Сергей Смирнов: Четвертый НПЗ нам только снится…

Эксперт рассказал о ситуации на рынке ГСМ

Share
Share
Share
Tweet
Share
Сергей Смирнов: Четвертый НПЗ нам только снится…- Kapital.kz

События, которые сегодня разворачиваются вокруг народной марки бензина АИ-92, да и в целом всего рынка ГСМ, для обывателя остаются загадкой. У каждого казахстанского автовладельца имеющиеся познания о развитии отечественной нефтяной отрасли никак не вяжутся с печальной действительностью. «Черное золото в нашей стране течет рекой, откуда такие цены на АЗС?» – говорят автолюбители. Еще большую неразбериху в умы граждан внесло заявление министра энергетики Владимира Школьника о том, что в ценообразовании бензина мы оглядываемся на Россию. Эксперт нефтегазового рынка Сергей Смирнов в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал о природе зависимости цен на бензин от рубля, а также поделился прогнозами и своими ожиданиями от запуска четвертого НПЗ в Казахстане.

- Сергей Леонидович, о зависимости цен на бензин в Казахстане от российского рубля сказано было уже немало. Причины изучены и разложены, как говорится, по пунктам. Интересно другое, вот те 30-40%, которыми россияне обеспечивают наш рынок, когда мы сможем «вернуть» посредством собственных ресурсов?

- Да, действительно, зависимость происходит из-за недостатка нефтепродуктов на нашем рынке. Покрыть этот объем действующие в Казахстане НПЗ были в состоянии в 1991 году, мощность этих заводов тогда составляла 18 млн тонн (при объемах нефтедобычи в 25 млн тонн). Но прошли годы, заводы морально и физически износились, и сейчас они выше 15 млн тонн перерабатывать просто не могут.

- Такая ситуация на всех трех НПЗ?

- Да. В сравнении с Павлодарским и Шымкентским НПЗ особенно тяжелая ситуация на Атырауском заводе. Он был построен по ленд-лизу еще в 1945 году, его неоднократная модернизация так и не привела к достижению заявляемых властями параметров переработки, и до сих пор он является самым отсталым НПЗ в республике.

- А что касается качества производимого на этих НПЗ бензина. Действующие заводы в настоящее время ведут активную работу по модернизации и к 2017 году обещают обеспечить рынок высокооктановым бензином, что думаете?

- Я боюсь, что наши власти опять в эти сроки не уложатся. Дело в том, что, когда в мае 2009 года был принят комплексный план модернизации этих НПЗ, сроком окончания указывался 2014 год. Сейчас уже заканчивается 2015 год, и что мы имеем: на Атырауском заводе в октябре был запущен комплекс по производству ароматических углеводородов, и тот, нужно отметить, был введен с опозданием на год. Что касается остальных заводов, то на них также полностью модернизация не проведена. Так, в Шымкенте буквально на днях введена лишь установка по гидроочистке, что позволяет выпускать дизельное топливо класса Евро-4 и Евро-5, но и она еще пока не вышла на рабочий режим. На Павлодарском заводе, по-моему, едва закончили проектно-сметную документацию, то есть до завершения работ еще далеко, и я полагаю, что в оставшийся срок там также не уложатся.

- А как сильно процессы по модернизации сказываются на конечной стоимости бензина?

- Для этого обратимся к прошлому. Когда утверждался план этих трех заводов в 2009 году, называлась цена модернизации – 3,5 млрд долларов. И, кстати, по этой причине тогда отказались от строительства нового завода (стоимость его строительства тогда оценивалась в 6 млрд долларов). То есть почти двукратная экономия средств. В прошлом году чиновниками называлась цифра в шесть миллиардов долларов. Отпуск тенге в свободное плавание приведет к дальнейшему удорожанию модернизации заводов. Погрязшая в долгах национальная компания «КазМунайГаз» финансировать ее не в состоянии, и модернизация проводится на заемные деньги. Так, на модернизацию Атырауского НПЗ в 2012 году был взят банковский кредит, который должен быть возвращен к 2025 году. Возврат взятых на модернизацию заводов кредитов, безусловно, ляжет на потребителя, который будет покупать бензин.

- А касательно четвертого НПЗ, который, по некоторым заявлениям, уже вот-вот начнет работать. Какая информация у вас?

- Ситуация с четвертым НПЗ более чем странная. Возможность его строительства обсуждается уже более десяти лет. Но с места этот проект так и не сдвинулся. Даже требование президента Нурсултана Назарбаева предоставить ему в марте прошлого года расчеты по строительству и месту расположению четвертого НПЗ выполнено не было. В ход пошли различные оправдания. В частности, чиновники заявили, что на топливном рынке страны тогда возникнет избыток бензина и им необходимо время для определения объемов переработки сырья и рынков сбыта полученных нефтепродуктов. Раньше они этого сделать, видимо, не могли. Сейчас этот НПЗ предлагается строить в Мангистауской области. Однако на него пока нет даже ТЭО (технико-экономическое обоснование. – Ред.). И, если он и будет построен, то рассчитан на иранскую нефть, которая может пойти после снятия санкций с Ирана. Нашей нефти не только на новый завод - как минимум «шестимиллионник», - но и на расширенные мощности модернизированных заводов просто не хватит. Сейчас на наших НПЗ может перерабатываться не более 15 млн тонн, а по завершении модернизации объемы переработки должны возрасти до 18,5 млн тонн. Вопрос – где взять недостающие объемы? В последние годы у нас идет сокращение уровня добычи: с почти 82 млн тонн в 2013 году он упал до 80,8 млн тонн в 2014 году. В текущем году ожидается еще меньше – около 80 млн тонн. Наши самые крупные поставщики нефти – Тенгиз и Карачаганак – не смогут дать необходимые для переработки объемы, поскольку работают по соглашениям о разделе продукции. Главное, вся налоговая политика страны ориентирована на экспорт сырья, а не на его переработку. К примеру, при поставках сырой нефти на отечественные НПЗ платится НДС, а при ее экспорте – нет. Такая ситуация провоцирует нефтедобытчиков поставлять сырье на экспорт, а не на обеспечение им наших НПЗ.

- Интересные цифры были озвучены профильным министерством. Речь идет о марже АЗС. Так, нам предлагается вот такое распределение: оптовая цена на 61% состоит из цены недропользователя, 22% приходится на переработку нефти, 16% уходит на налоги и доход от продажи составляет всего один процент. Получается, не так уж выгодно в нашей стране продавать бензин, вы как думаете?

– Эти данные приводил Владимир Школьник, насколько я знаю. В противовес ему могу привести структуру ценообразования на АИ-92, к примеру, в России. Там на сырую нефть приходится 6%, переработка и транспортировка практически такая же, как у нас – 22%, маржа при реализации бензина на оптовом рынке в России около 17%. Все остальное это налоги (акцизы, НДПИ, НДС и т. д). Таким образом, если в России почти 50% от стоимости горючего формируется за счет различных налогов, то в Казахстане за счет сырья. Поэтому в России свыше 50% от стоимости топлива идет в бюджет, а в Казахстане достается именно оптовым компаниям, поскольку и поставщики сырья, и получатели нефтепродуктов – это одно и то же лицо, если быть точнее, аффилированные компании. И поэтому тут одним процентом дело не обходится. Если в России их коллеги получают 17% прибыли, то, как у нас они могут получать всего один процент и не бедствовать?

- А если вникнуть в правила работы оптовиков и розничных торговцев, какие они сегодня?

- Основными поставщиками сырья на НПЗ и соответственно получателями нефтепродуктов в Казахстане являются пять компаний – это ТОО «Petrosun», АО «КазМунайГаз – Переработка Маркетинг», ТОО «Petroleum Operating», ТОО «Саутс-Ойл» и компания «Litasko SA». На них приходится 86% в общем объеме перерабатываемой нефти и около 88% бензина, 86% - дизтоплива и 77% - мазута, отгруженных с НПЗ нефтепродуктов. Таким образом, свыше 80% оптового рынка нефтепродуктов принадлежит этим, диктующим политику на рынке, пяти компаниям, у которых розничные сети в основном приобретали топливо. При этом оптовые цены на нефтепродукты (в отличие от розничных цен на АИ-92, АИ-80 и дизтопливо) государством не регулировались. Это позволяло оптовым поставщикам при «замороженных» розничных повышать закупочные цены на свою продукцию. Так, в текущем году только за период с марта по май включительно оптовые цены на АИ-92 выросли на 26%. Другой пример: при повышении в августе прошлого года стоимости литра АИ-92 с 115 тенге до 128 тенге из разницы в 13 тенге оптовым поставщикам досталось 11 тенге, розничным всего 2 тенге. Режим сдерживания цен на бензин АИ-92 закончился 4 сентября, когда Минэнерго отказалось от его регулирования. Рассматривается предложение об отказе от регулирования цен на АИ-80 и дизтопливо. Однако рыночные механизмы не могут действовать на рынках таких безальтернативных продуктов как бензин. Особенно в условиях дефицита. В этой сфере государству надо ввести регулирование оптовых цен с установлением маржи для розницы.

- Согласны ли вы с тем, что если какой-либо продукт на рынке представлен в избытке, соответственно цена на него будет приемлемой. К примеру, Южно-Казахстанский регион. Здесь область на 98% обеспечивается за счет областного НПЗ. И Южно-Казахстанской области не нужны 30-40% российского бензина, тогда чем объясняется рост цены здесь?

- В нормальной рыночной экономике действительно рынок диктует цену. И это было бы, если бы наши НПЗ могли полностью удовлетворить спрос. Но у нас дефицит топлива лечится только одним способом: повышением цен. Другой способ – увеличение объемов производства – властям, видимо, не по силам. Высокие цены в ЮКО можно объяснить, во-первых, желанием избежать перетоков топлива из одного региона в другой. Представьте, если в ЮКО бензин будет стоить 110 тенге, а где-нибудь в Костанае – 130. Конечно же, начнется его переток из Южно-Казахстанской области в Костанайский регион. Соответственно, на юге возникнет дефицит. Во-вторых, низкая конкуренция на топливном рынке ведет к тому, что топливо стараются продавать по максимально высокой цене.

- Так каков ваш прогноз относительно цен?

- Цены, безусловно, будут расти. В частности, это связано как с укреплением рубля, так и проводимым Россией «налоговым маневром» в нефтяной отрасли. Последний, предусматривая ступенчатое снижение экспортной пошлины и увеличение налога на добычу полезных ископаемых, ведет к росту себестоимости производимых нефтепродуктов. Соответственно, будет дорожать закупаемое у России топливо, тем более что у нас цена отпущена в свободное плавание. Мы уже видим, к чему это приводит. Как только 4 сентября были сняты ограничения, тут же получили скачок цен на АИ-92 до 130 тенге за литр. Потом вмешался антимонопольный комитет, провел какие-то разборки, правда, никого, похоже, не наказали, цены упали до 125. Однако, ненадолго: сегодня на заправках КазМунайГаза мы видим цену в 130 тенге, за ними потянулись ценники и на других АЗС.

- Спасибо за интересный разговор!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.