Казахстанские фермеры не готовы к вступлению в ВТО.
Животноводческая отрасль, впрочем, как и весь агропромышленный комплекс страны, еще не готова к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Отечественные товаропроизводители, работающие на обветшавшем оборудовании, неконкурентоспособны даже в рамках Таможенного союза (ТС), не говоря уже о технологически развитых странах. Такое мнение «Капитал.kz» выразил Ауезхан Даринов, президент Союза фермеров Казахстана.
«Сегодня количество сельхозформирований в республике составляет более 200 тыс., из них действующих 188 тыс. И все они по технической оснащенности находятся в аутсайдерах. Сельхозпредприятия, АО, ТОО, ПК в количестве 6 тыс. единиц, имеют в наличии сельхозтехнику, но в основном устаревших моделей. И только примерно 10% их машинотракторного парка можно отнести к группе современных сельхозмашин. При годовой амортизации 10-15% темпы обновления сельхозтехники на протяжении нескольких последних лет держатся на уровне 1-2% в год», – объясняет г-н Даринов.
Отметив, что в США действуют более 2 млн фермерских хозяйств. Их материально-техническая база – это современные и высокопроизводительные тракторы, комбайны, посевные комплексы. Они позволяют проводить все необходимые агротехнические мероприятия на высоком технологическом уровне. В итоге урожайность американских полей в 4-5 раз выше казахстанских. А среднесуточные привесы крупного рогатого скота (КРС) на откорме составляют от 1,5 до 2 кг, надой от фуражной коровы – 10-15 тыс. литров молока в год. И аналогичное положение дел практически во всех развитых странах.
«При существующем положении дел в животноводстве, когда основные производители, кроме прав на землю, имеют только старую технику или вообще ей не располагают, говорить о готовности к вступлению в ВТО не приходится. Казахстанские фермеры не смогут на равных конкурировать с коллегами из развитых стран. Тем более что отечественную животноводческую продукцию назвать конкурентоспособной пока нельзя. Достаточно взглянуть на статистику и на полки магазинов», – говорит Ауезхан Даринов.
По официальным данным, объемы импорта мяса и субпродуктов свежих, мороженых и охлажденных в 2012 году составили 235 375 тонн, в 2011 году – 187 389 тонн. С учетом импорта колбасных изделий и мясных консервов, общий импорт мяса и мясопродуктов составляет порядка 300 тыс. тонн. При этом на экспорт приходится не более 2 тыс. тонн.
«Такая диспропорция свидетельствует о том, что Казахстан еще не готов конкурировать с другими странами как по ценовым параметрам, так и по качеству. Особенно ярко это высветилось в последнее время – в период вхождения республики в ТС. Ценность данного опыта состоит в том, что все вдруг поняли: отечественная экономика, особенно ее аграрный сектор должным образом не подготовлены к открытой конкуренции и интеграционным процессам», – поясняет президент Союза фермеров Казахстана.
Аналогичных взглядов придерживается и Утеген Муртазин, директор ТОО «Сарыагаш». «Казахстанским фермерам и в Таможенном союзе нелегко живется, а в ВТО давление усилится еще больше. Сейчас с Россией и Беларусью тяжело конкурировать, а Америка и Евросоюз это в 2 раза более продуктивное производство. На мой взгляд, как минимум еще 10 лет надо, чтобы животноводство в республике встало на ноги и действительно могло конкурировать с зарубежными странами. А пока мы не созрели для ВТО», – уверен г-н Муртазин.
По его мнению, при отсутствии вложений развитие животноводства практически невозможно. Необходимы качественная модернизации хозяйств и стимуляция сельскохозяйственного производства. Это позволит возвести отечественных товаропроизводителей на более рентабельный уровень, а значит, сделать страну менее импортозависимой.
Кто кого?
Как рассказала «Капитал.kz» Лидия Михеева, исполнительный директор Молочного союза Казахстана, сегодня, чтобы казахстанской продукции стать конкурентоспособной, необходимо два условия. Во-первых, следует поменять саму структуру животноводства. Эти затраты самостоятельно не осилить, и здесь нужна поддержка со стороны государства. А во-вторых, необходимо постепенно развивать среднее и крупнотоварное производство. Поскольку чем крупнее хозяйство, тем ниже себестоимость продукта.
«80% молока получается в личных подсобных хозяйствах: у одних 5 коров, у других – 10. Везде ручная дойка и низкое качество. В связи с этим сегодня для переработки только 35% молока принимаются предприятиями, остальное – реализуется на диких рынках. Если мы не будем конкурентоспособны по отношению к россиянам или белорусам, нашу продукцию не станут покупать. Естественно, уменьшение объемов производства отрицательно скажется на сельском населении. В условиях ТС рынок-то пустой, а если так и в ВТО будет, отечественные производители уйдут, и его мигом займет импорт», – полагает г-жа Михеева.
По ее словам, сейчас нужно взвешенно подойти к процессу переговоров, чтобы установить достаточно высокие тарифы на продукты, нуждающиеся в защите от экспансии зарубежного производителя. И в каком положении окажется Казахстан, став членом ВТО, во многом будет зависеть от того, насколько казахстанские чиновники смогут проявить свой профессионализм и талант переговорщиков, чтобы добиться преимуществ и привилегий для своей экономики.
«Не знаю, как проходят переговоры по ВТО, но интересы Казахстана в ТС слабовато представляют. Например, из Беларуси приезжают 10-15 специалистов, с российской стороны – 10-15 человек, а у нас – 1-2. Иногда и одного человека с трудом отправляют, мы постоянно принимаем участие в обсуждении проектов технических регламентов и, конечно, все это видим. Но по молоку и молочной продукции Минсельхоз и НЭПК «Союз «Атамекен» нас полностью поддерживают. Мы уже 2 года свою позицию отстаиваем и не соглашаемся с тем, что предлагает Россия», – заключила исполнительный директор Молочного союза Казахстана.
Переговоры по вопросам государственной поддержки сельского хозяйства в рамках переговорного процесса по присоединению Казахстана к Всемирной торговой организации еще не завершены. В настоящий момент республика активно их ведет со странами-членами ВТО на многостороннем уровне.
«Согласно правилам ВТО, меры господдержки сельского хозяйства подразделяются на меры «зеленой» и «желтой» корзин. Объемы финансирования, направленные на мероприятия «зеленой», могут предоставляться без ограничений. Это такие бюджетные расходы на развитие инфраструктуры, научные и прикладные исследования, ветеринарную и санитарную безопасность, страхование доходов фермеров и другие затраты общего характера. А «желтая», то есть расходы прямо не влияющие на цену и себестоимость сельскохозяйственной продукции, ограничивается», – сообщили «Капитал.kz» в секретариате министра по делам экономической интеграции РК.
По данным ведомства, переговоры по сельскому хозяйству ведутся на основе выделяемых государством объемов финансирования отрасли, по итогам которых определяется максимально допустимый уровень поддержки в рамках «желтой корзины». Сейчас Казахстан находится в процессе согласования и отстаивает возможность предоставлять ее в объемах, необходимых для реализации новой отраслевой программы «Агробизнес-2020».
Как рассказала «Капитал.kz» Гульмира Исаева, вице-министр сельского хозяйства РК, в рамках переговорного процесса ведется активная работа по отстаиванию мер, которые позволят максимально защитить казахстанских крестьян от возможных последствий вступления в ВТО.
«Государство будет и дальше поддерживать отечественных фермеров, только вот уровень поддержки должен быть не более установленного правилами вхождения в ВТО. Для этого нам необходимо отстаивать всеми силами свои позиции. В дополнение, заложив максимально долгий переходный период, в котором мы сможем устанавливать уровень субсидирования по своему усмотрению», – говорит г-жа Исаева.
По ее словам, для обеспечения достаточного уровня господдержки аграрного сектора проводится работа по определению его объемов, который будет разрешен после вступления в ВТО. В частности, соглашение по сельскому хозяйству предусматривает ограничение внутренней поддержки с/х на определенном уровне. Позиция казахстанской стороны на этих переговорах заключается в том, чтобы получить максимально возможный объем внутренней поддержки, разрешенный для развивающихся стран.
«В качестве аргумента для увеличения объемов господдержки в секретариат ВТО представлена новая отраслевая программа развития агропромышленного комплекса на 2013-2020 годы. Она предусматривает максимальные объемы субсидий отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям. А, учитывая территориально-географическое расположение Казахстана и отсутствие выходов к морю, также отстаивается право на предоставление экспортных субсидий», – пояснила вице-министр сельского хозяйства РК.
Гульмира Исаева отметила и то, что Казахстан на переговорах по вступлению в ВТО стремится максимально отстоять свои позиции и войти в эту организацию на выгодных для отечественного производителя условиях. Так, тарифные предложения республики предусматривают сохранение тарифной защиты существующего сельскохозяйственного производства и учитывают его интересы. Все это, прежде всего, нацелено на повышение конкурентоспособности отечественных товаров.
«Существовавшая в Казахстане до формирования ТС таможенно-тарифная политика являлась одной из наиболее либеральных среди стран СНГ. Средний импортный тариф по сельскохозяйственным товарам составлял 15,5%. По степени открытости внутреннего рынка Казахстан несильно отличается от уровня тарифной защиты стран-членов ВТО. К примеру, средний импортный тариф ЕС по сельхозтоварам составлял 15,1%, Канады – 17,3%, США – 5,3%», – подчеркивает г-жа Исаева.
По ее словам, основная часть импортируемых в республику товаров пищевой промышленности не облагается таможенными пошлинами, так как завозится из стран СНГ, с которыми у Казахстана действует беспошлинный режим. Учитывая все это, можно сказать, что отечественные производители фактически уже сегодня живут в режиме ВТО, а изменение импортных пошлин после вступления республики в организацию не повлечет за собой радикальных перемен для экономики страны.
«Несмотря на то, что отечественная продукция пока неконкурентоспособна в полной мере, она выгодно отличается от зарубежной высоким качеством, отсутствием ГМО и является экологически чистой. Сейчас ведется работа по формированию нормативной правовой базы для стимулирования производства органически чистой продукции. И она, возможно, будет конкурентной на рынке развитых стран, где цена реализации на нее выше, чем на традиционную. И наши минусы мы сможем использовать как плюсы», – уверена г-жа Исаева.
Сделано не в Казахстане
Эксперты сходятся во мнении, что состояние животноводческой отрасли в Казахстане сегодня неудовлетворительное. Мясомолочная продуктивность скота не растет, кормопроизводство не развивается. А в последние 2 года вообще наблюдается снижение численности КРС, овец и свиней. Все это и привело к резкому скачку цен на мясомолочную продукцию. Сегодня мясо «Made in Kazakhstan» – самое дорогое в мире. По сравнению с 2011 годом реализационные цены говядины, баранины, конины, свинины, а также птицы в среднем подскочили в 2-3 раза.
«И это только цветочки. По всей вероятности, стоимость мяса и мясных продуктов на фоне повышенного спроса будет расти и дальше. Тем более что с каждым годом обостряется проблема доступности кормов: сена, соломы, отрубей и т.д. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние неблагоприятных погодных условий в виде засухи. Так, 2010-2012 годы отмечались неурожаем и гибелью посевов сельскохозяйственных культур, в том числе и кормовых. Это спровоцировало рост цен на все виды кормов, а соответственно и на мясо», – поясняет г-н Даринов.
Дешевизна российского и белорусского мяса обусловлена несколькими факторами. Главные из них – доступность кормовой базы, лучшие климатические условия и, как следствие, более высокая урожайность. «Себестоимость производства мяса у нас выходит намного выше, чем у партнеров по Таможенному союзу. Кроме того, цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ), энергоносители и воду повышаются ежегодно. А это напрямую отражается и на себестоимости отечественной продукции. В итоге – мясное скотоводство в Казахстане становится неконкурентоспособным», – говорит Утеген Муртазин.
В Минсельхозе признают, что увеличение импорта из стран ТС по некоторым видам продуктов питания сказалось и на объемах производства отечественной продукции. «Сегодня доля импорта во внутреннем потреблении по говядине составляет 5,5 %, по баранине – 0,4%, по свинине – 6,2%, по конине – 6,8%, по мясу птицы – 61%. А поскольку импортная продукция дешевле, то отечественная становится неконкурентоспособной и проигрывает импортным аналогам», – считает Гульмира Исаева.
Отметив, что низкая инвестиционная привлекательность отрасли, высокая концентрация животных в личных подсобных хозяйствах, неразвитость племенного дела, мелкотоварность производства, неблагоприятная ветеринарная ситуация, отсутствие достоверных данных о количестве животных, а также оторванность научных исследований от реальных требований бизнеса приводят не только к импорту технологий и постоянной зависимости от зарубежных поставщиков, но и к высокой себестоимости продукции.
«Отсутствие достоверных данных о количестве животных и обязательной идентификации затрудняло планирование и не давало представление о реальной картине. К примеру, недавно прошедшая поголовная идентификация крупного рогатого скота выявила недостачу около 1 млн голов. По поводу низкой инвестиционной привлекательности отмечу, что невысокая залоговая стоимость сельскохозяйственных активов, земель и отсутствие ликвидных залогов – затрудняют доступ к кредитным продуктам банков второго уровня и тормозят развитие отрасли», – убеждена вице-министр.
По ее мнению, банки не стремятся укреплять свое присутствие в сельскохозяйственной отрасли за пределами крупных холдингов и корпораций. Высокие риски и нехватка залогового обеспечения их не привлекают. В итоге – это выливается в высокие процентные ставки, неподъемные для отрасли.
Еще одна проблема, по мнению Ауезхана Даринова, заключается в том, что личные подворья населения и большинство крестьянских (фермерских) хозяйств, которые производят 80% мяса и 95% молока, – лишены государственной поддержки.
«Субсидии и льготные кредиты доступны только крупным сельхозформированиям, имеющим в наличии более 100 голов маточного поголовья КРС и свыше 600 овец. Из-за этого и дороговизны кормов многие сельчане перестали заниматься личным подворьем – их сарай сейчас пустует. И они из категории самозанятых постепенно и неуклонно переходят в разряд безработных маргиналов», – сетует г-н Даринов.
По его словам, пока не поздно, нужно повернуться лицом к сельчанам и оказать им меры господдержки. Особенно в вопросах удешевления стоимости грубых и концентрированных кормов. На данном этапе – это суровая необходимость. Без поддержки мелкотоварного производства невозможно поднять животноводство – это аксиома.
«Вместо того чтобы помогать мелкому фермеру встать на ноги и расширится, государство все внимание уделяет уже состоявшемуся бизнесу. Между тем политика лоббирования интересов крупного сельского бизнеса в ущерб малому и среднему может привести к сворачиванию фермерского движения с неизбежной потерей продовольственной безопасности, в том числе и по мясомолочным продуктам», – говорит президент Союза фермеров Казахстана.
Добавив, что зерновые компании и холдинги, включая крупные сельхозпредприятия, в должной мере не занимаются развитием отрасли животноводства, а их вклад в обеспечение продовольственной безопасности более чем скромен. Так, согласно статистике, они от республиканского уровня производят всего лишь мяса-сырья – 5,7%, молока-сырья – 4%, шерсти – 5%. Тогда как свыше 90% приходится на долю частного сектора и крестьянских фермерских хозяйств.
Отрасли нужна перезагрузка
Во избежание печальных последствий, государству необходимо обеспечить соблюдение основных принципов рыночной экономики и поменять отношение к субъектам мелкотоварного производства. «Ставка и ориентир на крупнотоварное себя не оправдали. А потому следует сделать перезагрузку с учетом мирового опыта, где среднее фермерское хозяйство в 30-50 голов скота является наиболее успешным и эффективным», – считает г-н Даринов.
Кроме того, по словам эксперта, необходимо максимально быстро осуществить меры по масштабному техническому и технологическому перевооружению отрасли. Другими словами, казахстанские фермеры, как и их коллегии из дальнего зарубежья, должны иметь весь комплекс кормозаготовительной и кормораздаточной техники.
«У нас самые низкие субсидии – около 3% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства. К примеру, фермеры стран Евросоюза получают меры господдержки на уровне 48-50%, США – 28%, Японии – 70%, Беларуси – 20%, а России – свыше 10%. Если мы обеспечим реальную доступность финансовых ресурсов для всех категорий сельхозтоваропроизводителей и доведем объемы субсидий до уровня Беларуси, то шанс для устойчивого развития сельского хозяйства есть. Точно так же, как и все предпосылки, а главное понимание и поддержка со стороны правительства», – убежден г-н Даринов.
В свою очередь Владислав Бугаев, президент Ассоциации ветеринарных врачей Казахстана (АВВК), считает, что перспективы Казахстана как аграрной страны довольно неплохие. Республике есть куда развиваться, главное – делать это в комплексе. «Есть нормальные породы животных, которые уже адаптированы под наш климат. Нужно увеличивать это поголовье скота и одновременно решать вопрос с пастбищами. А чтобы снизить стоимость обслуживания животноводства со стороны ветеринаров, необходимо развивать производство собственных ветпрепаратов», – в беседе с «Капитал.kz» отметил президент АВВК.
По его словам, чтобы процесс вступления во Всемирную торговую организацию обошелся меньшими потерями, следует тщательно к нему подготовиться и заранее просчитать все риски. «По идее, членство в ВТО должно благоприятствовать внешней торговле, но, как видно из опыта ТС, нас просто давят со всех сторон. Наши слабые места в законодательстве успешно использует российский и белорусский бизнес. И абсолютно не факт, что при вступлении в ВТО другие страны не пойдут по тому же пути», – добавил г-н Бугаев.
Между тем Мурат Айткужинов, руководитель животноводческого хозяйства ТОО «Приречное-Агро», – один из немногих казахстанских сельхозтоваропроизводителей, кто полностью поддерживает быстрейшее вступление в ВТО. «Вот когда войдем в ВТО, тогда и будем готовы. Я считаю, что надо входить, из-за того, что будем долго готовиться, мы сильнее не станем. Чем быстрее начнем конкурировать с зарубежным импортом, тем быстрее наберемся опыта. Если шишки не набивать, мы никогда не тронемся с мертвой точки. А все время сидеть на дотациях – тоже не дело», – рассуждает г-н Айткужинов.