Согласно данным департамента статистики Алматы, в городе работают лишь 45% зарегистрированных компаний. Всего в мегаполисе зарегистрировано свыше 90 тыс. предприятий.
Кроме того, как отмечает Тимур Назханов, член правления Национальной палаты предпринимателей, в стране зарегистрировано около 1 млн 400 тыс. предпринимателей. «Но фактически работающих из них – меньше половины», – утверждает он. Ведь многие бизнесмены не закрывают, а приостанавливают свою деятельность. Официально предприниматель фигурирует в реестре, но работу не осуществляет. Эксперты объясняют этот факт сложностями выхода из предпринимательской деятельности.
Три года назад Налоговый комитет Министерства финансов РК объявил о том, что «мертвые души» будут ликвидированы. Но на данный момент статистика говорит об обратном.
Упрощенная регистрация юридического лица как палка о двух концах. С одной стороны, предприниматель, по сути, самостоятельно оформляет документы и может за один день открыть бизнес. С другой – обратный процесс намного сложнее, и зачастую ему приходится обращаться к специалистам на аутсорсинг.
Как отмечают эксперты, процедура ликвидации юридических лиц без преувеличения является одним из крупнейших недостатков законодательства в сфере предпринимательства. В связи с этим показательная рыночная стоимость юридических услуг по закрытию предприятий на порядок превышает стоимость их открытия.
Предприятие практически невозможно ликвидировать срочно. Поэтому зачастую используют разные схемы ускорения. Популярны сегодня процедуры банкротства (самобанкротство, банкротство должника, который не находится по своему адресу), что, с одной стороны, позволяет избежать проверок контрольных органов в сфере налогообложения, а с другой — значительно сокращает время.
Также есть спрос на услугу переоформления корпоративных прав предприятия на нерезидентов – выходцев из развивающихся стран, которые подписывают синхронно с «куплей» корпоративных прав акт приемки-передачи всех документов товарищества, освобождая бывшего владельца от любой ответственности перед государственной налоговой службой, а последнюю – от возможности доначислить налоговые платежи. Однако разнообразие способов легального и полулегального избежания процедуры ликвидации свидетельствует лишь об одном: необоснованной сложности процедуры ликвидации, предусмотренной действующим законодательством, и несовершенном исполнении государственными органами своих обязанностей в процедуре ликвидации предприятий.
Другим возможным объяснением нерадующей статистики является лжепредпринимательство. Мало того, что государство не получает никакой прибыли, так оно еще и теряет около 20% ВВП, согласно данным финансовой полиции.
Статистика отражает в основном состояние малого и среднего бизнеса в стране. Как отмечает г-н Назханов, удельный вес МСБ в ВВП Казахстана составляет сегодня около 20%. В свете вышесказанного намерение правительства довести эту долю до 40% к 2020 году кажется с практической точки зрения сложной задачей. Тем не менее, учитывая объем зарегистрированных «мертвых душ», миссия вполне выполнима.
Предпринимательство в Алматы
Наибольшее количество зарегистрированных юридических лиц в Алматы сохраняется в оптовой и розничной торговле, доля которых на 1 сентября 2013 года составила 38,4%.
На втором месте – профессиональная, научная и техническая деятельность (12,6%), на третьем – строительство (10,1%). В совокупности доля этих трех видов деятельности составляет 61,1% всех зарегистрированных юридических лиц.
Наибольшее количество действующих предприятий в Алмалинском (24 646), Бостандыкском (20 525) и Медеуском районах (18 036).
Кроме того, по состоянию на 1 сентября 2013 года треть
руководителей действующих предприятий – женщины. Самые «женские» виды
экономической деятельности: образование (65,5%), здравоохранение и социальные
услуги (52,1%), услуги по проживанию и питанию (43,7%), операции с недвижимым
имуществом (43,3%), деятельность в области административного и вспомогательного
обслуживания (40,6%).