Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Бизнес
  3. Как казахстанец в США создает электродвигатель «нового формата»

Как казахстанец в США создает электродвигатель «нового формата»

Изобретатель Алмат Салгарин рассказал, как он планирует использовать его в Майами и почему переехал в США

Автор:
Выбор редакции
Фото: предоставлено Алматом Салгариным
Фото: предоставлено Алматом Салгариным

По данным исследования Data Bridge Market Research, объем мирового рынка электродвигателей оценивается в 136,4 млрд долларов. Ожидается, что к 2032 году он достигнет 277,8 млрд долларов. Аналитики прогнозируют, что ежегодно рынок электродвигателей будет расти в среднем на 9,3%. Изобретатель Алмат Салгарин со своим партнером Омиром Баялиевым сейчас работают над созданием электродвигателя, способного работать без редуктора. Его мощность, по их словам, в несколько раз выше аналогичных двигателей на рынке. Они считают свое изобретение «прорывом».

«Наши электромоторы можно также применять в дронах, электромобилях и на оборудовании крупных заводов. Они потребляют на 30% меньше электроэнергии, бесшумны и реже ломаются. К тому же наши электромоторы намного дешевле, чем моторы с редукторами, в которых используются достаточно дорогие неодимовые магниты», - подчеркивает Алмат.

В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz он рассказал о возможностях разрабатываемого электродвигателя, как он планирует его использовать в Майами и почему переехал в США.

В активе более 20 изобретений

Алмат Салгарин всегда увлекался физикой и электроникой. Поэтому первым вузом, который он окончил, стал Алматинский университет энергетики и связи им. Г. Даукеева. После этого он преподавал физику в одном из колледжей города Текели, а позже и в Казахском национальном исследовательском техническом университете им. К.И. Сатпаева.

«Позже мне захотелось повысить уровень знаний и я уехал в Москву. Поступил в аспирантуру Института высоких температур Академии наук СССР, по специальности «Физика плазмы». Сейчас это Научно-исследовательский институт высоких температур. В середине 90-х после распада СССР денег не хватало и каждый «крутился» как мог. Поэтому занялся бизнесом, спустя время устроился в крупнейший концерн по зернопереработке «Астык» (сейчас «Цесна-Астык»). Захотелось попробовать себя и в госуправлении, поэтому в середине 90-х окончил Национальную школу госполитики при Академии госуправления при президенте РК, специальность «Менеджер госуправления». После этого с красным дипломом окончил Евразийский институт рынка. А через год прошел аттестацию и попал в Администрацию президента РК, где проработал 10 лет на различных позициях. С начала 2000-х начал более плотно заниматься различными изобретениями», - вспоминает собеседник.

В портфеле Алмата более 20 изобретений – все они основаны на знаниях по физике и электронике. Один из первых своих проектов он разработал в начале 2000-х, когда в Казахстане остро стояла проблема с обеспечением безопасности на дорогах.

«В то время наша страна занимала первое место в мире по количеству погибших в ДТП на 100 тыс. человек. И я разработал устройство, которое помогло бы в несколько раз снизить количество таких случаев и даже могло бы свести количество смертей к нулю. В любом случае, частота и тяжесть ДТП резко бы уменьшились. Это было устройство, в чем-то аналогичное автопилоту. За счет интеграции с системой GPS мое устройство ограничивало скорость автомобиля под те лимиты, которые соответствуют определенной локации. Например, в определенном месте скорость ограничена до 60 км в час, а автомобиль движется с большей скоростью, например, 65 км в час. Зафиксировав это, система рулевого управления принимает решение снизить скорость авто до 60 км в час, активизируя процесс торможения. Также устройство позволяло замедлять скорость авто при его приближении к светофору. Эта опция помогла бы избежать множество аварий на дорогах», - отмечает Алмат.

Еще один «антиаварийный» проект изобретателя мог ограничивать скорость автомобиля в зависимости от состояния водителя.

«Такое устройство также нужно было встроить в авто. За счет микродвижений руля можно было понять, какое самочувствие, уровень внимательности, реакции у водителя. По моим наблюдениям, через 0,15-0,25 секунды после микротолчка руля водитель непроизвольно и незаметно даже для себя выправляет руль. Такое происходит с водителем каждую минуту, когда он выправляет руль после наезда на неровность дороги. Так можно было понять степень его способности к вождению. Если же его реакция последует, например, через 0,5-2 секунды, значит он пьян или просто не здоров. После система совершала еще несколько контрольных замеров для подтверждения самочувствия водителя. Если поведение водителя повторится – он представляет опасность на дороге. И его скорость по определенному алгоритму замедляется», - рассказывает собеседник.

Для продвижения проекта изобретатель сначала обратился в уполномоченные органы в сфере дорожного движения, но там проект не поддержали.

«Думаю, одна из причин отказа – мои проекты могли бы ликвидировать коррупцию на дорогах. Но я пошел дальше. Позже для внедрения своего проекта по всему Казахстану вышел на правительство. Выступил с его презентацией на совместном заседании мажилиса и сената. Там проект получил мощную поддержку. Но на этом вся поддержка и кончилась. В общем, опять обратился в уполномоченные органы в сфере дорожного движения, но история повторилась – в борьбе между инновациями и коррупцией победила последняя. Спустя время переехал в США, чтобы попытаться внедрить свои изобретениямя уже здесь», - отмечает изобретатель.

Электродвигатель для освещения побережья океана

В 2019 году его друг, Омир Баялиев, начал работать над созданием электрического мотора без редуктора, который на 30% экономичнее его аналогов. А через год к проекту «подключился» и сам Алмат. Он стал «докручивать» техническую составляющую проекта уже из США, куда переехал в 2019 году.

«Это был город Майами. Когда плавал в Атлантическом океане, часто наблюдал сильные волны. Как-то меня на выходе из воды так сильно ударила волна, что я упал… Тогда подумал, почему бы не использовать эту силу волны для получения энергии и преобразования ее в электроэнергию? В мире есть множество изобретений, с помощью которых можно получать энергию от потока воды. Но чаще всего они преобразуют энергию вертикальной составляющей воды, но почти никогда – горизонтальную. Оно и понятно, ведь волны накатываются через промежутки времени, а нужен постоянный источник энергии», - отмечает Алмат. 

На фото: Алмат Салгарин в цехе
На фото: Алмат Салгарин в цехе

Тогда он и придумал устройство, как сделать так, чтобы волна равномерно вращала генератор.

«Тогда уже открывлось широкое поле возможностей для использования почти бесплатного электричества – хочешь освещай бесплатно всю ночь все пляжи Майами или установи бесплатные холодильники на берегу для загорающих туристов. Можно сделать охлаждающие хранилища для мяса или лекарств для миллионного города или даже вырабатывать биткоины из излишков энергии. Мне же хотелось принести пользу городу и наладить экологичное освещение на всем побережье Атлантического океана. И самое главное – чтобы стоимость вырабатываемой электроэнергии была недорогой. Для этого мне нужно было создать тихоходный генератор – это тот же двигатель, но он преобразовывает энергию воды в электроэнергию. Когда стал просматривать электронную почту, оказалось, что над таким генератором работает и мой друг Омир. Он написал мне письмо с описанием идеи, но ее нужно было прилично дорабатывать. И я связался с ним. Так и началось наше партнерство», - поясняет собеседник.

Чтобы получать энергию от волн, изобретатель планирует установить на некотором отдалении от берега станции, которые будут превращать механическую энергию волны в электрическую.

«Общая энергия волн оценивается на уровне 30 000 тераВатт*час в год или 30 млн гигаВатт*ч в год. В отличие от многих возобновляемых источников энергии, волны достаточно предсказуемы. Они не меняют резко свое направление и интенсивность. Это позволяет более точно прогнозировать объем вырабатываемой электроэнергии», - подчеркивает Алмат.

Высокая мощность и бесшумность

Он отмечает, что на рынке есть двигатели, работающие без редуктора. В основном они имеют небольшую мощность и используются в бытовой технике, игрушках, вентиляторах и различных электроинструментах. Но в основном для двигателей, чтобы получить значимую мощность, «их надо разогнать, а потом с помощью редуктора превратить высокое число оборотов в медленное, но мощное усилие».

На фото: Алмат Салгарин в цехе
На фото: Алмат Салгарин в цехе

«Наши электродвигатели можно также использовать в дронах, электромобилях и на оборудовании крупных заводов. Они потребляют на 30% меньше электроэнергии, бесшумны и реже ломаются. Мощность устройств, где используются наши моторы, вырастет в 2-3 раза. К тому же наши электродвигатели намного дешевле, чем другие. Потому что в них на обмотке ротора нет обмотки, которая обычно перегорает при перегрузках. Если у обычного мотора перегорает обмотка статора, то мотор приходится отдавать на перемотку. Для этого может потребоваться 1-2 две недели для ремонта. В нашем двигателе рабочий открывает крышку мотора и сам меняет часть обмотки, которая состоит из стандартных блоков, за полчаса», - отмечает собеседник. 

Если же мотор работает в режиме генератора, преимущества еще ярче: в нем не используются дорогие неодимовые магниты. Китай является крупнейшим в мире производителем таких магнитов. Около 90% мировой добычи неодима приходится именно на КНР. За 20 лет они подорожали в несколько десятков раз.

«Таким образом, мы уходим от зависимости от них. К тому же нет необходимости в повышающем редукторе, который часто ломается и требует ремонта. Не нужно также дорогостоящее оборудование, позволяющее согласовывать характеристики электричества, для отдачи ее в сеть. Конструкция нашего устройства такая, что она позволяет вырабатывать ток уже нужного параметра», - подчеркивает изобретатель.

На фото: разрабатываемый электромотор 
На фото: разрабатываемый электромотор 

Сейчас электромотор на этапе прототипа, отмечает Алмат.

«Так как он предназначен для электровелосипеда, то по форме выглядит как диск диаметром 15-17 см с толщиной около 5 см. В зависимости от области применения его размер можно увеличивать или уменьшать. При этом он сохранит свои характеристики», - продолжает изобретатель.

На фото: разрабатываемый электромотор
На фото: разрабатываемый электромотор

В разработку было уже вложено около 45-50 тыс. долларов, из них порядка 30 тыс. долларов только на патентование. Для проведения исследований и доработки модели потребуется еще около 200 тыс. долларов.

«Я все делаю своими руками, а для качественных моторов очень важно качество сборки, а это требует дополнительных инвестиций. В будущем планируем организовать сборочный цех в Майами», - отмечает собеседник.

Почему США?

Алмат отмечает, что в Казахстане зачастую бюджеты, выделяемые государством на разработки, «никогда не доходят до изобретателей из-за непрозрачного механизма их распределения». По его словам, в республике ежегодно на эти цели напарвляется около 15 млн долларов. 

«Поэтому изобретатели вынуждены искать поддержку у инвесторов или за рубежом, где этот вопрос решается предельно открыто, с привлечением СМИ. Например, в Майами ежегодно выделяется 153 млн долларов на различные разработки. И они полностью доходят до изобретателей. Ведь их распределяют общественные организации через открытые слушания и голосования. После проводятся слушания об эффективном расходовании этих средств, насколько была выполнена задача», - подчеркивает он.

В начале июля 2025 года Алмат подал заявку для участия в международном конкурсе инновационных проектов в США.

«Про этот конкурс узнал в последний момент и подал заявку 7 июля. Участвую в конкурсе для того, чтобы о нашем проекте узнали. Тогда появится возможность наладить сотрудничество с мэрией Майами, чтобы реализовать проект по освещению побережья Атлатического океана за счет генерации энергии из воды. Также мы уже подали заявку на получение патента в США, в 42 странах Европы, Китае. Патент РСТ и на девять стран СНГ уже получили», - резюмирует изобретатель.

Сейчас Алмат лидирует в конкурсе Create the Future с большим отрывом, но все равно нуждается в поддержке в голосовании, так как против него конкурсанты из стран с полуторамиллиардным населением. Ситуация может легко поменяться до 1 сентября, когда жюри вынесет свое решение.

Пожелаем ему удачи и проголосуем по адресу contest.techbriefs.com. Его проект называется Modrive motor. Как голосовать, можно посмотреть на странице Алмата в Fecebook. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram