Практически одновременно два крупных представителя интернет-торговли в России решили выйти на казахстанский рынок. Так, онлайн-гипермаркет Ozon вышел на рынок Казахстана, открыв собственную доставку только в 2013 году, хотя представители компании о намерениях начать работу на рынке республики в 2011 году заявляли еще в 2007-м. Решение компании выйти на рынок ее представители объяснили желанием попробовать свои силы на молодом и динамичном рынке интернет-коммерции в РК. Сегодня компания представлена на казахстанском рынке пунктами выдачи заказов и курьерской службой доставки в Астане и Алматы. Теперь жителям Казахстана доступен весь ассортимент, представленный на Ozon. Интернет-магазин продает около 1,5 млн наименований товаров, включая книги, детские игрушки, электронику, обувь, билеты в театр и кино, туристические путевки и антиквариат.
Вторым крупным российским интернет-магазином, который также начал покорять рынок Казахстана весной текущего года, стал Sotmarket. Этот магазин специализируется на розничной торговле электроникой, мелкой бытовой техникой и аксессуарами. В ассортименте Sotmarket около 100 тыс. различных товаров. Ежегодный прирост продаж Sotmarket в России превышает 100%. В отдельных категориях, таких как цифровые фотоаппараты и планшетные компьютеры, рост продаж из года в год составляет до 7 раз. Годовой оборот Sotmarket в 2012 году достиг 4,15 млрд рублей. Ежедневно сайт компании посещают около 900 тыс. уникальных пользователей.
Ранее основатель Sotmarket Всеволод Страх заявлял о том, что компания рассматривает возможности по открытию собственных складов в Казахстане. Однако пока это не было сделано: доставка товаров осуществляется с территории России. Но, несмотря на это, доставка товаров онлайн-ритейлера распространяется на всю территорию республики. Вместе с тем представители Sotmarket сообщили, что магазин все же заинтересован в сотрудничестве с местными компаниями, которые смогли бы взять на себя обязанности по выдаче товаров заказчикам.
Между тем Александр Васильев, генеральный директор PROFIT online, считает, что наш рынок нельзя назвать очень привлекательным. «Интернет-торговля в Казахстане все еще находится в зачаточном состоянии, а, кроме того, потенциал нашего рынка в принципе не такой большой, учитывая численность населения и его плотность», – объяснил эксперт.
Сегодня казахстанский рынок, по оценке г-на Васильева, интересен, прежде всего, российским игрокам, которые объясняют свой интерес открытыми границами Таможенного союза. Но этот интерес, по словам спикера, пока тоже довольно осторожный.
Так, Александр Васильев говорит о том, что тот же Ozon прощупывает рынок уже довольно долго и не делает никаких агрессивных шагов. Даже сами представители Ozon говорят о том, что пока сайт работает в бета-версии. «Мы не тратим много на продвижение», – рассказали нам в Ozon. Однако, несмотря на то, что сегодня компания работает не на полную мощь, Ozon, по признанию представителей магазина, удалось добиться хорошей конверсии, которой не ожидали с дистанционной доставкой. «Но пока еще рано говорить о результатах. Мы работаем над сокращением сроков доставки, только так можно будет делать хорошее предложение потребителям и ожидать каких-то по-настоящему значимых успехов», – сообщили в интернет-магазине. На данном этапе основной целью компании является понимание емкости и готовности рынка. Со временем Ozon планирует стать №1 в сегменте потребительских товаров электронной коммерции Казахстана, достичь нескольких тысяч заказов в день. До конца года интернет-магазин намерен начать пользоваться услугами АО «Казпочта» и выйти из бета-версии.
Несмотря на то, что интернет-компании стали выходить на казахстанский рынок, г-н Васильев считает, что говорить о каком-то наплыве иностранных игроков в РК рано. В то же время эксперт уверен: в том, что все больше российских компаний будут приходить к нам, сомневаться не приходится. В результате, по мнению генерального директора PROFIT online, отечественным магазинам придется затянуть пояса потуже, так как конкурировать с крупными игроками всегда тяжело. «У них по умолчанию цена ниже, поскольку они за счет больших объемов имеют значительную оптовую скидку от поставщиков», – объяснил эксперт. Кроме того, г-н Васильев подчеркнул, что крупные интернет-магазины могут себе позволить агрессивные шаги по завоеванию рынка, вплоть до демпинга для зачистки рынка от конкурентов. Даже с вялым приходом Ozon некоторые отечественные игроки признаются, что были вынуждены снижать цены. К тому же, по неофициальной статистике, из пяти интернет-магазинов, открывшихся в Казахстане, через год на прибыль выходит только один, еще 40% из оставшихся продолжают работать на рынке, остальные покидают арену, так ничего и не добившись. Более того, в настоящее время только каждая 10-я интернет-транзакция по картам проходит в казахстанских интернет-магазинах, тогда как 90% уходит на зарубежные сайты.
«Казахстанские интернет-магазины, скорее всего, будут укрупняться. Другой вариант – становиться нишевыми игроками, параллельно повышая уровень сервиса, чтобы уйти от ценовой конкуренции», – заключил Александр Васильев.