USD
484.11₸
-3.260
EUR
528.79₸
-4.150
RUB
5.03₸
-0.060
BRENT
73.74$
-0.030
BTC
65712.00$
-640.100

Действия пенсионных фондов незаконны

Паника вокруг создания ЕНПФ охватила все фонды Паника, возникшая после объявлен...

Share
Share
Share
Tweet
Share
Действия пенсионных фондов незаконны - Kapital.kz

Паника вокруг создания ЕНПФ охватила все фонды

Паника, возникшая после объявления о создании Единого пенсионного фонда (ЕНПФ), охватила практически все пенсионные фонды. Игроки пенсионного рынка стали оптимизировать свою деятельность, вкладчики переводить свои накопления в крупные фонды и проверять свои выписки. Как считают эксперты, в результате доверие казахстанцев может быть подорвано не только к определенным фондам, но и ко всей пенсионной системе страны.

Одним из первых о проведении мероприятий по оптимизации деятельности в конце февраля 2013 года объявило на своем сайте АО «НПФ «Республика». «В рамках оптимизации с 20 февраля 2013 года будет осуществлен отзыв доверенностей работников региональных офисов на осуществление операций по принятию документов на выплату, выдачу выписок с индивидуального пенсионного счета, а также заключение договоров о пенсионном обеспечении», – указывается на сайте НПФ «Республика». Так, по информации фонда, осуществление вышеуказанных операций будет возможно в офисе фонда, расположенного в городе Алматы.

Но НПФ «Республика» не стал исключением. Оптимизировать свою деятельность приняли решение и другие игроки пенсионного рынка.

«В ходе создания ЕНПФ все пенсионные фонды проводят мероприятия по оптимизации деятельности. АО «НПФ «УларҮміт», как и другие фонды, в ряде регионов также закрывает свои офисы и центры обслуживания. В начале 2013 года по всей республике действовали 21 филиал и более 130 региональных подразделений и центров обслуживания. На сегодняшний день продолжает функционировать 21 филиал в областных центрах», – проинформировал Даулет Сахипов, председатель правления НПФ «УларУмiт».

Как сообщили в АО «НПФ «Капитал», фонд также начал процесс сокращения региональных офисов в городах районного значения. В то же время в фонде отметили, что офисы, расположенные в областных центрах и городах Алматы, Астана, продолжат свою операционную деятельность. Вплоть до передачи пенсионных активов в ЕНПФ.

По мнению главы Ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдара Алибаева, закрытие фондами своих филиалов отрицательно скажется на доверии ко всей пенсионной системе.

«Пенсионные фонды должны были заранее объявить о своих планах закрыть свои филиалы. Фондам нужно было дать возможность вкладчикам написать заявление и перейти из фонда, сокращающего свою сеть. Это был бы цивилизованный поступок», – сетует г-н Алибаев.

По его словам, если фонд закрыл один из своих филиалов, то вкладчик порой должен ехать за выпиской в другой город. Это также негативно влияет на доверие ко всей пенсионной системе.

При запуске ЕНПФ группа «Народного банка» также рассматривает и изучает стратегию по сокращению точек продаж АО НПФ «Народного банка Казахстана», по уменьшению персонала, операционных расходов. Об этом сообщила Умут Шаяхметова, глава «Народного банка». «Мы понимаем, что если с 1 июля 2013 года произойдет слияние счетов НПФ, то фондам будет предоставлена возможность оставить себе лицензию по управлению пенсионными активами и в будущем получить мандат по управлению пенсионными активами. Мы эту возможность для себя рассматриваем. Все будет зависеть от того, как дальше будет складываться законодательство», – сообщила г-жа Шаяхметова.

Также глава «Народного банка» уточнила, что в настоящее время НПФ «Народного банка Казахстана» уже не привлекает вкладчиков. «И соответственно содержать сеть по их привлечению просто не имеет смысла. Но если вкладчики приходят за своими выписками, то фонд предоставляет им эту возможность. Пока филиальная сеть поддерживается только для этих целей», – проинформировала г-жа Шаяхметова.

Официальных комментариев по дальнейшей работе других фондов, до которых удалось дозвониться, пока «Капитал.kz» не получил. В то же время сокращать филиальную сеть не имеет смысла только государственному накопительному пенсионному фонду (ГНПФ). Ведь именно на базе этого фонда планируется создать ЕНПФ.

Дозвониться до некоторых фондов вообще было достаточно проблематично. Хотя, по мнению Айдара Алибаева, именно во время реформирования пенсионной системы фонды должны были активизироваться. «Хотя в такой ситуации у фондов наоборот должны быть прямые и открытые линии для того, чтобы давать разъяснения вкладчикам. Для того чтобы каким-то образом нейтрализовать панику, фондам нужно доносить, что с деньгами вкладчиков ничего не случится. А фонды порой действуют с точностью наоборот», – сетует г-н Алибаев.

По его мнению, крупные фонды пока не пойдут на уменьшение количества филиалов.

Как считает глава Ассоциации пенсионных фондов Казахстана, более мелкие фонды находятся под давлением обстоятельств, в частности, в материальном отношении. По мнению собеседника, действия фондов, которые сокращают количество своих филиалов, можно считать незаконными. «Филиалы фондов, расположенные в определенных областях и городах, обязаны проводить соответствующие операции. Например, отвечать на запросы вкладчиков, консультировать, производить пенсионные выплаты. Сегодня по ЕНПФ нет ни одного законодательного решения. И это нонсенс, когда фонды самостоятельно начинают сворачивать деятельность, отказывать вкладчикам в каких-то профессиональных услугах, которые они обязаны оказывать в рамках пенсионного договора», – сетует г-н Алибаев.

Айдар Алибаев считает, что вкладчики имеют полное право подавать на такие фонды в суд. Также, по его мнению, Комитету по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (КФН) необходимо наказывать фонды за такие действия. «Пусть таким НПФ, которые снижают количество своих филиалов, приостанавливают лицензию. Фонды можно также штрафовать за такого рода инициативы», – считает глава ассоциации.

Сокращение штата было неизбежно

Волна сужения филиальной сети повлекла за собой сокращение не только менеджеров по работе с клиентами. Под удар попали и другие работники. «Например, НПФ «Капитал» производит сокращение численности штатных агентов и менеджеров по продажам. Уменьшение количества сотрудников повлияет на доступность предоставляемых фондом услуг. Так, ранее своим вкладчикам услуги менеджеры фонда оказывали с выездом на место их работы», – сообщила Анар Талгатова, заместитель председателя правления НПФ «Капитал».

В то же время в фонде пояснили, что клиентам предлагается воспользоваться другими каналами связи. «Для получения доступного и качественного обслуживания вкладчики фонда могут также обращаться на сайт фонда, в контакт-центр фонда в региональных городах Казахстана и в городе Алматы», – пояснили в НПФ «Капитал».

Как сообщили в НПФ «УларУмiт», часть сотрудников фонд уже сократил. «В основном это подразделения, связанные с привлечением вкладчиков. Это такие направления как маркетинг, реклама, продажи. Под сокращение попали и сотрудники региональных подразделений», – уточнили в фонде.

В то же время, как сообщили в НПФ «УларУмiт», некоторые неудобства у вкладчиков все-таки возникают.

Теперь, чтобы получить выписку из фонда, порой вкладчикам приходится довольно далеко добираться. В то же время, как заявили в НПФ «УларҮміт», фонд предпринимает все меры, чтобы вкладчики получали качественные услуги своевременно и в полном объеме. «Вкладчики, имеющие идентификатор и пароль, могут просматривать информацию о состоянии своего счета в интернет-приложении «Личный кабинет вкладчика» на сайте фонда. Для получения доступа в интернет-приложение нужно либо посетить фонд, либо пройти онлайн-регистрацию. Последнее, правда, возможно только в случае наличия электронного адреса вкладчика в пенсионном договоре. Получив доступ в личный кабинет, можно подписаться на услугу мобильный информатор и электронный почтальон. Так, вкладчики получают возможность контролировать состояние своих накоплений и распечатать выписку», – проинформировали в НПФ «УларУмiт».

Также в НПФ «УларУмiт» сообщили, что для тех вкладчиков, кто еще не освоил интернет-технологии, фонд предлагает получить выписку по почте. «Для этого достаточно написать заявление в НПФ «УларҮміт» в головной офис, либо в филиалы. Сведения о поступлении пенсионных взносов на индивидуальный пенсионный счет можно получить в ЦОНе по месту жительства. Эти данные также можно получить в электронном виде, зарегистрировавшись на портале электронного правительства», – уточнили в фонде.

Как считает г-н Сахипов, на имидже фонда это не сказывается. «Все понимают, что людей сокращают не потому, что НПФ плохо работает и оптимизирует свои расходы. Снижение штата проходит в рамках подготовки к объединению всех фондов. Все сокращения проводятся в соответствии с трудовым законодательством, выплатой компенсаций, учетом интересов социально незащищенных граждан. Люди имеют время и возможность найти себя на рынке труда», – выразил свою позицию г-н Сахипов.

По его мнению, сотрудники относятся к происходящим процессам с пониманием. Хотя, как отметил глава НПФ «УларУмiт», тем сотрудникам, кто остался, приходится порой работать больше, особенно в регионах. По словам г-на Сахипова, многие из них уже получают приглашения на работу.

Как сообщили в АО «НПФ «Астана», сокращений в фонде в данный момент не планируется. «У фонда устойчивое финансовое положение. До тех пор, пока не принято окончательное решение по реформированию пенсионной системы, НПФ «Астана» намерен сохранять свою эффективную команду. Такая позиция озвучена руководством фонда и поэтому паники среди работников нет. Фонд продолжает работать в штатном режиме, выполняет все обязанности перед вкладчиками», – проинформировали в НПФ.

Таким образом, фонды уже не привлекают новых вкладчиков. «В настоящее время фондом не проводится агитационная работа по привлечению вкладчиков, тем не менее наблюдается активное обращение вкладчиков в офисы фонда для заключения договоров о пенсионном обеспечении», – пояснила г-жа Талгатова.

В то же время глава «Народного банка» отметила, что НПФ «Народного банка Казахстана» также ведет обычную деятельность, за исключением некоторых моментов. «Мы уже не привлекаем вкладчиков в наш фонд. Но есть клиенты, которые сами приходят. К удивлению, до сих пор продолжается поток вкладчиков. У нас за январь-февраль 2013 года наблюдался рекордный прирост по количеству вкладчиков в НПФ «Народного банка Казахстана»», – уточнила Умут Шаяхметова.

Миграция вкладчиков в крупные фонды

С января по 1 марта 2013 года вкладчики стали активно переводить свои накопления в НПФ «Государственный накопительный пенсионный фонд». Так, за указанный период в ГНПФ из других фондов было переведено средств на сумму более 10,5 млрд тенге. Этот фонд занял первое место среди всех игроков пенсионного рынка по притоку накоплений. Вкладчики также активно мигрировали и в НПФ «Астана» – прирост 8 млрд тенге. НПФ «Народного банка Казахстана» также вошел в число фондов, где наблюдался значительный приток (+7,6 млрд тенге). Остальные 7 фондов продемонстрировали отток средств. При этом вкладчики перевели внушительные объемы средств из НПФ «УларУмiт» (-8,2 млрд тенге).

В то же время, как считает г-н Сахипов, паники среди вкладчиков в фонде нет. «События на пенсионном рынке в очередной раз подстегнули интерес вкладчиков к своим накоплениям. Очень много людей обращаются за выписками о состоянии индивидуального пенсионного счета. Увеличилось количество желающих получить доступ в личный кабинет на сайте фонда, получать выписки по электронной почте», – уточнил г-н Сахипов.

Как уточнил глава НПФ «УларУмiт», вкладчики хотят знать, сколько они накопили за время пребывания в фонде. По мнению г-на Сахипова, скорее всего это объясняется тем, что вкладчики хотят удостовериться, что все их накопления будут переведены в единый фонд.

Не исключено, что основная мотивация вкладчиков перевести свои деньги именно в НПФ «ГНПФ» заключалась в решении правительства. Так, ранее было объявлено, что ЕНПФ будет создан на базе именно НПФ «Государственный накопительный пенсионный фонд». Ведь игроки пенсионного рынка неоднократно утверждали, что при консолидации счетов в один фонд могут произойти определенные ошибки.

Вот как аргументировали миграцию вкладчиков в НПФ «УларУмiт». «Преимущественно это объясняется тем, что фонды начали сокращать региональную сеть, и вкладчик выбирает фонд, который продолжает работать в своем населенном пункте. Кроме того, многие вкладчики предпочитают самостоятельно переводить свои накопления в НПФ «ГНПФ» до образования единого фонда. Потому что по рынку ходят неоправданные слухи об ажиотаже и неразберихе при объединении счетов», - считает Даулет Сахипов.

В НПФ «Капитал» отметили, что в целом в фонде наблюдается снижение активности вкладчиков. Как сообщили в фонде, если ранее в месяц НПФ «Капитал» заключал порядка 10-12 тыс. договоров, то в настоящее время количество таких договоров снизилось почти вдвое.

Рэнкинг пенсионных фондов по притоку пенсионных накоплений, 1 января-1 марта 2013 г.

Фонд

Приток/отток пенсионных накоплений, млрд. тенге

«НПФ «ГНПФ»

10,5

«НПФ «Астана»

8,0

«НПФ Народного банка Казахстана»

7,6

«НПФ «Республика»

-1,5

«НПФ «НефтеГаз-Дем»

-2,3

«НПФ «Капитал»

-2,5

«НПФ «Атамекен»

-3,6

«ОНПФ «Отан»

-4,3

«НПФ «Грантум»

-5,3

«НПФ «УларУмiт»

-8,2


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.