USD
523.86₸
-0.160
EUR
544.34₸
-0.850
RUB
5.11₸
+0.020
BRENT
72.98$
BTC
97467.80$
+22.100

Основатель Paloma365: На адаптацию в США потратили свыше $500 тысяч

Владислав Голубев рассказал об инвестициях в проект по автоматизации бизнес-процессов и специфике американского рынка

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: предоставлено Владиславом Голубевым

Фото: предоставлено Владиславом Голубевым

По прогнозам Omdia, мировой рынок облачных хранилищ в течение трех лет ежегодно будет расти в среднем на 17%. Аналитики считают, что к 2028 году он достигнет 128 млрд долларов. Казахстанский предприниматель Владислав Голубев, разрабатывая свою систему по учету и автоматизации бизнес-процессов, еще в 2012 году был уверен, что за «облаком» будущее. В 2013 году он запустил сервис Paloma365 в Казахстане, затем в Украине, Узбекистане, Кыргызстане, в 2023-м проект вышел на рынок США. «С одной стороны – меня вдохновляли объем американского рынка, уровень платежеспособности граждан США, с другой – его высокая конкурентность. Если в СНГ мы конкурировали с компаниями с оценкой в несколько миллионов долларов, на американском рынке уже с игроками с оценкой в несколько миллиардов», - подчеркивает предприниматель. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz он рассказал, как начинал свой путь в бизнесе, инвестициях в проект и специфике рынка США.

«Стартового капитала не было…»

Владислав еще в школьные годы увлекался математикой, поэтому и решил стать программистом.

«Хотя на тот момент не имел четкого представления о программировании. В 2004 году поступил в Алматинский колледж экономики и права на факультет «Вычислительная техника и программное обеспечение» и тогда уже понял, что не прогадал с выбором специальности. Мне нравилось учиться, поэтому после колледжа окончил с красным дипломом академию при этом учебном заведении», - вспоминает собеседник.

Учась в колледже, он устроился в компанию, которая занималась автоматизацией ресторанов.

«Многие мои сокурсники удивлялись, почему я согласился работать за мизерную зарплату, мне платили 100 долларов. Даже те, кто учился на «тройки», журили меня, что я зарабатываю в пять раз меньше. Но мне нравилось создавать что-то новое, программировать, и мой доход на тот момент не имел для меня значения. Причем 1,5 года дополнительно мне не платили, а вот когда мои программы стали продаваться, стал получать бонусы с продаж. Набравшись опыта, мне захотелось создавать что-то новое – автоматизировать работу ресторанов, магазинов с помощью облачных технологий. Это был 2011 год. На тот момент в Казахстане, даже в странах СНГ такая бизнес-модель практически не использовалась. Эта идея требовала больше ресурсов, а в компании, в которой я работал, не готовы были вкладывать в неизвестное направление. И нам пришлось расстаться», - рассказывает собеседник.  

Перед запуском своего «облачного» проекта по учету и автоматизации бизнес-процессов кафе и супермаркетов Владислав опросил несколько игроков ресторанного рынка. Многие из них на тот момент не готовы были перейти на «облако».

«Им было неудобно ежемесячно платить абонентскую плату за автоматизацию. Они работали с российскими разработчиками, которые брали единоразовый платеж за похожий функционал. Тогда в Казахстане начал появляться интернет формата 3G, и он был нестабильным, а для работы в облаке нужен был быстрый интернет, а он был не у всех. На тот момент в бизнес-сообществе было мнение, что компании не доверят нам свои данные для хранения их «в облаке». Позже оказалось, что они ошибались», - вспоминает Владислав.

Вплотную работать над своим проектом он начал в 2012 году – этот процесс занял полгода. А в 2013-м был запущен его «пилот». Стартового капитала для инвестиций в проект не было.

«Все ресурсы, которые мы с командой привлекали за счет продажи нашего продукта, мы реинвестировали. В первый год, по моим оценкам, мы вложили около 60 тыс. долларов. У меня в команде было четыре разработчика, они занимались программированием, а функции по их координации, управлению и контролю за проектом были сконцентированы на мне», - делится предприниматель.

Уточнив, что с момента запуска проекта в него было вложено от 2 млн долларов. «Все ресурсы мы инвестировали в развитие», - рассказал он.  

В облаке: автоматизация учета, калькуляция склада

Облачная система учета Владислава помогает ресторанам, кафе и супермаркетам автоматизировать множество процессов. Например, с помощью его сервиса ресторан может оптимизировать свое время при приеме заказов.

«Предположим, официант принимает заказы от посетителя кафе и вбивает их в смартфон. Они автоматически «уходят» на кухню или в бар. Через специальные дисплеи с помощью нашей программы повара могут отслеживать свои заказы и сообщать об их готовности официанту. Уведомление о готовности блюд и о том, какой столик их заказал, официант получит на свой смартфон. Таким образом, никакой заказ не будет потерян, и процесс обслуживания заказа упрощается», - отмечает собеседник.      

Через сервис бухгалтера также могут вести ежедневный учет поступлений товаров, производить калькуляцию, составлять технические карты блюд, получать отчеты по себестоимости.

«Также они могут производить инвентаризацию склада: сколько там фактически находится продуктов и при достижении какой планки по объему клиенту необходимо отправлять уведомление в Telegram о его нехватке через мобильное приложение. И соответственно, какой объем тех или иных продуктов необходимо докупить. Одновременно система показывает отклонение этих показателей – излишки и объем дефицита», - подчеркивает собеседник.

Еще одна опция: владелец сети кафе или супермаркетов со смартфона или компьютера может в любой момент посмотреть отчет по продажам, складам, сотрудникам.

«Например, наша система может проанализировать, какие сотрудники показали наибольший объем выручки, какие товары или блюда чаще продаются, какие посетители чаще посещают их заведение. Для лояльных посетителей в нашей системе можно автоматически настроить скидки. Можно посмотреть, в какие дни и в какое время наблюдаются активные продажи. Всю эту информацию можно стандартизировать в графики и таблицы», - рассказывает Владислав.

Рестораны и кафе могут с помощью интеграции с системой организовать доставку своих блюд. Настроить функцию доставки можно в течение нескольких часов.

«Для этого мы оперативно создаем сайт, мобильное приложение для своих клиентов, добавляем туда меню, картинки блюд, оформляем в стиле компании. И оперативно подключаем их к нашей системе, запустив опции по оплате и доставке блюд. Все изменения, внесенные в нашу систему по цене, наличию блюд, автоматически обновляются на сайте и в мобильном приложении клиента. При этом кафе, супермаркетам не нужно тратить время на то, чтобы открывать какие-то банковские счета для приема оплаты, и не нужно нанимать курьеров для доставки. Таким образом, предприниматели могут в «одном месте» создать сайт, запустить доставку и оплату за товар, а также вести бухгалтерский и складской учет. В среднем ежемесячная плата за наш сервис составляет 5 400 тенге. Цена зависит от количества подключенных опций. Для поддержки коммуникаций с клиентами у нас есть техподдержка», - отмечает собеседник.

Проект вышел в прибыль через три года

Владислав вспоминает тяжелые моменты в бизнесе. «Первые 3 года мы вообще не зарабатывали, было очень сложно. Тогда были мысли закрыть проект, средств для его поддержки не хватало. Меня вдохновил мой брат, который всегда морально меня поддерживал. Он задал мне простой вопрос: «если бы у тебя были деньги, чем бы ты занимался?» Я ответил, что тем же. Брат мне тогда сказал, чтобы я продолжал вести свой проект, а капитал постепенно появится. Так и вышло!» - рассказывает предприниматель.

Постепенно бизнес Владислава стал масштабироваться. В 2014 году Paloma365 стала расширять географию присутствия. Помимо Казахстана, она стала осваивать рынки Украины, Узбекистана, Кыргызстана, а в 2015 году открыли офис в Москве.

«Но наш фокус именно на Казахстане, Узбекистане и теперь уже на США. В остальных странах мы больше работаем через партнеров», - отмечает собеседник.

Сейчас к облачной системе подключились свыше 10 тыс. компаний – это кафе, рестораны, сети фаст-фуда, супермаркеты.

«Мы сотрудничаем с компаниями из МСБ, каждая из которых зачастую имеет от 1 до 10 точек», - рассказывает Владислав.

Его проект стал прибыльным через 3,5 года после запуска.

«Де-факто мы стали холдингом, куда входит группа компаний. В настоящее время занимаемся не только учетной системой, но и системой лояльности, которая дает возможность учитывать бонусы при продаже в ресторанах блюд, отправлять push-уведомления об акциях и так далее. Также занимаемся интеграцией  кассовых аппаратов. Сейчас в группе работает 70+ сотрудников. Наши ежегодные обороты – более 1 млн долларов», - отмечает собеседник.

Высокая конкуренция, налоги, чаевые, реклама  

В январе 2023 года Владислав в пятый раз приехал в американский город Майами, чтобы «прощупать» рынок.

«Изначально мы планировали задержаться в США с семьей на 3,5 месяца. Прочувствовав атмосферу этого места, мы решили остаться. Потом оформил Визу талантов и у меня появилась возможность официально заниматься бизнесом в этой стране», - вспоминает он.

Собеседник подчеркивает, в его решении «не было никакой бизнес-логики».

«Майами – это курортный город, он понравился моей семье. Но когда я стал знакомиться с различными  заведениями из сферы общепита, владельцами супермаркетов, у меня появилась хорошая база контактов предпринимателей. Я видел в них моих потенциальных партнеров. Мой пазл сложился: Майами показался мне хорошей точкой для старта моего бизнеса. Хотя если посмотреть на объем рынка, то больше для моего проекта подошел бы, наверное, Нью-Йорк или Лос-Анджелес», - рассказывает собеседник.

Он поделился, почему изначально не решался зайти на рынок США.

«С одной стороны, меня вдохновляли объем американского рынка, уровень платежеспособности граждан США, но с другой, – этот рынок высококонкурентен. Если в СНГ мы конкурировали с компаниями с оценкой в несколько миллионов долларов, на американском рынке уже с игроками с оценкой в несколько миллиардов. Поэтому изначально сомневался, нужен ли нам американский рынок. Но изучив его, познакомившись с предпринимателями, ко мне пришло понимание, что здесь можно запускать проект. Емкости рынка хватит на всех участников. Одно из наших преимуществ – в наш сервис интегрировано множество функций. В отличие от крупных игроков, мы можем оперативно вносить любые изменения в систему. Даже в течение дня», - отмечает предприниматель.

Чтобы открыть в США ТОО (LLC), потребовалось около месяца. Для этого предприниматель обратился в специальную компанию, которая зарегистрировала его компанию за 400 долларов. По словам Владислава, на начальном этапе смысла формировать команду в Штатах не было.

«В США очень дорого оценивается труд. Например, в сети McDonald's час работы официантом оценивался в 15 долларов. Более квалифицированные сотрудники, например программисты, обойдутся намного дороже. Пока работаю в США один, а вот наши программисты, служба поддержки находятся в разных локациях. Это страны СНГ, Эквадор, Нигерия, Египет и так далее. Возможно позже, как только мы начнем генерить большие обороты, мы и в США будем привлекать специалистов», - отмечает он.  

Для рынка Штатов предприниматель со своей командой разработал новую версию программы.

«Несмотря на то, что изучал американский рынок, как тут выстраивают работу игроки фаст-фуда, кафе, при запуске beta-версии системы нужно было учесть несколько нюансов. Например, мы учли особенности системы налогообложения. В супермаркетах в ценник не закладывается налог с продаж. В разных штатах он отличается, может доходить до 10%. И покупателю приходится доплачивать надбавку на кассе. Поэтому у себя в системе, например, при доставке блюд, мы учитываем этот налог. К тому же есть различные дополнительные сборы, мы их также закладываем. Чаевые в США обязательны, причем в любом бизнесе. Чаевые в ресторане могут снять сразу с карты. Например, при оплате счета карту забирает официант и спустя время приносит ее, далее на чеке гость указывает размер чаевых. Так как данные карты уже сохранены в системе официантом, чаевые списываются рестораном, но уже без карты. Мы тоже учитываем чаевые у себя в системе, их размер начинается от 18-22%», - говорит бизнесмен.

В США он также установил специальные дисплеи самообслуживания.

«Они похожи на те, которые есть у сети McDonald's. Наш первый клиент – точка по продаже свежевыжатых соков и продуктов. Для компаний дисплей самообслуживания обойдется в 1-2 тыс. долларов. Мы можем предложить и более бюджетный вариант – можно установить карту меню на планшет, а оплатить заказ можно будет через терминал», - рассказывает основатель проекта. 

Владислав подчеркивает, что в США комиссии агрегаторов доставки составляют около 20-30%. Они практически идентичны казахстанским.

«Чтобы заключить контракт с некоторыми компаниями по доставке, нам потребовался год. Это очень долго», - замечает он.

Затронул он также и рекламную составляющую. «В США качественное продвижение через рекламу для небольших компаний практически недоступно – это достаточно дорого. Реклама доступна для компании с оценкой 10+ млн долларов. Поэтому рекомендую предпринимателям постоянно совершенствовать свой продукт, и тогда о вас узнают по «сарафанному радио». Кстати, не многие знают, что в США очень популярен испанский язык. Во Флориде, например, 70% жителей говорят на нем. Поэтому мы все опции нашей системы переводим не только на английский, но и на испанский. В целом же документооборот в США более упрощен: здесь нет понятия акта выполненных работ, электронного счета-фактуры, фискальных кассовых аппаратов. Чтобы за услугу заплатили, достаточно выставить счет на оплату», - рассказывает собеседник.

На адаптацию системы Paloma365 на рынке США мы потратили  свыше 500 тыс. долларов,  подчеркивает предприниматель.

«Эти средства были направлены на разработку, поддержку системы и так далее. Пока мы находимся на этапе тестирования beta-версии нашей системы, сотрудничаем с 10 компаниями из США. Такой подход позволяет нам отрабатывать все нюансы в работе системы. В будущем планируем привлечь инвестиции в размере 3 млн долларов, надеюсь, у нас это получится», - резюмирует предприниматель.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.