Мировой опыт показывает, что сближение экономических систем требует формирования соответствующей инфраструктуры, без которой интеграционные процессы, по меньшей мере, затруднены. Важнейший элемент такой инфраструктуры – общее патентное пространство, создание которого предшествует экономической интеграции. Именно так готовилась к экономическому объединению Европа.
В копилке экономической интеграции уже есть надежный и принятый в мире инструмент патентной охраны – евразийский патент, действующий во всех странах региона.
С каждым годом данная патентная система становится все более востребованной. Она решает не только вопросы ослабления территориальных барьеров на пути товаров и технологий, для группы стран появляется вероятность создать качественную структуру, превосходящую возможности национальных ведомств.
То, что значительное число заявок на патентование изобретений рассматриваются в рамках одних и тех же норм материального права, позволяет достичь высокой надежности патента, полагают специалисты.
В условиях усиления интеграционных процессов наиболее активными пользователями патентной системы из стран-членов Евразийской патентной организации (ЕАПО) являются заявители Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Казахстан занимает третье место по количеству подаваемых заявок на выдачу евразийского патента среди государств-членов ЕАПО после своих партнеров по Таможенному союзу и второе место по количеству действующих патентов на территории республики.
Хотя количество заявителей из Казахстана в абсолютных величинах пока невелико, тем не менее оно имеет ежегодную устойчивую тенденцию роста, в среднем на 20-30%. В целом по состоянию на сегодняшний день казахстанцами было подано 348 заявок на выдачу евразийских патентов. По мере роста национальной экономики, становления ее на инновационный путь развития и расширения интеграционных процессов в регионе потребность заявителей в охране результатов своей интеллектуальной деятельности на региональном уровне будет возрастать и дальше.
На территории нашей республики в настоящее время действует около 7000 евразийских патентов на изобретения (более 10 000 – в России, 6,5 тыс. – в Беларуси). Эти цифры говорят о востребованности патентной процедуры в государствах Таможенного союза и Евразийского региона в целом.
Следом за обеспечением охраны изобретений на территории государства часто следует и передача технологий, привлечение инвестиций, образование новых рабочих мест. То есть все, что должно содействовать экономическому развитию государства и региона.
Нужно отметить, что 80% размера пошлин за поддержание евразийских патентов на территории страны регулярно перечисляются в Казахстан. В 2012 году эта сумма составила 156,2 млн тенге.
«Сегодня в ЕврАзЭС активно обсуждаются концепции научно-информационного обеспечения программ и проектов государств-участников. Интересен опыт Казахстана, где эффективно решаются вопросы инфраструктуры рынка интеллектуальной собственности», – отметил Александр Григорьев, президент Евразийского патентного ведомства (ЕАПВ).
Одной из приоритетных задач в своей деятельности ведомство ставит содействие реализации проектов, выполнение которых зачастую непосильно в одиночку. Это, к примеру, создание совместных электронных библиотек патентной документации, электронная подача заявок, а также организация удаленного доступа к мировым патентным фондам.
Кроме того, Евразийская патентная конвенция предусматривает гармонизацию патентного права при рассмотрении споров.
Необходимо подчеркнуть, что частота оспаривания патентов в нашем регионе невысока. Причем более 60% поданных возражений были отклонены и действие патентов полностью оставлено в силе, что свидетельствует отчасти о хорошем качестве и надежности процедуры. Однако заметна и тенденция роста количества споров о признании недействительным евразийского патента, что является естественным процессом, связанным с растущим внедрением патентной системы в рыночные экономические отношения, считает глава ЕАПВ.
В связи с этим ведомство обратило внимание еще на одно обстоятельство, выявленное при анализе практики рассмотрения споров о действительности евразийских патентов на территории государств-участников конвенции.
«Имеются уже два случая, в которых по искам, поданным одним и тем же лицом, основанным на одних и тех же релевантных документах из уровня техники, по одному и тому же патенту принимаются отличающиеся решения в различных государствах-участниках конвенции. Проблема различий в подходе к оценке патентоспособности изобретений при рассмотрении споров о действительности евразийских патентов в государствах-участниках конвенции становится наиболее актуальной в настоящее время в связи с созданием Евразийского экономического союза, предполагающего единое экономическое пространство и свободное передвижение товаров в рамках единого таможенного союза, в котором роль евразийского патента возрастает», – отметил г-н Григорьев.
Говоря о столкновении интересов и о патентных спорах, мы затрагиваем весьма насущную тему судебной системы.
До недавнего времени рассмотрение споров о действительности патентов и их нарушении находилось частично в компетенции судов общей юрисдикции и частично – арбитражных судов.
«Впервые идея создания в наших странах специализированного патентного суда реализована в Российской Федерации. Так, в декабре 2011 года был принят Закон о создании в России арбитражного суда, занимающегося интеллектуальным правом. Этот суд будет рассматривать все дела по спорам, связанным с защитой нарушенных или оспоренных прав на интеллектуальную собственность.
Рассмотрение методологических и научно-технических вопросов одними и теми же специалистами данного суда позволит повысить качество рассмотрения таких споров», – говорит руководитель ведомства.
Представляется, что в евразийском регионе в рамках создания Евразийского экономического союза необходимо инициировать переговоры о создании единого патентного суда, что позволит снять разночтения в толковании евразийского патентного права и снизить расходы, связанные с рассмотрением споров.
Сразу после распада СССР ведущие специалисты в области охраны интеллектуальной собственности, понимая последствия развала единого патентного пространства, стали делать шаги к фактической реинтеграции в области охраны интеллектуальной собственности. Эти усилия получили поддержку в новых странах и на международном уровне. Евразийская патентная конвенция (ЕАПК) была принята в 1994 году и уже через год вступила в силу. Как известно, созданное параллельно с национальными патентными системами евразийское патентное пространство объединило Туркменистан, Беларусь, Таджикистан, Россию, Казахстан, Азербайджан, Молдову и Армению. В 1996 году начали работать Евразийская патентная организация (ЕАПО) и ее Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ).12 августа 2013 года Евразийской патентной системе исполняется 18 лет.