Надвигающийся на Беларусь финансовый кризис заставляет президента страны Александра Лукашенко искать валюту в самых неожиданных местах, в том числе в карманах туристов.
Рабочий визит на минское предприятия ОАО «Мотовело» Александр Лукашенко превратил в сенсацию, возмутившись перед камерами правом граждан беспрепятственно ездить за рубеж и тратить там драгоценную валюту на импортный товар.
«Почему мы создаем условия для ввоза в страну импорта, еще и на льготных условиях? У нас свои холодильники, зачем нам льготные условия создавать для ввоза холодильников из-за границы? Нас критикуют: бедная, нищая страна, а наши люди до $3 млрд в год вывозят за границу в Евросоюз и привозят товары, которые мы тоже выпускаем», – горячился белорусский президент перед чиновниками и руководством завода.
Казалось, что за этой преамбулой последует предложение г-на Лукашенко ввести налог на крупные покупки за рубежом либо специальную пошлину для выезжающих на шопинг. Но президент рубанул с плеча, заявив, что надо ввести плату для всех граждан, пересекающих белорусскую границу. И даже сумму назвал – $100.
«Так вот, я давно поручил, вплоть до того, что выезжаешь за пределы, неважно зачем, заплати выездную пошлину. Это будет так: мы тебя на границе обслуживаем – $100 с носа плати и езжай за границу, – поделился ноу-хау г-н Лукашенко. – Тогда он придет в наш магазин и купит наш холодильник, а не будет тащить из Евросоюза барахло неизвестно какого производства».
На инициативу президента живо откликнулись эксперты. Их первая реакция сводилась к мнению, что такое невозможно, так как это нарушение всех мыслимых законов, прав и свобод и что своим скандальным заявлением Лукашенко просто пытается отвлечь народ от реальных финансовых угроз. Однако через несколько дней в правительстве подтвердили, что действительно взяли поручение президента в разработку.
Так, вице-премьер Беларуси Петр Прокопович сообщил, что вопросы, касающиеся введения пошлины для выезжающих за рубеж, планируется отработать в течение ближайшего месяца-полутора. При этом выездная пошлина, по его словам, не должна коснуться туристов, а будет распространяться на тех, кто «часто ездит за покупками и привозит много товаров для перепродажи в Беларуси».
Президентскую идею поддержал и председатель минского горисполкома Николай Ладутько, который заявил, что сбор денег на границе «не будет ущемлением миллионов граждан, а это будет дополнительный налог, в том числе на общественный транспорт» (то есть выездная пошлина покроет дешевизну общественного транспорта в стране – прим. авт.).
После этих заявлений инициатива Лукашенко психологически стала рассматриваться в другом ракурсе – как вполне реальная. Комментаторы на форумах принялись на полном серьезе обсуждать, как власти будут отличать туриста с чемоданом впечатлений от туриста с чемоданом «барахла» (пошли предположения, что в качестве доказательства потребуется турпутевка), и что «со 100-долларовой ставкой президент загнул – на самом деле дешевле сделают».
Впрочем, правовых оснований для реализации президентского ноу-хау ни форумчане, ни авторитетные эксперты по-прежнему не нашли.
Если речь идет о шопинге, в котором г-н Лукашенко увидел угрозу национальной стабильности, то этот вопрос в Таможенном союзе давно урегулирован. Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций четко определило, чего и сколько можно ввозить беспошлинно на территорию ТС, а также какую пошлину платить, если лимит превышен.
Стоимость товаров для беспошлинного ввоза, как известно, не должна превышать лимита в 10 000 евро при пересечении границы на самолете и 1500 евро – при пересечении всеми остальными видами транспорта. Теоретически Беларуси ничто не мешает ужесточить лимиты, как она это сделала в отношении международных посылок. Однако речь в данном случае будет идти именно о товарной ввозной пошлине, а никак не о выездной пошлине для граждан, как говорит Александр Лукашенко. Потому что люди – это не товар.
Так называемая выездная пошлина для людей может существовать только в форме выездных виз, которые были в СССР и которые недавно отменили на Кубе. Возвращение этого института, пусть и в смягченном, денежном, варианте, означает возвращение «железного занавеса» и, конечно, даже в недемократической Беларуси кажется абсолютной дикостью.
«Это слишком абсурдная идея. Ее реализацию можно представить, только исходя из того, что ничего невозможного при существующей в стране власти нет», – очень точно выразил настроение экспертов в связи с инициативой Лукашенко председатель партии «Белорусский народный фронт» Алексей Янукевич.
Все же Основной закон страны гарантирует гражданам право на свободу передвижения. «Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно», – гласит ст. 30 Конституции Беларуси.
Тем не менее с учетом сложной финансовой обстановки в Беларуси аналитики допускают, что г-н Лукашенко будет использовать любую возможность, чтобы удержать и пополнить валютные запасы за счет рядовых граждан. Спустя два года после почти трехкратной девальвации Беларусь снова на пороге валютного кризиса при перманентном экономическом.
Затоваренные склады промышленных предприятий, глубоко отрицательное сальдо во внешней торговле ($1476,0 млн со знаком «минус» в январе-июле 2013 года против положительного сальдо $2673,3 млн в аналогичный период предыдущего года), растущий дефицит счета текущих операций (больше $3 млрд за 7 месяцев, или 9,3% к ВВП) и кредитные обязательства перед МВФ все настойчивее толкают белорусский рубль к новой пропасти.
В сущности, девальвация национальной валюты уже идет. С начала года белорусский рубль ослаб более чем на 5,5%. В сентябре доллар преодолел отметку в 9 рублей и продолжил укрепляться. Проводя ползучую девальвацию, Нацбанк рискует спровоцировать валютную панику среди населения и тогда уж точно обвалить рубль – резко и больно.
Из таких ситуаций белорусский президент обычно выходит с помощью методов шоковой терапии. Удивить, напугать, отобрать. В случае со стодолларовой выездной пошлиной даже видавшие виды белорусы удивились.