Звуковые маяки: как ученые из Казахстана покоряют США
Устройствами для незрячих оснащены 12 американских библиотек, в том числе библиотека Конгресса в Вашингтоне
Звуковыми маяками для незрячих, которые создала команда разработчиков из Казахстана, уже оснащены две школы и 12 американских библиотек. Среди них крупнейшая в мире Техасская школа для незрячих и слабовидящих и Библиотека Конгресса США в Вашингтоне. Для продвижения своих устройств ученые создали в США компанию с особым статусом. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz ученый и разработчикик маяков Галымжан Габдрешов рассказал, как удалось выйти на ООН и американские учреждения, сколько было инвестировано в проект и почему команде предложили принять гражданство США.
Стереозвук и датчики движения: как работают звуковые маяки
Разрабатывать звуковые маяки для незрячих и слабовидящих Галымжан начал в июне 2022 года.
«Ко мне обратился депутат Кенжегул Сейтжан, который потерял зрение еще в детстве. Он рассказал, что при посещении банка или какого-либо учреждения ему всегда требуется сопровождающий. Самостоятельно таким людям сложно найти вход в банк и в целом ориентироваться в помещении. Зная, что я ученый и изобретаю с командой устройства для слабовидящих, он попросил создать решение, которое помогало бы ориентироваться в помещении. И главное – чтобы оно было удобным. Он поставил передо мной задачу, чтобы незрячие по звуку могли понять, где находится входная дверь и на каком расстоянии. С этой идеи и началась наша работа над звуковыми маяками», - поделился изобретатель.
Изучив устройства, которые есть на рынке, Галымжан решил создать звуковые маяки.
«Те решения, которые уже были, не отвечали запросам незрячих», - подчеркивает он.
Разработанные Галымжаном и его командой звуковые маяки размером со смартфон. Они крепятся около входа, у крыльца учреждения к козырьку или стене здания.
«Наш маяк каждую минуту издает специфичный стереозвук, похожий на писк. Здоровые люди его не слышат, а вот незрячие распознают на расстоянии свыше 100 метров. Ведь их обучают в спецшколах распознавать этот звук и обращать на него внимание. По мере приближения к звуковому маяку незрячий слышит его все сильнее, а когда он приближается к двери в радиусе семи метров, у маяка срабатывает датчик движения. «Умный» маяк понимает, что около него человек и автоматически срабатывает голосовой помощник. Он инструктирует, к какому учреждению подошел человек, объясняет наружу или внутрь открывается дверь и куда двигаться дальше. Такие маяки можно установить не только на входной группе, но и в помещении. Что именно будет «говорить» такой маяк, можно запрограммировать», - поясняет собеседник.
Первая MVP-модель разрабатывалась более полугода
Маяк может «говорить» на трех языках – русском, казахском и английском.
«Любой язык можно настроить. Озвучкой маяка можем заняться мы или это может сделать искусственный интеллект – он может говорить любым голосом», - пояснил собеседник.
Работа над первой экспериментальной MVP-моделью устройства заняла чуть более полугода.
«Впервые мы апробировали наш прототип звукового маяка в одном из крупных казахстанских банков, который оснастили нашим решением. Депутат Кенжегул Сейтжан приезжал туда и пробовал с помощью нашего маяка найти входную группу, необходимый кабинет. Причем без сопровождающего. И в процессе такого эксперимента мы стали выявлять определенные параметры: на каком радиусе работает маяк и насколько он удобен для незрячего. Также отрегулировали другие опции. Нам было важно, чтобы незрячий мог ориентироваться в любом пространстве самостоятельно, без тактильных дорожек», - рассказывает изобретатель.
Он подчеркивает, что в Казахстане, по последним данным Всемирной организации здравоохранения, насчитывается около 160 тыс. слабовидящих и незрячих. Из них только 87 тыс. включены в реестр незрячих министерства труда и социальной защиты населения. Почему такой разрыв в цифрах?
«Все просто. По казахстанскому законодательству, если незрячий пенсионер получает пособие по инвалидности по потере зрения, то он не может получать одновременно пенсию. А так как пенсия по возрасту выше, чем пособие по инвалидности, то незрячие пенсионеры предпочитают получать пенсию, а не пособие. Поэтому эта группа не входит в официальный реестр незрячих. По данным же ВОЗ, более 2,2 млрд человек в мире страдают нарушениями зрения», - отмечает Галымжан.
Проверка на прочность
По словам Галымжана, в Казахстане нет аналогов звуковых маяков.
«В мире есть похожие устройства, но по своим техническим характеристикам они сильно проигрывают нашему решению», - считает он.
Презентация звукового маяка была в Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН. Департаменту по развитию инклюзивного общества ООН команда показала, как работает их решение. С казахстанской стороны в эксперименте участвовал незрячий депутат Кенжегул Сейтжан, с американской – также был незрячий мужчина. Их просили самостоятельно перейти дорогу с интенсивным движением.
«Незрячий американец шел на звук, который издавал светофор. В Казахстане такие устройства также есть. В итоге он не смог перейти дорогу, оказавшись на ее середине. Он потерял ориентир и свернул не туда. Наш звуковой маяк срабатывал, когда загорался зеленый свет для пешеходов, и незрячий начинал идти. С другой стороны звучал другой специфичный звук маяка. При приближении к нужной точке он усиливался, на что и ориентировался незрячий пешеход. И только после того, как он перешел дорогу, загорелся красный свет. Здесь сработал наш датчик движения, который определил, что человек приблизился к светофору, а значит - перешел дорогу. У нас все было продумано. Казалось бы, что наше решение с американским идентичны. Но это не так, наше более продумано. Это подтвердили и в ООН», - рассказывает Галымжан.
Он обращает внимание, что в США и Европе редко можно встретить незрячего, переходящего дорогу с собакой-поводырем. Поэтому собаки не могут повсеместно заменить звуковые маяки.
«Содержание и обучение собаки-поводыря – это очень дорогое удовольствие. Чтобы обучить собаку-поводыря в США, требуется более 50 тыс. долларов. Это та сумма, которая требуется для ее ухода и обучения. В целом же обучение такой собаки занимает до двух лет. К тому же она должна привыкнуть к своему незрячему хозяину, изучить его маршрут. Это крайне сложный и дорогостоящий процесс», - поясняет собеседник.
Инвестиции в проект – около 10 млн тенге
С Галымжаном над проектом работает его друг – инженер Тимур. Костяк команды состоит из пяти человек. Иногда под определенные проекты по контракту ученые привлекают программистов.
«В разработку первых рабочих прототипов мы вложили около 10 млн тенге. Это были личные средства команды. Эти деньги были направлены на закупку комплектующих. Когда же наше устройство стало полноценно работать, мы начали привлекать инвестиции извне. Мы уже получили патент на свое изобретение», - отмечает собеседник.
Для развития технической части в 2023 году разработчики получили грант от казахстанского «Фонда науки». А когда устройство вывели в рабочую стадию, все его опции были проработаны, маяком заинтересовался казахстанский банк, где проводились испытания.
«В каком именно объеме мы привлекали грант – закрытая информация. Часть средств направили на разработку, часть – на получение патента, сертификата безопасности и так далее», - рассказывает Галымжан.
Локализация производства в Гуанчжоу
Все компоненты для звуковых маяков команда приобретает в Китае. Там же локализовано их производство – в промышленном Гуанчжоу.
«В этом городе у нас есть партнеры, каждый из них выпускает разные компоненты, в том числе электронику. А в Казахстане проводим сборку наших маяков, «вшиваем» туда программное обеспечение, настраиваем и адаптируем под конкретного заказчика: банк, школу и т.д. Сейчас мы открыты для сотрудничества со спонсорами, которые помогут оснастить маяками те компании, которые в этом действительно нуждаются. Маяки – это не коммерческий проект, все средства от заказа направляем в производство новых. На сегодняшний день мы выпустили более 300 звуковых маяков», - пояснил разработчик.
Маяки Галымжан и его команда производят в Китае по ODM-контракту (Original Design Manufacturer). У него и второго инженера Тимура есть виртуальный кабинет. Через него они могут из Казахстана программировать весь цикл производства и даже параметры деталей. К такому кабинету подключаются десятки предприятий, каждое из них специализируется на производстве какой-либо детали. Все объединены в единую логистическую цепь, которой управляет единая автоматизированная система. В этом процессе не задействованы люди.
В портфолио ученого и его команды свыше 30 изобретений для людей с особыми потребностями, в основном – для незрячих. Среди них: экзоскелет, аппарат звуковой биолокации, электронно-тактильный тренажер по изучению системы Брайля на шести языках (казахский, русский, английский, арабский, китайский и испанский), электронные дороги для незрячих, костный наушник для глухих и так далее.
«У нас также достаточно много устройств на уровне прототипов, над которыми мы работаем», - заметил он.
«Учитывая, что мы производим устройства для тех, кто имеет инвалидность, китайские заводы согласились выпускать для нас небольшие партии деталей для маяков. Причем мы договорились, что в последующем наши изобретения будут доступны и для Китайской ассоциации слепых (China Association of the Blind), ведь в КНР достаточно много незрячих», - отмечает разработчик.
Цена звукового маяка зависит от объема приобретаемой партии. Если объем заказа 50 штук, то в среднем устройство обойдется в 160 тыс. тенге. Чем больше объем партии, тем ниже цена.
«В отличие от смартфонов, гаджеты для людей с инвалидностью невозможно производить многомилионными партиями», - поясняет Галымжан.
Спецшкола и тендерные приключения
Первым звуковые маяки заказал крупный банк в Казахстане и установил их во всех филиалах. Чтобы внедрить свои устройства в других учреждениях, разработчики решили участвовать в тендере.
«Но возникли бюрократические моменты. Одна из компаний также подала заявку на участие в тендере, надеясь, что они смогут производить такие датчики для незрячих. Как оказалось, у них не было технической базы и наработок для выпуска маяков. Когда они узнали, какой астрономический объем работы им предстоит, то отказались от участия в тендере. В ноябре-декабре они звонили мне и просили выручить их, предоставив им несколько партий наших маяков. Мы отказались. Позже эту организацию признали недобросовестным участником тендера», - вспоминает Галымжан.
Звуковые маяки также были установлены в коррекционной школе для слепых и слабовидящих детей в Костанае.
«Во время тендера на нас вышел акимат Костаная. Нас попросили оснастить лыжную трассу, где планировалось провести соревнования для незрячих и слабовидящих детей нашими маяками. Ведь дети, участвующие в соревнованиях, должны были ориентироваться, куда ехать, где поворачивать. Мы установили наши маяки на ограждениях, вдоль трассы. На тренировках дети поняли, как работают наши маяки, где они расположены, и стали ориентироваться на них. А после стали смело скользить по лыжне. Покупку маяков профинансировали несколько предпринимателей Костаная», - поделился он.
Удачная встреча: выход на ООН и техасскую школу
В 2023 году Галымжан вместе с одним из участников команды Нурбеком Енсебаевым переписывались со школами из США, чтобы рассказать им о своих изобретениях. Но, к сожалению, переписка не сработала.
«Нам никто так и не ответил. Поэтому мы с Нурбеком решили поехать в США. Когда приехали в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорк, охрана не пропустила нас в офис. Наверное, мы показались им подозрительными. Думаю, они подумали: «что тут делают два азиата с двумя чемоданами, которые набиты непонятно чем?» Они не знали, что у нас там наши изобретения. А уже на следующий день Нурбек каким-то образом договорился о встрече с представителями ООН. И мы наконец переговорили. Это был наш первый шаг для продвижения изобретений на американском рынке», - вспоминает собеседник.
Второй город, куда попали изобретатели – Остин. Там расположена Техасская школа для незрячих и слабовидящих (TSBVI). Это одна из самых крупных школ мира, где обучаются незрячие. Свыше 90% тифлопедагогов мира сконцентрированы в США, большая их часть – в этой школе.
«У нас была мечта – мы хотели предложить свои разработки для детей из этого учебного заведения. Тем более в этой школе обучается более 2 тыс. слабовидящих и незрячих. А мы могли бы помочь им стать более самостоятельными», - рассказывает Галымжан.
Он вспоминает день, когда им удалось встретиться с директором этой школы, ведь учебное заведение не выходило на связь, когда разработчики писали им письма.
«Мы приехали летом, когда дети были на каникулах. Охрана нас опять не пропустила, но Нурбеку каким-то магическим образом удалось связаться с представителем этой школы, и нам удалось встретиться с ее директором… Мы показали свои изобретения, в том числе звуковые маяки. Наши решения удивили его», - вспоминает собеседник.
После демонстрации своих изобретений команда казахстанских ученых заключила меморандум с Техасской школой для незрячих и слабовидящих (TSBVI).
«Посыл меморандума – внедрение наших изобретений и запуск их во всех школах, библиотеках и профильных организациях США», - пояснил Галымжан.
Также ученым предложили принять гражданство США. Таким образом, поясняет Галымжан, у них появится возможность получить любое финансирование для проектов.
«Директор школы сказал, что все учебное заведение будет в нашем полном распоряжении... Нас заверили, что не нужно будет платить за аренду. Наоборот – нам готовы платить и дают возможность 2 тыс. незрячих апробировать наши устройства», - отмечает ученый.
Позже разработчики зарегистрировали в США некоммерческую компанию. Этот процесс занял около года.
«Налоговое управление США (Internal Revenue Service, IRS) присвоило нам специальный статус 501. Он означает, что наша компания осуществляет благотворительную, образовательную или научную деятельность. Она освобождается от уплаты подоходного налога (ERS). Также мы сможем получать пожертвования, не облагаемые налогом для доноров. Кстати, чтобы получить статус 501, наши изобретения изучались в течение года, чтобы убедиться, что они реально работают», - рассказал Галымжан.
Сейчас звуковые маяки используют в двух школах и 12 библиотеках США.
«Среди них крупнейшая в мире Библиотека Конгресса США в Вашингтоне. Она была основана еще в 1800 году. В целом мы охватили своими решениями не только Вашингтон, но и Нью-Йорк, и Техас», - рассказывает собеседник.
В будущем Галымжан намерен вывести маяки на рынки Европы и Юго-Восточной Азии.
«Через США нам легко попасть на любой рынок. Мы открыты для инвесторов, которые готовы спонсировать не только наши разработки, но и спецшколы для незрячих, где необходимо установить звуковые маяки. Мы открыты к любым предложениям», - резюмирует ученый.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
