В золотовалютном резерве РК произошло рекордное сокращение
Валовые международные резервы Казахстана, находящиеся под управлением Национального банка, по итогам апреля достигли минимального значения с января 2010 года. Их величина составила $26,4 млрд, сократившись на 6% к марту и на 6,6% к началу года.
В структуре международных резервов зафиксировано снижение как в части средств, сосредоточенных в СКВ, так и в золоте. И если величина активов в СКВ снизилась на 6% по причине их размещения в активы Национального фонда, то золотой запас сократился вследствие снижения его стоимости на мировых рынках.
В золотой части наших резервов произошло рекордное за несколько лет сокращение. Снижение в апреле месяце к показателю марта текущего года составило 6,13% или $388 млн в абсолютном выражении. Это максимальное сокращение объема золота с сентября 2011 года. Тогда снижение составило 6,8%.
В 2011 году снижение было связано с резкой коррекцией цены металла вниз, которое происходило в течение 3 недель. Тогда золото обрушилось с 1862,8 долл./унция до 1624,3 долл./унция, после чего пошел восходящий тренд.
По сути именно с этого момента начались ралли на рынке драгметаллов, делающие обладателей золотых слитков миллионерами за считанные часы.
Но сейчас ситуация принципиально иная. Снижение цены на драгметалл началось еще в апреле. Если 9 апреля золото котировалось по цене 1584,6 долл./унция, то через каких-то 7 дней рынок рухнул на самое дно, до отметки 1368,2 долл./унция.
Ситуации, когда золото падало в цене так сильно и стремительно, можно пересчитать по пальцам. Разумеется, аналитики, работающие с этим рынком, предупреждали о резкой коррекции, так как 28 марта цена опустилась ниже психологического барьера в 1600 долл./унция. Но для многих это было неожиданностью.
Чтобы понять фундаментальные причины, толкающие котировки золота, необходимо детально вспомнить то, что происходило в 2011-2012 годах.
Ряд крупнейших стран мира взяли на себя обязательства по невиданному ранее стимулированию своих экономик в целях поддержания экономического роста. Так как золото во все времена являлось наиболее ликвидным активом и тихой гаванью для инвестиций, мы стали свидетелями двух явлений. Увеличение наличности в мире привело к появлению эффекта богатства, благодаря которому началось стимулирование совокупного спроса. Но наряду с этим стал проявляться еще один эффект. Так называемый эффект замещения, который побуждает экономических агентов перераспределять свои растущие деньги в другие активы. Никакой другой актив не сравнится по уровню ликвидности с золотом. И в итоге мы получили рекордные котировки золота, которые толкали вверх эффекты богатства и замещения, усиливающиеся с каждым днем.
Но столь стремительное падение связано с резким улучшением конъюнктуры американской экономики и боязнью рынков, что количественное смягчение, которое является одним из масштабных стимулирований американской экономики (наряду с временами «великой депрессии»), подходит к концу. Что фактически может означать столь стремительное и сильное снижение цены золота? А означает это то, что золото перестало быть тихой гаванью, в которую инвесторы заводили свои активы и неплохо на этом зарабатывали.
Если говорить о центральных банках, то здесь ситуация не очень радужная. Объем приобретенного золота регуляторами мира достиг 534,6 метрических тонн, что является абсолютным рекордом с 1964 года. И во время падения цен на золото больше всего досталось именно центральным банкам, которые потеряли около $560 млрд.
Дело в том, что поведение центрального банка отличается, скажем, от поведения банка инвестиционного. Так как международные резервы являются гарантией стабильности страны и национальной валюты, по их размеру и структуре судят о кредитоспособности государства, присваивают соответствующий суверенный рейтинг, то регулятор не ставит перед собой цель получения ренты.
Центральные банки закрывают и открывают свои позиции не так, как обычные трейдеры. Они ориентируются на долгосрочную перспективу, рассматривая золото в качестве резервной валюты. Именно поэтому с центральными банками происходит то, что произошло в этом году. В данной связи чрезвычайно важно понять, что же может быть с долгосрочной стоимостью золота. Чего нам ждать, на что надеяться и во что верить?
Начнем с того, что пока говорить о взрыве «золотого пузыря» слишком рано, так как центральные банки ряда стран, в том числе Народный банк Китая, владеющий крупнейшими запасами «желтого металла», продолжают аккумулировать золотые запасы.
Если говорить о том, насколько свертывание стимулирующих мер может «уронить» цены на золото, то здесь нужно рассмотреть данный вопрос с различных сторон. С одной стороны, боязнь того, что ФРС завершит политику количественного смягчения раньше времени и ведущие центральные банки мира последуют ее примеру, может и имеет основание, но это скорее похоже на мнительность. И это вовсе не означает, что, отказавшись от стимулирующей политики, центральные банки кинутся повышать свои ставки. Более того, учитывая низкий инфляционный фон в развитых экономиках, пока это маловероятно. При тех уровнях процентных ставок, которые мы видим сейчас, и даже при условии, что они будут несколько выше, котировки золота не упадут.
С другой стороны, сворачивание стимулирующей политики в развитых странах может плавно перейти в смягчение регулирования в странах развивающихся.
Банк России – один из крупнейших хранителей золотых запасов в мире, пока не перешел к снижению ключевой ставки, но постепенно дает намеки рынку, снижая ставки денежного рынка.
Подобная ситуация происходит и в других развивающихся странах из когорты стран БРИКС, которые могут повторить ралли на золотом рынке, спровоцированное развитыми экономиками.
Теперь перейдем к факторам, которые также очень сильно воздействуют на цену золота.
Страны-лидеры ювелирной индустрии, сосредоточенные в основном в Азии, пока не дают намека на потерю интереса к золоту. Один только Китай превысил рекордный уровень импорта золота, установленный в декабре 2012 года. На отчетную дату он составил 223,5 тонн против 114,3 тонн в декабре прошлого года.
Ценовая премия на золото на рынках Гонконга и Сингапура по сравнению с Лондоном относительно стабильна, что говорит об интересе к покупке физического золота со стороны азиатских клиентов. Более того, можно предположить, что снижение котировок спровоцирует повышение спроса азиатских ювелиров. Во всяком случае, весной прошлого года при снижении котировок на 10 с небольшим процентов индийские ювелиры настолько увеличили покупки, что вывели рынок на локальный максимум того периода.
Говоря о тенденциях, которые можно установить исходя из прошлой ценовой динамики «желтого металла», стоит отметить, что каких-либо циклов за последние 50 лет на этом рынке не наблюдалось. Стоимость золота была связана с деловой активностью в развитых странах, возрастающей под воздействием научного прогресса.
Нынешняя ситуации схожа с 60-70 годами прошлого века, когда произошло фундаментальное переосмысление концепции мировой финансовой системы. Когда в 1971 году было решено отказаться от золотого обеспечения доллара, котировки сначала упали на 50%, а затем произошел восьмикратный скачок цен.
В результате изменения конъюнктуры в развитых экономиках, отказа от стимулирующей политики как резкого, так и не очень можно предположить, что золото в цене не упадет. Более того, вероятно повышение котировок.
При начале стимулирующей политики в развивающихся экономиках падения не только не случится, но и будут все основания для роста цены «желтого металла». Со стороны азиатских рынков дальнейшее снижение будет воспринято как провокация к покупкам, что не даст этому снижению продолжиться. Судя по всему, единственным фактором, способным существенно «уронить» цены на золото, являются нешуточные перемены в архитектуре финансового мира. Разговоры о них идут давно. Неоднократные инициативы исходили и от президента нашего государства. Но насколько эти перемены назрели, покажет время.
Ну а пока нет никаких веских доводов в пользу того, что золото перестанет быть тем, чем является уже давно. Нет пока просто ничего другого, что можно было бы назвать «сокровищем нации».