Усиливающаяся экономическая интеграция стран Таможенного союза, а также возможное территориальное расширение организации, бесспорно, рождают множество вопросов в сфере налогообложения.
Регулярно все заинтересованные стороны собираются по инициативе Ассоциации налогоплательщиков Казахстана для обсуждения злободневных вопросов, касающихся данной сферы.
Так, на очередной конференции законодатели, исполнители и сами налогоплательщики обсудили актуальные вопросы налогового администрирования во взаимной торговле и ознакомились с основными грядущими тенденциями.
В ходе встречи Руслан Даленов, вице-министр финансов РК, отметил важность конвергенции предпринимательства и фискалов в достижении максимальной эффективности существующей системы. «Экономическое развитие ставит перед нами новые вопросы, которые следует решать в тесной взаимной консультации бизнеса и власти», – заявил г-н Даленов.
Кроме того, Мажит Есенбаев, председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, отметил, что таможенное администрирование имеет не только фискальную направленность, но и прямое влияние на рост экономики через торговые потоки.
В связи с этим спикер сообщил, что комитет стремится максимально сократить количество контрольно-надзорных органов, существующих на границе. Таким образом, РК приблизится к общепринятым таможенным стандартам.
Более того, до конца текущего года будет внедрен интегрированный таможенный тариф (ИТТ). Данная инициатива позволит повысить прозрачность таможенных процедур, исключит необоснованные требования должностного лица по предоставлению документов для таможенной очистки товаров и обеспечит соблюдение всех норм при ввозе, вывозе или транзите. На сегодняшний день комитет проводит работу по наполнению базы данных ИТТ.
ИТТ представляет собой систематизированный и кодифицированный перечень всей информации обо всех тарифных и нетарифных мерах, применяемых, включая все государственные требования, в отношении определенного товара.
С 1 сентября почти половина импортных пошлин, действующих в Таможенном союзе, снизилась на 1,5-2%. Снижение пошлин коснулось продовольствия, оборудования, отдельных видов тканей и некоторых видов одежды. Такое решение ранее приняла Евразийская экономическая комиссия. Изменения единого таможенного тарифа стран Таможенного союза затронули около 10% импортных пошлин. По расчетам, при переходе на новую редакцию тарифа средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилась с 9,6% до 7,5-7,8%.
Ранее на единой таможенной территории (ЕТТ) в течение переходного периода до 1 июля 2011 года была предусмотрена возможность временного (до пяти лет) применения пониженных пошлин. Норма касалась особо значимых товаров для экономики государств, формирующих Таможенный союз. Это отдельные виды сырья, технологическое оборудование и инвестиционные товары. Принимая во внимание, что на момент начала формирования ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин между Беларусью и Россией были унифицированы более чем на 90%, а между Казахстаном и этими государствами – только на 38%, переходный период введен для адаптации к новым условиям.
Тарифные льготы также предоставлялись в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства – участника Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности государства в соответствии с его законодательством.
Кроме того, в течение переходного периода до принятия необходимых регламентов в Таможенном союзе действовали соглашения о санитарных, ветеринарных мерах и о карантине растений, предусматривающие взаимное признание разрешительных документов.
Вместе с тем Виктор Бородин, эксперт консалтинговой компании Ernst&Young, отметил в своем выступлении на конференции большое значение интеграции России в ВТО в общем функционировании ТС, а также непосредственно в формировании таможенного кодекса объединения.
Так, приоритетность законодательной базы ВТО перед Таможенным союзом автоматически подчиняет установление таможенных пошлин ТС с нормами Всемирной торговой организации.
В целом, как отмечают эксперты, стремление Казахстана, России и Беларуси к унификации налоговой системы указывает на успешную экономическую интеграцию.
По данным Евразийской экономической комиссии, страны Таможенного союза в январе-мае 2013 года снизили объемы внешней и внутренней торговли по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.
Объем внешней торговли государств – членов ТС с третьими странами за январь-май составил $369,9 млрд, в том числе экспорт – $235,7 млрд, импорт – $134,2 млрд. По сравнению с январем-маем 2012 года объем внешней торговли снизился на 3,4%. Стоимостный объем экспорта уменьшился на 7,4%, импорта – увеличился на 4,6%. Сальдо внешней торговли для ТС сложилось положительное в размере $101,5 млрд. В январе-мае 2012 года его величина составляла $126,3 млрд.
Объем взаимной торговли государств – членов Таможенного союза в январе-мае составил $25,6 млрд, снизившись на 9,9%. Товарооборот Беларуси и России достиг $16,15 млрд, уменьшившись на 15,6%, его удельный вес во всей взаимной торговле в союзе составил 63%. Товарооборот Беларуси и Казахстана сложился на уровне $336,4 млн (снижение на 8,3%, удельный вес – 1,3%). Товарооборот России и Казахстана составил $9,15 млрд (рост на 2,1%, удельный вес – 35,7%).