Эксперты предлагают создать независимое агентство.
Новая проверка Международной организацией гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO – International Civil Aviation Organization) не улучшила положение отечественных авиакомпаний. Такие данные привел Владимир Куропатенко, председатель Ассоциации авиаперевозчиков РК.
«Недавняя повторная проверка ИКАО снова имела отрицательный результат для казахстанских авиакомпаний. Это может крайне негативно отразиться на имидже нашей страны. Более того, европейские авиакомпании могут начать облетать территорию нашего государства стороной», – уточнил эксперт.
Такие результаты были получены, несмотря на предпринимаемый казахстанским правительством комплекс мер. Так, в конце прошлого года премьер-министром РК Сериком Ахметовым утвержден межведомственный план мероприятий по устранению замечаний аудита Международной организации гражданской авиации и снятию ограничений на полеты казахстанских авиакомпаний в страны Европейского союза. Таким образом, данный документ стал совместным планом действий созданной межведомственной рабочей группы.
Напомним, в июле 2009 года по результатам проведенного аудита ИКАО все 59 казахстанских авиакомпаний, за исключением АО «Эйр Астана», были внесены в «черный список» Евросоюза. В настоящее время из 59 авиакомпаний 37 еще находятся в этом списке.
Вместе тем игроки рынка предлагают собственное решение сложившихся в гражданской авиации РК проблем. На прошлой неделе Ассоциация авиаперевозчиков Казахстана составила открытое письмо на имя президента РК Нурсултана Назарбаева. Бизнесмены требуют выделить из министерства транспорта и коммуникаций управление гражданской авиации. Для этого должна быть создана специальная комиссия. «Возможно, даже необходимо обратиться за помощью в межгосударственный авиационный комитет», – пояснил Владимир Куропатенко.
Кроме этого, предлагается создать основополагающий документ – Кодекс гражданской авиации.
Более четырех лет назад была разработана программа по модернизации системы управления авиации Казахстана. Тогда, как пояснил Владимир Куропатенко, Даниал Ахметов, в то время первый заместитель премьер-министра РК, отметил, что за этими нововведениями будущее. Но никаких действий не последовало.
«Сейчас каждая авиакомпания предоставлена сама себе, как и каждый аэропорт, – уточняет эксперт. – У нас нет контроля за полетами, точно так же нет и методических рекомендаций по поводу того, как вести себя в той или иной нештатной ситуации».
В унисон с мнением ассоциации выступил депутат Сената Парламента РК Гани Касымов. Он предложил создать независимое агентство гражданской авиации, а академию гражданской авиации преобразовать из акционерного общества в государственный вуз.
«Возможно, как вариант, создать независимое агентство по гражданской авиации РК со всеми законными правами и профессиональной ответственностью. Если будет создано такое агентство, ему подчинить академию гражданской авиации, которую необходимо преобразовать из акционерного общества в государственную академию с подготовкой национальных профессиональных авиационных кадров и научно-исследовательской работой в этой сфере», – заметил Гани Касымов, озвучивая свой депутатский запрос на пленарном заседании палаты.
Более того, сенатор утверждает, что «в стране начисто отсутствует инспекция по безопасности полетов. Может быть, мы единственная страна в мире, где нет инспекции по безопасности полетов. Вот так и летаем», – констатировал депутат.