Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Бизнес
  3. Государство задерживает поддержку пассажирского автотранспорта - НПП

Государство задерживает поддержку пассажирского автотранспорта - НПП

Условия конкуренции между государственными и частными перевозчиками должны быть равными, заявляют в Нацпалате

Фото: НПП «Атамекен»
Фото: НПП «Атамекен»

Государство задерживает поддержку пассажирского автотранспорта. Об этом заявили в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на Atameken.kz.

На Совете по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Нацпалаты под председательством Каирбека Сулейменова обнародованы результаты анализа ситуации в сфере пассажирских автоперевозок, выявлен ряд системных проблем, мешающих развитию частного бизнеса и провоцирующих коррупционные риски.

Экспертной группой Совета был проведен мониторинг практики субсидирования социально значимых маршрутов. Исследование охватило города Алматы, Шымкент, Астану и ряд регионов, где проведены встречи с перевозчиками, представителями органов власти, отраслевых ассоциаций и аудиторских структур.

На фоне общего увеличения объема финансирования на поддержку пассажирского транспорта (со 132 млрд тенге в 2022 году до 250,4 млрд тенге в 2024 году) эксперты отмечают крайне неравномерное распределение бюджетных средств. 90% всех субсидий сосредоточены в Алматы, Астане и Шымкенте. Остальные регионы остаются фактически без должной компенсации убытков.

Так, задолженность перед ТОО «Kyzylzhar Buses» в Северо-Казахстанской области составила почти 758 млн тенге за 2023 год. Схожая ситуация наблюдается и в Акмолинской области: по данным аудита, ТОО «Кокшетауский автобусный парк» недополучило 306 млн тенге за период 2022–2024 гг.

«Это приводит к финансовому истощению перевозчиков и угрозе остановки маршрутов, что особенно критично для отдаленных и малонаселенных населенных пунктов», — отметил Каирбек Сулейменов.

В ходе анализа условий договоров о субсидировании в Алматы были выявлены положения, предусматривающие удержание 0,3% от суммы зачтенной транспортной работы за каждое нарушение, включая такие малозначительные, как наличие вмятины на кузове автобуса.

Для сравнения: за использование водителем мобильного телефона штраф по КоАП составляет 19 660 тенге, а по договору субсидирования — до 650 000 тенге. При этом ответственность несет не водитель, а все предприятие. Повторное наложение санкций за одно и то же правонарушение нарушает принципы справедливости и правовую логику, отмечают специалисты.

Несмотря на курс президента и правительства на либерализацию экономики и сокращение доли государства в конкурентных сферах, местные исполнительные органы продолжают активную поддержку коммунальных перевозчиков, обращают внимание в НПП.

В Алматы только ТОО «Алматыэлектротранс» получило 1200 автобусов за счет бюджета. В 2025 году закуплены еще 900 автобусов, которые также передаются этому коммунальному предприятию.

Между тем частные перевозчики оказываются в заведомо неравных условиях: у них нет доступа к прямому финансированию, они сталкиваются с высокими штрафами, а субсидии выплачиваются с задержками. По мнению экспертов, подобная политика противоречит Предпринимательскому кодексу и принципу «Yellow Pages Rules», согласно которому государство не должно конкурировать с бизнесом там, где частный сектор способен обеспечить услуги самостоятельно.

На основании проведенного анализа Совет по защите прав предпринимателей НПП «Атамекен» принял решение:

  • Рекомендовать Генеральной прокуратуре дать оценку действиям акиматов, допустивших образование задолженностей перед перевозчиками.

  • Призвать министерство транспорта и министерство национальной экономики к пересмотру правил субсидирования и устранению несоразмерных санкций.

  • Настоять на обеспечении равных условий конкуренции между государственными и частными перевозчиками, с соблюдением запрета на предоставление необоснованных льгот отдельным субъектам.

В заключение в Нацпалате подчеркивают, что регулярные пассажирские перевозки — это не только элемент транспортной инфраструктуры, но и важнейший социальный механизм. Сегодня же частный бизнес вынужден бороться не только с рыночными, но и с административными барьерами.

«Несоблюдение норм законодательства, неравные условия для конкуренции и отсутствие надзора со стороны уполномоченных органов формируют благоприятную почву для коррупции и подрывают доверие предпринимателей к государству. Совет НПП «Атамекен» призывает к системному реформированию отрасли и реальному выполнению обязательств государства перед бизнесом - честно, прозрачно и без избирательного подхода», - обращаются в палате предпринимателей.

Ранее казахстанский бизнес выражал обеспокоенность высокими тарифами на железнодорожные перевозки. Как отметил заместитель председателя правления НПП Мурат Амрин, особенно остро ситуация отражается на экспортных поставках: за последние годы регулируемый тариф на услуги магистральной железнодорожной сети, локомотивную тягу и общий тариф в экспортном направлении кратно возросли. В НПП считают, что это значительно опережает темпы инфляции и ставит под угрозу конкурентоспособность казахстанских товаров на внешних рынках.  

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram