Очередная модернизация не за горами
К 2025 году, по словам Галымжана Амантурлина, главного эксперта по нефтегазопереработке АО НК «КазМунайГаз» (КМГ), нужно будет проводить новую реконструкцию отечественных НПЗ. Необходимость модернизации НПЗ будет продиктована тем, что к этому времени произойдет резкое изменение состава нефти, которая будет поступать на переработку. Это обусловлено тем, что старые месторождения истощаются, зато быстро возрастет добыча на новых месторождениях. Соответственно, нашей республике потребуется новая модернизация НПЗ.
Более того, к этому сроку в стране возникнет необходимость в увеличении мощностей производства ГСМ за счет расширения уже существующих заводов или строительства новых.
Сегодня Казахстан не покрывает потребности внутреннего рынка страны в ГСМ. Но по завершению реконструкции к 2016 году, как обещает г-н Амантурлин, республика будет полностью обеспечивать свой топливный рынок самостоятельно. Кроме того, в дальнейшем, по его словам, Казахстан будет иметь экспортный потенциал по бензину порядка 400 тыс. тонн и по дизтопливу – более 500 тыс. тонн. Но такая ситуация сохранится до 2022-2023 годов. «С учетом ежегодного увеличения потребления ГСМ топливный рынок РК будет испытывать значительный дефицит бензина уже с 2025 года, а дизтоплива – с 2023 года. С авиатопливом ситуация будет стабильной вплоть до 2030 года», – рассказал Галымжан Амантурлин.
Модернизацию заводов рано или поздно производить необходимо. Но интересен тот факт, что срок, к которому нужно будет вновь вкладывать в реконструкцию отечественных НПЗ, совпадает со сроком, когда заводы только расплатятся с займами по нынешней модернизации.
Напомним, в 2012 году были подписаны завершающие кредитные соглашения между Атырауским нефтеперерабатывающим заводом и банками. В рамках подписанных соглашений АНПЗ осуществил заем у банков, который обязался вернуть в течение 13 лет. Соответственно, АНПЗ должен будет погасить кредиты к 2025 году.
Более того, когда нужно погасить банковские займы двум другим отечественным НПЗ пока не ясно, так как финансовые проекты этих двух заводов еще не подписаны. Не исключено, что срок возврата займов будет позже, чем у АНПЗ, так как эти два завода приступили к реализации проекта по модернизации на 2 года позже. В пользу этой версии говорит тот факт, что финансовые проекты по модернизации ни Шымкентского, ни Павлодарского НПЗ, как мы упоминали ранее, еще не подписаны.
Возможно, отечественным НПЗ понадобятся новые средства для проведения еще одной модернизации, до того как они успеют расплатиться по займам за текущие работы.
Единственный завод, который может успеть расплатиться за модернизацию
На АНПЗ к 2016 году планируется совершить реализацию двух крупных проектов по модернизации завода. Данные проекты связаны с внедрением наиболее современных технологий нефтепереработки, что позволит в будущем увеличить производство.
Одним из проектов является строительство комплекса по производству ароматических углеводородов. Его строительство было начато в 2009 году, а завершить планируется к 2014 году. Комплекс выйдет на проектную мощность по ароматическим продуктам в 2016 году после завершения проекта по глубокой переработке нефти. Стоимость этого проекта составляет $1,1 млрд, среди них заемные средства от Банка развития Казахстана – более $1 млн. А собственные средства составили $35 млн.
Реализация проекта позволит обеспечить выработку моторного топлива стандарта Евро-4, увеличить производительность АНПЗ при сбалансированной мощности до 5 млн тонн в год по сравнению с сегодняшними 4,4 млн тонн в год. Строительство этого комплекса приведет к увеличению глубины переработки до 65%, сейчас этот показатель равен 57%. Старт работы комплекса приведет к приросту выхода светлых фракций до 48,5%.
Создание комплекса по производству ароматических углеводородов, по словам г-на Амантурлина, ознаменует становление в республике полного цикла нефтехимического производства от этапа добычи сырья до производства готовой продукции. По завершению строительства этого комплекса в Казахстане появится первое нефтехимическое производство по выпуску 133 тыс. тонн бензола в год и 496 тыс. тонн параксилола – сырья для нефтехимии.
Второй этап модернизации АНПЗ включает в себя создание комплекса глубокой переработки нефти. Период реализации этого этапа – 2010-2016 годы. Строительство обойдется в $1,7 млрд. И все это заемные средства.
Данный комплекс рассчитан на переработку 2,4 млн тонн сырья (мазут, вакуумный газойль) в год. Новый комплекс позволит увеличить производство высокооктанового бензина, авиационного и дизельного топлива. При переработке 5,5 млн тонн нефти в год ежегодно АНПЗ будет выпускать 1,7 млн тонн автомобильного бензина, 1,6 млн тонн дизельного топлива, 244 тыс. тонн авиакеросина. В то же время сократится выпуск мазута до 193 тыс. тонн. Этого удастся достичь за счет увеличения глубины переработки нефти до 87%. Производство топлива, соответствующего стандартам Евро-4 и 5, достигнет 77%.
ПНХЗ не удастся избавиться от зависимости от российского сырья
В рамках модернизации ПНХЗ также разработано ТЭО и получено положительное заключение государственных органов и госэкспертизы РК. На данный момент в рамках модернизации завода ведется разработка проектно-сметной документации.
Модернизация ПНХЗ предусматривает увеличение мощности по переработке западносибирской нефти до 7 млн тонн в год, при этом обеспечивается возможность переработки казахстанской нефти. Глубина переработки нефти на заводе после проведения необходимых работ достигнет 90%, выход светлых нефтепродуктов возрастет до 70%. В итоге завод сможет производить моторное топливо экологических стандартов Евро-4 и 5.
Проект по модернизации ПНХЗ также будет реализовываться в два этапа. Первый этап в свою очередь разделен на два пусковых комплекса. Пусковой комплекс №1 направлен на установление проектной мощности до 60 млн тонн в год по переработке западносибирской нефти с возможностью переработки казахстанской нефти и на выпуск бензина и дизельного топлива стандарта Евро-4 в Iквартале 2016 года.
Пусковой комплекс №2 направлен на увеличение мощности до 7 млн тонн в год с обеспечением переработки западносибирской нефти с возможностью переработки казахстанской нефти в объеме не менее 5,2 млн тонн в год. А также запланирован выпуск бензина стандарта Евро-4 и дизельного топлива стандарта Евро-5 к 2017 году.
Второй этап направлен на увеличение переработки казахстанской нефти до 6 млн тонн в год, прирост производства бензина АИ-95, выпуск бензина стандарта Евро-5. Решение по второму этапу еще не было принято, его собираются принять по завершении разработки проектно-сметной документации в целом.
После модернизации общее количество автобензина, производимого на ПНХЗ, увеличится до 38%, дизельного топлива – до 29,5%, выход светлых нефтепродуктов – до 75%, глубина переработки достигнет 90%.
Что будет с ШНПЗ?
Модернизация и реконструкция ШНПЗ была начата в 2011 году, закончится в 2016 году. На сегодня по ШНПЗ разработано технико-экономическое обоснование и получено заключение государственной экспертизы и всех необходимых госорганов РК. А также ведется разработка проектно-сметной документации. Сметная стоимость проекта по ТЭО составила $1,6 млрд.
Реализация проекта по модернизации и реконструкции ШНПЗ запланирована в два этапа. Первый этап направлен на обеспечение выработки моторного топлива по экологическим стандартам Евро-4 и 5 к 2016 году. Второй этап направлен на увеличение глубины переработки нефти до 90% и проектной мощности по переработки нефти до 6 млн тонн в год, а также на реконструкцию объектов общезаводского хозяйства.
В итоге к 2017 году ШНПЗ будет выпускать в год: автобензина – 35,2% от общего объема производства в стране, дизельного топлива – 32,9%, светлых нефтепродуктов – 74,6%.
Текущая ситуация на топливном рынке РК
За 2012 год в РК в общей сложности было переработано 14,2 млн тонн сырой нефти. Этот показатель на 3,5% больше, чем за 2011 год.
Производство высокооктанового бензина в 2012 году достигло 1,95 млн тонн, тогда как его импорт составил 1,2 млн тонн. За тот же период в республике произвели 921 тыс. тонн АИ-80, а импортировали 226 тыс. тонн, авиакеросина ТС-1 произвели 421 тыс. тонн, ввезли 109 тыс. тонн, дизельного топлива произвели 4,2 млн тонн, закупили 435 тыс. тонн.
Проводимые сегодня на отечественных НПЗ работы по модернизации будут способствовать увеличению совокупного годового объема нефтепереработки в стране до 18,5 млн тонн в год и переходу на выпуск моторного топлива экологических стандартов Евро-4 и 5.