынке, так же, как и экономика ТС.
К сожалению, сегодня, как заметил г-н Разуваев, отношение ко всем развивающимся экономикам, к которым относится и экономика ТС, весьма негативное. «А когда это отношение изменится, прогнозировать очень трудно», – подчеркнул он.
Для укрепления экономики ТС на мировом рынке, по мнению г-на Наймана, необходимо уделять больше внимания компаниям среднего и малого бизнеса. «Это сложно, но именно эти компании множеством нитей смогут тесно связать союз, и он станет намного более прочным и в перспективе даст куда больше в экономическом плане странам-участницам. Ведь это создание рабочих мест и производственная интеграция. Здесь должна сработать «невидимая рука рынка», – говорит Эрик Найман.
Может ли укрепить положение ТС в мировой экономике вступление в объединение новых стран, эксперты сказать затрудняются. Но г-н Найман уверен в том, что России очень важно участие в ТС Украины по многим причинам, а не только из-за поставок газа.
Действительно, экономики этих двух стран исторически тесно связаны и возведение европейского таможенного барьера на российско-украинской границе крайне нежелательно. Вступление Кыргызстана в ТС, по оценке эксперта, позволит расширить логистические возможности. По другим участникам, как то Южная Осетия или Армения, по мнению г-на Наймана, прогнозы строить пока рано. «Вступление в ТС несомненно пойдет им на пользу, а вот польза для нынешних участников ТС пока неочевидна», – заключил он.
Но самая большая интрига в рамках ТС, по словам г-на Разуваева, заключается не в том, кто войдет в состав союза, а в вопросе принятия единой валюты для стран – участниц объединения.
Насколько единая валюта ТС будет устойчивой, говорить пока сложно. Валюта, как объяснил г-н Разуваев, не столько зависит от состояния экономики, сколько от наличия международных резервов и от платежного баланса. Обеспечена эта валюта будет сырьевым экспортом нефти и металлов.
Некоторые эксперты считают, что перспектив у евразийской валюты нет, так как экономика ТС – это лишь второй эшелон. Но с таким мнением г-н Разуваев готов поспорить, утверждая, что единая валюта ТС может стать надежной региональной резервной валютой. Более того, бизнесу очень удобна единая валюта, введение которой позволит не тратить время и не терять на курсах при обмене валюты.
Официальной информации о переходе стран – участниц ТС к единой валюте нет. Однако на бирже, по информации г-на Разуваева, поговаривают о том, что Евразийский центральный банк будет находиться в Санкт-Петербурге, а новая валюта будет называться «алтын».