Национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ) заявила о своем намерении выйти на европейский рынок. Однако эксперты сомневаются в успешности воплощения этой идеи. Более того, аналитики уверены в том, что Россия не отдаст без боя позиции, завоеванные в европейском регионе.
КМГ нацелена на наращивание доли на рынке розничных продаж бензина в Европе. Согласно информации, речь идет о рынках Украины и Турции. На этих рынках компанию интересуют сети автозаправочных станций, импортные терминалы и распределительные пункты. Сейчас компания присматривается к активам, которые может приобрести в этих двух странах, выходящих к Черному морю.
По всей видимости, останавливаться лишь на продаже своего топлива в европейском регионе КМГ не намерена. Так, издание Romania-Insider.com опубликовало статью под названием «Казахстан предлагает поставки газа в Румынию через ответвление от трубопровода «Южный поток».
Кроме этого, в интервью в Financial Times Данияр Берлибаев, первый заместитель председателя правления нефтяной госкомпании, заявил: «Мы осуществляем международную экспансию».
Еще в 2007 году КМГ приобрела румынскую компанию Rompetrol, которой принадлежат два нефтеперерабатывающих завода в Румынии и АЗС в семи европейских странах. «Эти мощности позволят компании постепенно увеличивать свое присутствие в Европе», – поясняет Анна Кокорева, аналитик «Альпари».
Но говорить о том, какие средства потребуются КМГ для реализации плана по выходу на европейский рынок, эксперты не торопятся. «Так как КМГ планирует выход на эти рынки за счет приобретения уже имеющихся активов, а не развития с нуля, сумма, необходимая для осуществления экспансии, будет зависеть только от уровня амбиций казахстанской компании», – отметил Иван Анашкин, аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе».
Реализация плана по выходу на зарубежные рынки, по оценке г-жи Кокоревой, будет иметь смешанное финансирование, деньги компании плюс государственная поддержка.
Эксперт также считает, что планы КМГ слишком оптимистичны, так как за последние 5 лет спрос на бензин в Европе сильно упал. Тогда как текущая кризисная ситуация в ЕС не способствует его восстановлению. Чтобы занять свою нишу на европейском рынке, КМГ, по оценке г-жи Кокоревой, необходимо увеличить объемы добычи нефти.
На сегодняшний день запасы компании, по информации «Альпари», составляют 5,8 млрд баррелей, суточная добыча нефти – 420 тыс. баррелей, ежегодная добыча – 21 млн тонн в год. Данные показатели, по мнению г-жи Кокоревой, необходимо увеличить в 1,5 раза. По ее расчетам, на их увеличение КМГ придется потратить 7-10 лет, чтобы выйти на приемлемый уровень.
По планам КМГ, озвученным г-ном Берлибаевым, до 2020 года национальная компания намерена практически удвоить свои нефтяные запасы - с 5,8 до 10,3 млрд баррелей. В частности, это будет достигнуто с помощью разведочной кампании стоимостью $3 млрд. По словам г-на Берлибаева, это приведет к увеличению добычи нефти с нынешних 420 тыс. баррелей в сутки до 700 тыс. баррелей к концу нынешнего десятилетия.
По оценке первого зампреда правления КМГ, к 2020 году Казахстан может выйти на уровень экспорта нефти в 2,2 млн баррелей в день, из которых около 400 тыс. баррелей будет направляться в Китай. Остальные объемы будут направлены преимущественно в Европу, в частности, на причерноморские рынки. Большую часть этого экспорта предполагается перерабатывать на мощностях компании в Румынии.
Уже сегодня КМГ начала увеличивать объемы добычи. Так, в первом полугодии 2013 года в республике было добыто 40,367 млн тонн нефти, включая газовый конденсат, что на 1,8% больше, чем в аналогичном периоде 2012 года.
Недостаточные объемы добычи – не единственная преграда КМГ при выходе на европейский рынок. Помимо снижения спроса на бензин, в Европе снижается и спрос на газ из постсоветских республик. Так, российский «Газпром», владеющий значительными экспортными мощностями, вынужден снижать добычу на своих месторождениях из-за падения спроса на российский газ в Европе.
Кроме этого, ряд российских компаний имеют розничную сеть АЗС на Украине. «Лукойл», в частности, обладает АЗС как на Украине, так и в Турции. «Не думаю, что российская сторона может быть заинтересована в допуске других производителей газа к своим экспортным мощностям и к топливному рынку, на которых представлены российские компании», – говорит г-н Анашкин. Появление нового игрока на этих рынках, по словам аналитика, может усилить конкуренцию, что приведет к снижению прибыли розничных подразделений российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) в этих странах.
Выход на зарубежные рынки с собственной продукцией кажется особенно странным стремлением КМГ, так как ситуация на внутреннем рынке Казахстана не очень стабильна. Ни для кого не секрет, что внутренний рынок ГСМ в республике испытывает постоянный дефицит, который порой не удается покрыть даже за счет импорта. Газа в республике также недостаточно для покрытия собственных нужд. В прошлом году Казахстан экспортировал всего 8 млрд куб. м. В стране на сегодня нет солидных объемов газа, которые можно было бы экспортировать. Несмотря на то, что Казахстан обладает газовыми запасами в 3,9 трлн куб. м (2% от мировых запасов), население республики в слабой степени обеспечено газом. Даже в густонаселенной Алматинской области уровень газификации составляет всего 14%. Тогда как пять областей Казахстана остаются вовсе негазифицированными.