Казахстанские чиновники не утруждают себя вопросами имиджа.
Казахстанские чиновники несильно утруждают себя вопросами формирования имиджа. «Больше всего данная работа в их понимании сводится к интервью в газете «Казахстанская правда» или на телеканалах «Хабар», «Казахстан». Причем выход в СМИ по образу мышления среднестатистического чиновника должен иметь дозированный характер, иначе можно попасть под «обстрел», либо напороться на неодобрение вышестоящего руководителя. В связи с чем чиновники относятся к этому с особой осторожностью», – считает казахстанский политолог Санжар Бокаев.
Но политические деятели это всегда публичные личности, а каждая публичная личность имеет определенный имидж в обществе – как специально сформированный, так и стихийно получившийся. Между тем, по оценке специалистов, в Казахстане своему имиджу политики не уделяют достаточного внимания.
«Если говорить конкретно о казахстанской специфике, то отношение вышестоящего руководства в чиновничьем мире – наиболее судьбоносно и решающе, нежели сам имидж чиновника в публичной сфере (среди широких слоев населения)», – считает г-н Бокаев.
По оценке эксперта, в нашей стране есть чиновники, которые профессионально занимаются самопозиционированием, нанимая имиджмейкеров. Говоря о том, насколько способен политический имидж повлиять на карьеру того или иного чиновника в нашей стране, политолог Айдос Сарым пояснил, что «поскольку наша страна чересчур лидероцентрична, то назначение и продвижение чиновников зависит в основном от двух факторов: безусловной лояльности, даже в ущерб личным и общественным интересам, а также умения налаживать коммуникации с власть имущими, находить баланс».
В то же время, согласно мнению г-на Сарыма, казахстанское общество постепенно, но верно меняется. Меняются идеальные и нормативные образы чиновников, общественные взгляды на власть, стереотипы и автостереотипы. «Например, сегодня трудно быть чиновником, не зная казахского языка, высказывая к нему полное пренебрежение. Единственное исключение – Григорий Марченко, политическая судьба которого идет к закату. Есть и неписаные требования и стандарты, некие «правила игры» и ритуалы, которым наши чиновники стараются следовать», – утверждает эксперт.
Некоторые изменения в нашем обществе отмечает и другой казахстанский политолог, эксперт по проблемам национальной безопасности Талгат Мамырайымов. «Я бы не стал преувеличивать влияние политического имиджа на карьеру казахстанских политиков. Но, тем не менее, за последние 1,5-2 года в нашей стране политический имидж стал играть значительную роль в карьерном росте политиков», – считает эксперт. Причем, по его мнению, в основе таких изменений лежит не только рост политической ответственности казахстанских государственных деятелей, но и также развитие гражданского самосознания, политического участия, недовольство значительной части казахстанцев своим социально-экономическим положением.
«Правящая элита Казахстана начинает осознавать пагубность принятия закулисных решений, противоречащих национальным, общественным интересам. Возможно, поэтому в последнее время первые лица нашего государства уделяют большое внимание политическому имиджу самих себя и своих подчиненных», – заключил г-н Мамырайымов.
Оценивая политический имидж казахстанских чиновников, политологи выделяют несколько имен. Так, наиболее удачные имиджи, по мнению Санжара Бокаева, создали себе Серик Ахметов, Карим Масимов, Ахметжан Есимов, Имангали Тасмагамбетов, Бердыбек Сапарбаев и Канат Бозумбаев. В одном случае этот успех связан с выверенной пиар-стратегией и наличием целой команды специалистов, в другом – результатами успешной хозяйственной деятельности.
Неудачный же имидж, как считает политолог, наблюдается у Асылжана Мамытбекова, Ерболата Досаева и теперь уже у Серика Абденова, и связан он в большей степени с провалами в работе, вызвавшими общественный резонанс или критику со стороны общественности. И нужно помнить всегда, что есть понятие «социальная память» у населения, которое не даст забыть о деятельности чиновников и политиков еще долгое время.
С другой стороны, Талгат Мамырайымов полагает, что в целом в Казахстане сегодня вряд ли есть чиновник топового уровня, который может позволить себе пренебрежительно относиться к своему политическому имиджу и, соответственно, общественному мнению.