Низкие цены на большинство товаров утратили решающее значение.
Низкие цены на большинство товаров как фактор при выборе магазина для ежедневных покупок утратили решающее значение. Теперь клиенту важно легко и быстро найти нужный товар в одном магазине. К такому выводу пришли аналитики AC Nielsen в ходе исследования ShopperTrends, которое проводилось в 54 странах мира.
Как рассказала в интервью «Капитал.kz» Баян Коспенбетова, председатель правления РТС-МИНИСТОП, ценность любого товара или услуги для потребителя складывается из цены и преимуществ и выгод. «Считаю, что цена будет играть все меньшее значение в ближайшие 5 лет. Для потребителя будут важны дополнительные составляющие ценности покупок, такие как удобство, экономия времени, приятная атмосфера шопинга», – отметила она.
В Казахстане меняется покупательская база. Население страны увеличивается, соответственно растет и спрос. Вместе с тем потребитель различается по социально-демографическим показателям: даже между Алматы и Астаной (в столице средний потребитель моложе), что тоже влияет на предпочтения и привычки.
Согласно исследованию AC Nielsen, в Астане покупатель меньше, чем в Алматы, смотрит на цены. В Алматы тратят примерно столько же, сколько в 2012 году по сравнению с 2011 годом, а в Астане стали тратить на 30% больше. Жители столицы меньше обращают внимание на цены, чем алматинцы. 22% алматинцев будут покупать товар меньше, если он будет дороже, тогда как в Астане этот показатель равен 13%.
Рынок ритейла в РК находится в активной фазе развития, практически только выйдя из кризисной. По словам Баян Коспенбетовой, розничный товарооборот растет, приходят новые игроки, в том числе международные. «Но в целом остается много проблем, связанных с геоположением нашей страны и протяженностью территории, то есть сложностью организации поставок импортного товара в страну и перемещения товаров внутри страны», – отмечает она.
Еще одной тенденцией на организованном рынке ритейла FMCG стало увеличение мужской доли среди покупателей (благодаря более приятной атмосфере шопинга в современных форматах торговли), растет востребованность в свежих скоропортящихся товарах, остается высоким потребление хлебобулочных изделий и напитков (как алкогольных, так и безалкогольных).
Клиенты сегодня вовлечены в деятельность торговых центров, разбираются в тенденциях на рынке и отслеживают стоимость того или иного товара, говорит Ерлан Искаков, заместитель генерального директора компании МЕТРО Кэш энд Керри по правительственным связям и связям с общественностью. «Можно заметить, что клиенты становятся фанатами торговой сети, иногда ведут себя «как сотрудники», помогая другому клиенту, советуя свои предпочтения, продвигая ту или иную продукцию, объясняя свои привычки в выборе товара. Некоторые любители берут телефоны и уже напрямую связываются с менеджерами отделов торговых центров, узнавая поступления или промоакции на товары», – поясняет спикер.
В упорной борьбе за клиента
«Чем беднее общество, либо определенная социальная группа, соответственно, тем больше потребители будут обращать внимания на стоимость. Для них не важны имя, марка, составляющие этого продукта, для них важно быстро и как можно дешевле удовлетворить свои потребности, – поясняет Арман Маханов, директор ТРЦ Asia Park. – Когда ему это удается, удовлетворенная потребность перестает быть мотивирующей, и человек стремится к насыщению следующей по значимости, то есть с ростом доходов, меняются мотивы и на первый план приходит необходимость чувствовать себя более защищенным».
По мнению г-на Маханова, в Казахстане существует группа потребителей, для которых важна стоимость товара, и таких, к сожалению, большинство. «Вместе с тем, судя по данным прироста ВВП, есть все предпосылки, что произойдет перетекание части потребителей в другие категории, для которых мотив удовлетворения физиологических потребностей уже будет стоять не на первом месте. В целом можно сказать, что население свыше среднего уровнем дохода предпочитает совершать покупки в ТРЦ и имеют большую приверженность к брендам», – подчеркнул г-н Маханов.
В то же время казахстанский покупатель достаточно привередлив. Для него важны многочисленные нюансы: парковка, свободные кассы, внимательное обслуживание, наличие товара, расширенный ассортимент, эксклюзивные товары и даже экзотика. Именно поэтому ритейлеры готовы угождать своим клиентам, тем более торговых центров в Астане и Алматы с каждым годом открывается все больше.
«Для клиента важна не только цена товара, но и условия. Казахстанские ритейлеры сильно борются за своих клиентов. Они предлагают регулярно различные промоакции на всевозможные товары. И это привлекает покупателей», – рассказал Ерлан Искаков.
Арендуем, не стесняемся…
От того, какими арендаторами будет заполнен торговый центр, зависит напрямую и портрет его покупателя. По информации г-на Маханова, сегодня арендная ставка в торговых центрах Алматы варьируется в пределах от $35 до 150 за 1 кв. м в месяц, немногим меньше в Астане – от $30 до 145 за 1 кв. м в месяц, она имеет тенденцию увеличения на 5-7% в год.
«Несмотря на постепенное насыщение рынка Казахстана торговыми центрами, существует большой спрос на качественные торговые помещения в концептуальных и профессионально управляемых торговых центрах с хорошим местоположением, это касается как небольших, так и больших помещений. Стабильно высоким остается спрос на торговые помещения формата street retail в «торговых коридорах, в Алматы – это так называемый «золотой квадрат», – продолжает эксперт.
Street-retail пользуется спросом среди торговых марок за счет технологии вхождения на рынок. Формат street-retail помогает повысить узнаваемость бренда и способствует поддержанию такого немаловажного фактора, как статус. «Но в большинстве случаев помещения в торговых кварталах не соответствуют требованиям ритейлеров, чем и объясняется недостаточность предложения, а следовательно, и довольно высокие ставки аренды», – заключил г-н Маханов.
Самые дорогие районы для ритейлеров Алматы: Медеуский и Бостандыкский. «Я не ожидаю снижения цен на арендованные площади, так же как и повышения в ближайшие 5 лет. Хоть и наблюдается небольшой рост активности на рынке недвижимости, но примерно одинаково и предложения и спроса», – прокомментировала г-жа Коспенбетова.