С наступлением осени казахстанские автолюбители ждут дефицита ГСМ на отечественном рынке. По мнению экспертов, эти ожидания будут оправданы. Так, по оценке Сергея Смирнова, экономиста Института политических решений (ИПР), избежать осеннего дефицита ГСМ вряд ли удастся. «В основе постоянно возникающего в стране дефицита топлива лежит неграмотное регулирование топливного рынка чиновниками и отсутствие у них какого-либо желания системно решать проблемы этого рынка», – заявил Сергей Смирнов.
Экономист рассказал, что по дизельному топливу дефицит ощущается уже сейчас. По информации г-на Смирнова, в Казахстанской топливной ассоциации есть множество писем, в которых розничные реализаторы ГСМ сообщают о критической ситуации с поставками топлива. Так, одни из представителей АЗС в письме сообщает, что «на протяжении трех месяцев – июнь, июль, август – не имеют возможности получить ГСМ, которые по разнарядке акимата должны были быть отпущены». У других – не закрыты заявки на получение нефтепродуктов в июле, в августе «не выделено ни одного литра АИ-92, потребности в дизельном топливе закрыты лишь на четверть».
Вместе с тем экономист ИПР напомнил, что практически все лето (до середины августа) нефтепереработчики уверяли, что бензохранилища страны «залиты под завязку» российскими нефтепродуктами. В связи с чем казахстанские НПЗ вынуждены были снижать объемы переработки нефти, а нефтетрейдеры требовали разрешения на экспорт излишков топлива. Затем последовало заявление, что хранилища полупусты и имеющихся запасов хватит лишь до октября. «Куда за неделю делись «излишки», притом что запрет на экспорт горючего не только не был снят, но и был продлен до конца года, непонятно», – подчеркнул Сергей Смирнов.
На данном этапе дефицит топлива в стране возник из-за задержки начала переработки казахстанской нефти в Китае. Экономист настаивает, что дело здесь не только в несостоявшемся насыщении отечественного рынка толлинговым бензином из Китая. В течение уже двух десятков лет, сетует г-н Смирнов, власти Казахстана обещают гражданам насытить топливный рынок республики, но залить страну бензином никак не получается. Вся «забота» об отечественном потребителе сводится то к запрету на экспорт нефтепродуктов, то к не дающей запланированных результатов модернизации существующих НПЗ, то к введению верхней ценовой границы для розничных реализаторов и квотированному получению ими нефтепродуктов через госведомства, что создает лишь дополнительные административные барьеры и условия для коррупции.
С другой стороны, Айвар Байкенов, специалист аналитического цента АО «Асыл инвест», полагает, что дефицит нефти на казахстанских НПЗ был обусловлен не столько нехваткой углеводородов в стране, сколько тем, что наши заводы, в частности, Павлодарский, не были приспособлены к тяжелой казахстанской нефти. «В итоге и возникали проблемы с нехваткой сырья в периоды сложностей с поставками из той же России», – считает г-н Байкенов.
Г-н Смирнов подчеркнул, что восполнить нехватку бензина с помощью импорта из России розничные реализаторы ГСМ сегодня не могут. Правительственным распоряжением поставки ГСМ из России были не только ограничены, но и право на ввоз этих квотированных объемов топлива было предоставлено лишь трем компаниям: АО «КазМунайГаз», ТОО «Petrosun», ТОО «Petroleum Operating». Тогда как ранее осуществлять поставки могла любая компания. Однако эти компании, по словам экономиста, не смогли обеспечить полные объемы поставок. Сергей Смирнов также отметил, что даже в случае отмены этих ограничений Россия сегодня не в состоянии дать необходимые Казахстану объемы топлива.
Сегодня сдерживать ситуацию на рынке нефтепродуктов, по мнению г-на Байкенова, позволяют текущие ограничения в части экспорта. Сейчас, по словам специалиста «Асыл инвест», главное не дать разрасти спекуляциям на основе возможного дефицита и для этого, в частности, осуществлять контроль оптового рынка. Однако эксперт допускает вероятность, что китайский бензин все же придет на наш рынок уже в ближайшее время, и длительного кризиса на рынке ГСМ не возникнет.