Снижение объема поставок негативно скажутся на рынке.
Казахстан заявил о своем намерении до конца текущего года ограничить импорт нефтепродуктов из России. Уменьшение поставок из России, по словам Куандыка Кулмурзина, директора департамента развития нефтяной промышленности министерства нефти и газа республики, коснется в первую очередь низкооктановых марок бензина – АИ-80 и летнего дизельного топлива. По данным ведомства, в настоящее время доля импорта российского ГСМ на отечественном топливном рынке составляет 40%. В 2012 году Казахстан импортировал из РФ 1,3 млн тонн нефтепродуктов.
Такие ограничения, по сообщению г-на Кулмурзина, будут действовать до конца текущего года. В результате принятия этих мер, считает Сергей Смирнов, экономист Института политических решений (ИПР), Казахстан во время посевной может остаться без достаточного объема топлива. Однако эксперт подчеркнул, что, скорее всего, решение вопроса об уменьшении объемов поставок нефтепродуктов из России затянут, и оно будет принято после окончания посевной.
Решение минимизировать поставки ГСМ из России в Казахстан, по словам г-на Кулмурзина, связано с целью уменьшить отдаваемые при этом объемы нефти, меньше делать расчетов с Россией.
Напомним, что в сентябре прошлого года РФ и Казахстан подписали протокол о внесении изменений в соглашение о поставках нефти и нефтепродуктов. Протокол создает условия для беспошлинных поставок нефтепродуктов из России на территорию нашей республики для удовлетворения внутренних потребностей страны в объеме, соответствующем утвержденным индикативным балансам нефтепродуктов на территориях двух государств. В протоколе также описаны механизмы компенсации выпадающих доходов федерального бюджета России от беспошлинных поставок нефтепродуктов в Казахстан. Наша страна за ввезенные российские нефтепродукты осуществляет встречную поставку нефти в Россию. Согласно указанному документу, по итогам 2012 года Казахстан должен поставить в РФ 1,2 млн тонн нефти в качестве возмещения за поставленные нефтепродукты.
Казахстан своим решением о сокращении поставок нефтепродуктов из России намерен, считает экономист ИПР, не столько диверсифицировать импорт нефтепродуктов, сколько добиться лучших условий для сделки «топливо в обмен на нефть».
Сегодня у Казахстана есть возможности заместить импорт ГСМ из России отечественными нефтепродуктами. В прошлом году была опробована толлинговая схема переработки нефти в Китае. В этом году Казахстан намерен по данной схеме переработать на китайских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) 500 тыс. тонн сырья. Однако такая переработка нефти в КНР, по оценке г-на Смирнова, вряд ли будет выгодна для Казахстана. Экономист рассказал, что поставлять в Китай нефть мы можем по нефтепроводу, а ГСМ к нам будут возвращаться по железной дороге или бензовозами, что отразится на цене топлива в сторону повышения. Кроме того что китайский бензин по качеству ниже российского, часть поставляемой в Китай нефти будет взиматься в качестве оплаты за ее переработку. Еще одним негативным моментом, по утверждению г-на Смирнова, является то, что толлинговые операции позволяют снижать налоговую базу. Так как сделка купли-продажи отсутствует, а значит, нет и объекта налогообложения. «При этом компании фактически получают канал беспошлинной продажи сырой нефти и возможность невозвращения полученных нефтепродуктов», – подчеркнул эксперт. Более того, по мнению г-на Смирнова, нельзя забывать о том, что уход от зависимости в поставках топлива от России может обернуться зависимостью от Китая.
Еще одной причиной снижения объемов поставок бензина из России, по мнению аналитика, могла послужить и ситуация с избыточными объемами топлива, которые были сосредоточены в республике.
Так, в середине марта казахстанские нефтепереработчики обратились к правительству с просьбой о выделении квоты на экспорт излишков бензина. Трейдеры надеются получить разовое разрешение на экспорт около 50 тыс. тонн бензина с целью «разгрузить» затоваренный внутренний рынок. В хранилищах отечественных НПЗ были сосредоточены избыточные запасы бензина марок АИ-80 и АИ-92 в хранилищах НПЗ. По данным участников рынка, к концу февраля резервы АИ-92 на нефтебазах достигли 220 тыс. тонн по сравнению со 155 тыс. тонн в конце января. Запасы АИ-80 за этот же период выросли на 15 тыс. тонн – до 65 тыс. тонн.
Избыточные объемы бензина в республике, по оценке экспертов, были сосредоточены в результате увеличения импорта бензина Евро-2 из России, на реализацию которого в федерации начал действовать запрет. С 1 января 2013 года на территории России и Беларуси вступил запрет на оборот бензина марок АИ-80, АИ-92, в то же время подобного запрета на территории Казахстана не существует. После введенного запрета в России и Беларуси на казахстанский рынок поступило более 300 тыс. тонн бензина Евро-2.
Однако необходимо помнить, что постановление о сокращении объемов поставок нефтепродуктов из России не было подписано. Так, портал «Атырау нефть» со ссылкой на представителей Министерства нефти и газа (МНГ) РК сообщает, что проект постановления еще проходит процедуру согласования, а его редакция может быть уточнена.
«Постановление пока силу не имеет, его редакция еще может поменяться. В нынешней редакции министерство нефти и газа с министерством транспорта и коммуникаций будут издавать соответствующее поручение по ограничению объемов поставки нефтепродуктов из России в соответствии с утвержденным индикативным балансом нефтепродуктов в рамках соглашения между правительствами Казахстана и России», – пояснил сотрудник МНГ.