Операторы считают, что вина лежит на самих абонентах.
Если вы получали sms-сообщение о том, что неожиданно выиграли iPhone5 или туристическую поездку, не участвуя ни в какой акции или лотерее, значит, вы пополнили ряды тысяч казахстанцев, ставших жертвами интернет-мошенничества. И это еще самые безобидные из его вариантов. Мошенники могут отправить сообщение с информацией о том, что ваш «родственник» попал в беду и необходимо срочно отправить определенную сумму на счет неизвестного абонента или, используя незарегистрированную sim-карту, позвонить с сообщением о заложенном взрывном устройстве или готовящемся террористическом акте. Европейские киберпреступники уже давно научились подключаться к мобильным телефонам, используя Wi-Fi или BlueTooth, и, получая временный контроль над смартфоном, отправляют с него sms-сообщения на платные номера, а затем обналичивают деньги.
Очень много преступлений, связанных с мобильным мошенничеством, совершается заключенными, находящимися в местах лишения свободы, хотя использование мобильных телефонов там строго запрещено. Но, видимо, ни это, ни установка так называемых «глушилок» не останавливает людей, отбывающих срок, от шантажа и вымогательства с использованием мобильных телефонов.
Схем, применяемых преступниками с целью получения доступа к балансу абонентов, достаточно много. Мобильное мошенничество можно смело назвать одним из видов криминального бизнеса, а ежегодные убытки мировой сотовой индустрии от подобных преступлений, по разным оценкам, составляют десятки миллиардов долларов.
Как навести порядок?
Бороться с таким криминалом мешает отсутствие реальной информации об абонентах, ведь зачастую человек, который пользуется номером той или иной сотовой связи, не является достоверным абонентом данного номера. Как поясняют представители правоохранительных органов, часто случается так, что абонентский номер, с которого звонили мошенники, зарегистрирован совершенно не на того человека, который им реально пользуется. Контролировать ситуацию можно только наведением порядка в регистрации sim-карт.
На сегодняшний день при покупке sim-карты любого оператора в официальных точках продаж вас потребуют предъявить оригинал удостоверения личности.
Как пояснили «Капитал.kz» в Министерстве транспорта и коммуникаций РК, пунктом 9 Правил оказания услуг сотовой связи, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года, услуги сотовой связи оказываются абоненту только после заключения с ним в установленном настоящими Правилами порядке, договора об оказании услуг сотовой связи.
В соответствии с пунктом 21 Правил договор об оказании услуг сотовой связи заключается в письменной форме в 2-х экземплярах по одному для каждой из сторон, в порядке, определенном гражданским законодательством Республики Казахстан, и должен включать в себя, в том числе, сведения об абоненте (для юридических лиц – данные свидетельства о государственной регистрации, статистической карты, свидетельства о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость, адрес для доставки счетов; для физических лиц – фамилия, имя и отчество, номер абонента, место жительства, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность, РНН, идентификационный код, адрес электронной почты, почтовый адрес).
Но есть ли у оператора возможность проверить подлинность документов, предоставленных абонентом при регистрации? По словам Аиды Досаевой, директора по корпоративным коммуникациям АО «Кселл», когда абонент приходит с регистрационной формой в абонентский отдел, операторы в обязательном порядке требуют оригинал удостоверения личности, либо вид на жительство, паспорт иностранца. Все эти документы имеют различную степень защиты от подделок. Для юридических лиц – это справка о государственной регистрации, полученная с портала электронного правительства и заверенная электронной цифровой подписью. Компания не может проводить экспертизу подлинности документов, предоставляемых для регистрации.
«Специального оборудования для проверки подлинности предоставляемых документов в магазинах нет, поскольку считаем, что национальные документы обладают высокой степенью защиты. В случае возникновения каких-либо сомнений компания всегда имеет возможность обратиться в правоохранительные органы», – пояснил «Капитал.kz» Марат Сериков, коммерческий директор Tele2 Казахстан.
Отметим, что sim-карты операторов можно купить в абонентских отделах, официальных салонах продаж и обслуживания, а также у торговых представителей и дилеров. К примеру, сеть ритейла АО «Кселл» включает в себя более чем 10 тысяч торговых точек, а общее количество точек продаж Tele2 Казахстан превышает цифру 17 тысяч.
Общеотраслевая проблема
Но самостоятельно оператор не может достичь всех своих абонентов, особенно проживающих в отдаленных точках, а в работе дилеров периодически встречаются такие случаи, когда номера зарегистрированы на физические или юридические лица без их согласия.
Это одно из самых распространенных нарушений со стороны дилеров. В этом случае используются копии документов для продажи данного номера другому лицу. Среди других нарушений – регистрация номера на несуществующие или ликвидированные юридические лица, регистрация номеров на лиц, копии документов которых приобретены через посторонние источники, открытие компаний-однодневок для регистрации большого количества номеров, подделка фирменных бланков организаций; подделка удостоверений личности путем снятия на одну ксерокопию лицевой и оборотной частей двух разных удостоверений.
Но, как уверяет Марат Сериков, обслуживание юридического лица в сотовой компании без заключения договора практически невозможно. «Для данной процедуры требуется предоставить учредительные документы, подписать бумажный договор и поставить «живую» печать. Кроме того, последующие процедуры предоставления бухгалтерских документов (счетов-фактур, актов выполненных работ и прочее) не оставят незамеченными подключение номеров», – говорит он.
Что касается оформления номера на физическое лицо – это общеотраслевая проблема, над решением которой работают все операторы.
«При поступлении от дилеров пакета документов по зарегистрированным номерам специалисты компании проводят проверку. Но так как объем поступающих документов исчисляется десятками тысяч, конечно, проведение тщательной проверки очень сложно», – говорит Аида Досаева.
С юридической стороны, в рамках действующего законодательства, с ненадлежащей регистрацией номеров со стороны дилеров на сегодняшний день компания имеет возможность бороться только при помощи гражданско-правовых методов. В частности, в договорах с дилерами предусмотрены санкции, вплоть до разрыва контракта. Более того, систематическое нарушение может послужить основанием для расторжения контракта.
Но, тем не менее, как показывает практика, данные гражданско-правовые методы не дают желательного результата. «Именно по этому на протяжении достаточно длительного времени наша компания активно выступает за введение административной ответственности, а в некоторых случаях и уголовной ответственности для дилеров и их работников за ненадлежащую регистрацию абонентских номеров. Достаточно сказать, что в конце прошлого года по инициативе компании всеми операторами сотовой связи РК было направлено письмо руководителям ряда правоохранительных органов и МТК с предложением о введении административной и уголовной ответственности для дилеров, их работников и агентов (субдилеры) с соответствующим объективным обоснованием необходимости таких поправок и конкретным проектом изменений и дополнений в Правила оказания услуг сотовой связи, Закон «О связи», КоАП РК и УК РК», – говорит Аида Досаева.
По ее словам, именно законодательное придание вышеуказанным действиям статуса правонарушения или преступления с установлением государственных санкций административного и уголовного характера является единственным эффективным методом профилактики. Но до тех пор пока таких поправок в законодательстве нет, обязательства по надлежащей регистрации абонентских номеров дилеры, а равно и их агенты (субдилеры), несут только перед оператором в рамках договоров о сотрудничестве. Но с точки зрения законодательства, указанные действия не являются нарушением действующего законодательства РК.
В Tele2 Казахстан отмечают, что службой продаж коммерческой дирекции компании постоянно ведется информационная работа среди дилеров и субдилеров о недопустимости оформления номеров абонентов с использованием паспортных данных третьих лиц, которые также предупреждаются об ответственности и возможных последствиях. В качестве меры борьбы с подобными нарушениями компания выплачивает дополнительное вознаграждение дилерам и продавцам не за активированный номер, а за правильно заполненный и предоставленный пакет документов: форму регистрации и копию удостоверения личности абонента.
Чтобы стимулировать абонентов зарегистрировать номер на себя, активные шаги предпринимаются и в АО «Кселл». «Мы рассылаем sms, делаем коммуникацию через социальные сети, через средства массовой информации и даже предоставляем бонусы за своевременную регистрацию. Однако на практике количество откликов на наши призывы очень низкое», – говорит Аида Досаева.
По мнению Марата Серикова, еще одним вариантом решения проблемы может стать внедрение в Казахстане технологии MNP, поскольку в случае нахождения абонентской базы в ведении регулятора, или подконтрольной организации, государственные органы будут иметь возможность использовать не только экономические, но и административные рычаги воздействия.