USD
524.58₸
+13.360
EUR
551.91₸
+11.860
RUB
4.93₸
+0.200
BRENT
71.86$
+0.200
BTC
95687.40$
-1941.000

Казахстанские соки выходят на рынки Турции и ОАЭ

Бизнес-икигай со вкусом яблока

Share
Share
Share
Tweet
Share
Казахстанские соки выходят на рынки Турции и ОАЭ - Kapital.kz

Один из самых быстрорастущих мировых рынков в сфере продуктов питания сегодня — рынок органических продуктов питания и пищевой продукции для тех, кто соблюдает здоровый образ жизни. К этой категории относится продукция сельского хозяйства и промышленности, которая производится с минимальным использованием синтетических удобрений и добавок или полностью без них, а также продукты без глютена, сахара, молочного белка, в том числе продукты с повышенным содержанием клетчатки, протеина и других полезных веществ.

По данным аналитиков Spherical Insights, объем мирового рынка органических продуктов питания и напитков к 2033 году составит 785,53 млрд долларов, при совокупном годовом темпе роста 13%.

В Казахстане тренд на выбор органической продукции только начинает набирать обороты. Согласно прошлогоднему исследованию, проведённому Союзом производителей органической продукции Казахстана, 45% казахстанцев хотели бы покупать органические продукты. При этом из 1 600 опрошенных потребителей в Алматы и Астане 39,5% имели опыт покупки органической продукции. Но лишь 5,5% делают такие покупки регулярно.

Эксперты отмечают, что взрывной рост интереса к натуральным и полезным продуктам начался с пандемии, когда люди во всём мире массово озаботились вопросом повышения иммунитета, снижения веса и сохранения здоровья.

Именно тогда в Алматы начал своё развитие бренд натуральных соков из фруктов и овощей «Iki». Мы поговорили с основательницей и владелицей бренда – Гульзирой Алгазиной об особенностях развития экобизнеса в Казахстане.

Казахстанские соки выходят на рынки Турции и ОАЭ  3474902 - Kapital.kz

- Гульзира, как родилась эта бизнес-идея?

- Детство я провела в селе Чарын Алматинской области. И одной из особенностей этих мест были абрикосы. Крупные, сладкие, ярко-оранжевые. Мне кажется, и сейчас они остаются самыми вкусными! Почти каждый урожай позволял нам собирать столько абрикосов, что вставал вопрос их переработки. Мы готовили варенье, соки, сухофрукты, и память об этом вкусе и опыте всегда оставалась со мной.

Потом был долгий период жизни в Алматы, за который я получила два образования – экономиста и переводчика с английского языка, стала мамой четверых детей, работала преподавателем в университетах. Но всё это время меня не оставляло желание создать собственное дело.

В 2019 году я зарегистрировала компанию «Дары Чарына». В этом первоначальном названии была закреплена одна из моих целей – сделать известными и востребованными экологические продукты моей малой родины, познакомить с дарами этой земли не только весь Казахстан, но и другие страны. Сейчас компания называется TOO «Goji», и нейминг расшифровывается как «Go juices iki».

«Iki» образовано от японского слова «икигай», объединяющего четыре гармоничных аспекта: то, что вы любите; то, что вам хорошо удается; то, в чем нуждается мир; и то, чем можно заработать на жизнь.

Именно это слово «Iki» и можно увидеть на упаковках наших соков сегодня.

А слово «Goji» также ассоциируется с таким полезным суперфудом, как ягоды годжи, хотя мы пока не используем их в нашем производстве. А еще «годжи» с китайского переводится как «натуральный». Много смыслов - и все они нам близки.

- С чего началась реализация проекта?

- Сначала я сделала сок по домашнему рецепту из моего детства. Мне хотелось угостить своих детей и близких полезным продуктом, без сахара и консервантов – вкусным и натуральным. Этим же соком я поделилась с коллегами и знакомыми. И получила крайне положительную реакцию и вопрос: «Где купить?»

В условиях пандемии люди еще больше стали задумываться о своём здоровье, о том, что едят и пьют их дети и близкие. Решение пришло само собой. Я решила серьезно заняться производством соков прямого отжима.

С 2019 года по 2021 я стала участвовать в различных конкурсах на предоставление государственных бизнес-грантов. Выиграла несколько из них и закупила необходимое итальянское оборудование. Здесь решающую роль сыграла моя настойчивость. Потому что не всё получалось с первого раза.

- Как вы разработали ассортимент линейки соков?

- Тогда я скупила все фрукты, которые были на алматинском рынке. Вначале мы делали сок 10 видов – персик, виноград, арбуз, слива, томат, яблоко и не только. Осенью 2020 года я приняла участие в городской ярмарке и устроила сэмплинг – раздачу продукта с целью познакомить горожан с ним и собрать отзывы.

Например, выяснилось, что женщинам нравятся соки с мякотью, а большинству мужчин нет. Тогда же многие отметили, что бутылка из стекла – это то, что привлекает, а внешний вид этикетки на тот момент, наоборот, не отражал качество и содержание продукта. Так я постоянно оценивала потребительский опыт и улучшала продукт.

- На каком этапе произошел качественный и количественный рост бренда?

- В 2022 году я оставила работу в университете и перенесла производство в цех. Мы стали поставлять соки в экомагазины Алматы. Я сама была и маркетологом, и отделом продаж, и финансистом.

Но уже в 2023 году наши соки появились в экомагазинах Астаны, Павлодара и Актау. А также в ресторанах Алматы. В тот же период мы провели ребрендинг и разработали новый визуальный образ продукта, который подчеркивает его премиальность. У нас увеличилась команда. Сейчас соки «Iki» представлены и в некоторых онлайн-супермаркетах.

В августе 2023 года при поддержке АО QazTrade мы приняли участие в выставке в Китае, в городе Урумчи, и увидели высокий интерес со стороны местного потребителя. Особенное внимание вызвал малиновый компот. Оказалось, что в Китае очень любят напитки именно из ягод.

Поставки в Китай мы еще рассматриваем на перспективу, но на той выставке мы получили конкретное предложение продаваться в Турции. И сейчас один из наших проектов – это открытие производства в Турции.

Еще одно географическое направление развития – Дубай. Тот же QazTrade помог нам представить наши соки на выставке в ОАЭ, и я надеюсь, совсем скоро мы отправим туда первую партию продукта в стекле. Ведь именно с той дубайской выставки мы привезли крупный договор-намерение.

- Расскажите о продукте и где закупаете сырье?

- Самое главное его качество – это натуральность и максимальное использование местного сырья. Сегодня мы производим яблочный сок, морковный сок, яблочно-свекольный сок, яблочно-морковный сок. В состав наших соков входят только фрукты и овощи из регионов Казахстана. Например, морковь из Павлодара, свекла из Костаная, яблоки из Алматинской области. Стеклянную тару тоже заказываем на казахстанском стекольном заводе.

В 2023 году мы получили звание «Лучший товар города Алматы» в республиканском конкурсе-выставке НПП «Атамекен» «Лучший товар Казахстана».

Сегодня мы можем производить 2 тысячи бутылок сока в день, но пока производим около 10 000 в месяц. Это премиальный продукт без сахара, воды и консервантов. И аудитория такой категории товаров еще только растёт. Но мы верим в казахстанского потребителя и расширяемся географически в другие страны.

- Какую продукцию и какие рынки вы считаете перспективными?

- Сейчас мы запускаем новый продукт – морсы и продолжаем развивать дистрибуцию нашего флагмана – натурального сока прямого отжима.

Кроме того, меня давно заботила проблема отходов производства – фруктового жмыха. И недавно я заметила, что собака моей знакомой, пёс по имени Мистер Ларсен, ест фрукты. Так родилась идея производства печенья из жмыха для собак. Бренд этого натурального печенья так и будет называться «Мистер Ларс».

Этого материала остаётся очень много не только у нас, но и у других компаний. И его можно не просто утилизировать, а наладить производство и направить часть печенья в приюты и в систему кормления бездомных городских собак, а часть на продажу. С этим проектом я участвую в программе акселерации GCIP Kazakhstan при поддержке Международного центра зеленых технологий.

На основе этой технологии также планируем производить батончики для лошадей и отправлять их в Дубай.

Еще одна задача – посадка яблоневых садов, потому что, если сейчас нам достаточно сырья, то в будущем, на которое у нас масштабные планы – того, что есть, не хватит. Мы ведем переговоры с бизнесменами, которые могли бы сами засаживать сады, с перспективой продажи урожая нашей компании, и рассматриваем самостоятельные проекты в формате краудфандинга.

В большой перспективе я хочу, чтобы Казахстан стал известен в мире, как страна отличных производственников. Чтобы яблоки в мире ассоциировались с Алматы. Чтобы на вопрос, что привезти в подарок из Казахстана, к шоколаду и курту добавился натуральный сок «Iki».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.