USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
74.10$
-0.190
BTC
97872.50$
+3623.800

Почему казахстанцы запустили бизнес по организации виртуальных концертов

Сооснователь AVACON Нурсултан Есмаханов рассказал об инвестициях, уникальности проекта и с какими трудностями сталкиваются стартапы отечественной креативной индустрии

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Игроки рынка говорят, что индустрия виртуальной реальности набирает обороты после пандемии коронавируса. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz CEO AVACON – стартапа по организации виртуальных концертов – Нурсултан Есмаханов рассказал об инвестициях, как развивается креативная индустрия и с какими трудностями сталкиваются участники рынка. Спикер также поведал, с какими артистами сейчас ведутся переговоры по организации виртуальных концертов.

- Нурсултан, вы 12 лет занимались организацией мероприятий. Почему вы выбрали именно сферу концертов и рынок технологий виртуальной реальности в частности?

- Так получилось, что я действительно еще со школы занимался организацией различных мероприятий. Высшее образование я получал в Китае и Малайзии. Во время учебы в КНР мы организовывали Kazakh Party, а в Малайзию мы даже возили артистов. Там было такое движение – MyKazSociety, и я был в числе тех, кто организовывал мероприятия для этого сообщества.

После окончания учебы я вернулся в Казахстан. Здесь мне удалось поработать на Astana Expo, где я тоже занимался организационными вопросами, но позже переехал в Алматы. В южной столице мы начали организовывать форумы, провели концерты таких артистов, как Сакен Майгазиев, RaiM & Artur, Ирина Кайратовна, Алексей Чумаков. Во время некоторых из них я видел, как люди с особыми потребностями испытывают дискомфорт. Тогда я задумался о том, как сделать мероприятия более комфортными для них. Так возникла эта идея, и я начал анализировать рынок – это было в 2018 году. Вдобавок, обычно все крупные мероприятия, концерты известных артистов проходят только в больших городах. Это также подтолкнуло меня к изучению рынка виртуальной реальности.

Пандемия коронавируса в 2020 году поменяла ход игры. Если в 2018 году HTC и Samsung только создавали продукты для виртуальной реальности, то в 2020-м рынок получил дерзкий скачок. Появились технологии, микродатчики, специалисты. Крупные кинокомпании стали делиться этими технологиями, которые раньше использовались только в кинематографе. На рынке СНГ специалистов в этой сфере не было вообще. На тот момент у меня уже сформировалось понимание, как это все реализовать. Мне нужны были художники, кодеры, модельеры.

И потихонечку, с 2021 года, мне удалось захантить (переманить – Ред.) двоих разработчиков из компании Wargaming. Эти ребята участвовали в создании игры World of Tanks. Мы начали изучать проекты, познакомились с нашими российскими коллегами, поделились опытом. То, что у нас сейчас есть – тизеры, выполненные проекты – всё было реализовано после этих исследований. В августе 2022 года мы основали компанию, а сейчас выходим на зарубежный рынок.

- Сфера вашей деятельности относится к креативной индустрии. Как бы вы оценили ее развитие в Казахстане в настоящее время?

- К большим плюсам можно отнести кейсы таких артистов, как Димаш Кудайберген, Imanbek, Jah Khalib. Песня исполнительницы Liili появилась в Instagram Stories у Ким Кардашьян, а принц Абу-Даби использовал в Reels музыку Скриптонита. Творчество блогера Аминки Витаминки – это тоже часть креативной экономики. В плане наличия талантов у нас все хорошо: народ у нас живой, креативный и идейный.

Поддержка от государства, открытие частных фондов – это всё хорошо. Однако я бы сказал следующее. Бюджет выделяется, но специалисты учреждений, назначение которых – поддерживать проекты, некомпетентны. Допустим, у меня есть какие-то навыки, и мне в этом плане повезло: я могу написать бизнес-план, «упаковать» идею и предложить ее. И есть люди, условно, с классной идеей, но чтобы написать бизнес-план, собрать какие-то документы или что-то рассчитать, они обращаются в эти учреждения. И я часто вижу, что они не выполняют свою работу на 100%.

Почему казахстанцы запустили бизнес по организации виртуальных концертов 3119865 - Kapital.kz

У нас на самом деле очень много талантов. Есть даже такое выражение про инвесторов Казахстана и США. Наши инвесторы находят риски и гробят на этом проект, а в Америке они помогают находить риски и их решения. И вот поэтому США развиты в плане кино, клипов, разработки игр. В целом движение у нас есть, но нет полного видения картины.

- На какой стадии сейчас находится ваш проект? Сколько времени ушло на разработку MVP (Minimal Viable Product – минимально жизнеспособный продукт с англ.)?

- Так как мы первопроходцы, на то, чтобы реализовать демоверсию, у нас ушло пять месяцев. Нашей целью было сделать картину максимально реалистичной – этого, как вы видели, мы уже добились. И к нам уже поступили предложения о сотрудничестве за рубежом: заинтересованные люди предлагают нам начать с их рынка – MENA. Рынком MENA называют страны Ближнего Востока и Северной Африки, такие как ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Египет, Алжир.

- Сколько времени в среднем занимает организация одного виртуального концерта?

- Если мы говорим о большом артисте или каком-то масштабном проекте на крупные рынки, то ориентировочно только на согласование с лейблом, артистом, менеджментом может уйти два-три месяца. В это время мы пишем концепцию, сценарий, определяем локации и делаем раскадровку – это когда мы рисуем каждый кадр и показываем его артисту или его менеджменту. Сама работа занимает от шести до девяти месяцев: с учетом маркетинга и продаж. Получается, что весь процесс занимает максимум год.

- Расскажите подробнее, как работает система виртуального киноконцерта?

- Всё очень просто. В плане пользовательского опыта мы придерживаемся концепции трех кликов. Вы регистрируетесь в нашем приложении AVACON, производите оплату и получаете доступ к контенту. Пользователь может посмотреть его несколькими способами: 2D – обычный формат Youtube, 360 градусов – купив недорогие очки виртуальной реальности от 5 тыс. тенге, вы почувствуете погружение через телефон. В этом формате вы сможете смотреть по сторонам, и экран смартфона будет синхронизироваться с очками. Третий способ – при помощи полноценных VR-очков. В формате 360 градусов вы получаете на телефоне разрешение 4К, а через полноценные VR-очки – 8К. То есть качество, как и опыт просмотра, во втором случае – в два раза лучше.

Почему казахстанцы запустили бизнес по организации виртуальных концертов 3119873 - Kapital.kz

- А сколько стоят полноценные VR-очки?

- Мои стоят около 150 тыс. тенге: там более 200 игр, есть локации для медитации, фильмы – это очень интересная вещь. Их можно использовать не только для просмотра нашего виртуального концерта. У меня есть друг-трейдер, и в его работе нужны мониторы, покупать которые постоянно – дорого. Он надевает такие очки и ставит себе столько экранов в виртуальной реальности, сколько ему нужно.

- Виртуальные концерты каких артистов вы уже провели и с кем ведутся переговоры в настоящее время?

- Первый проект был в 2021 году – Мустафа Сандал давал концерт на Алаколе. Мы также отсняли виртуальный концерт для Алексея Чумакова, но менеджмент артиста отказался покупать контент. В настоящее время ведутся переговоры с такими артистами, как Limba, Наzима, Димаш Кудайберген. Для Моргенштерна и Gunna наша команда делала часть работы на заказ с использованием наших графических возможностей.

- Давайте теперь поговорим об инвестициях. Какой их объем был первоначально привлечён в проект? Это были заёмные или собственные средства?

- В первую очередь это были собственные средства в размере 25 млн тенге. Мы вложили их в исследования, чтобы понять, сможем ли мы вообще все это делать. У меня не было желания идти к инвесторам с не готовым проектом: без идеи и MVP. То есть я взял на себя риск и вложил свои собственные средства. Рустам Кемпиров – мой кофаундер – привлек в проект еще 15 млн тенге. Это были частные инвестиции.

- Участвовали ли вы в каких-нибудь программах инкубации или акселерации?

- Мы участвовали в инкубационной программе при университете «Туран» в августе 2023 года. Мы также подавали идею на коммерциализацию в фонд QazInnovations, но получили отказ. Сейчас планируем пройти акселерационную программу при Astana Hub и еще одну – в Дубае.

- На какую маржу вы рассчитываете? Расскажите подробнее о бизнес-модели AVACON.

- Бизнес-модель у нас очень простая – продажа билетов. Насчет офлайн-мероприятий – если мы договариваемся с артистом, что делаем полный метр, то можем прокатать это через кинотеатры: есть системы IMAX, появились 6D и 8D-залы, где это все можно показывать.

Чистой прибыли у нас пока нет. По финмодели – если мы говорим про рынок СНГ, то чистая прибыль компании может составить 10 млн долларов в год. Если речь идет о зарубежных рынках, то это уже 50 млн долларов в год. Это цифры по одному виртуальному концерту. Ведь мы не ограничены географией: все онлайн. А стоимость билета, условно, в 20 долларов – подъемная цена. И для того, чтобы посетить концерт виртуально, нужны только интернет и эти 20 долларов.

Человек, который купил билет, может посмотреть концерт максимум три раза. После этого повторный просмотр обойдется ему в несколько долларов. Через полгода мы заливаем весь контент в YouTube – он становится бесплатным.

Почему казахстанцы запустили бизнес по организации виртуальных концертов 3119886 - Kapital.kz

- Сколько человек в вашей команде на сегодняшний день?

- Мы с Русланом являемся соучредителями. У нас также есть CTO (технический директор – Ред.) – его зовут Николай. В нашей команде всего десять человек. В основном это разработчики и модельеры.

- Кого вы считаете своими основными конкурентами и в чем ваше преимущество?

- Наши конкуренты – все, кто может делать что-то похожее. Однако у них нет таких ресурсов. Для того, чтобы реализовать весь этот проект, в первую очередь нужно видение: человек должен любить отрисовывать контент. Это первое. Второе – это дорогостоящее оборудование: большие видеокарты, рендер-фермы, серверы, на которых мы храним все данные. Когда мы только делали наш тизер, мы не понимали, насколько сильно мы, оказывается, нагружаем компьютер. Видеокарта у нас сгорала несколько раз, а она стоит 2,5 млн тенге. И самое главное – это остродефицитные на рынке СНГ кадры: 3D-модельеры, разработчики. Не каждый может позволить себе содержать такую команду.

Нас можно назвать единственной компанией на рынке СНГ, которая предоставляет такую услугу. В дальнем зарубежье, конечно же, есть подобные компании. Что касается региона MENA, то там похожие компании больше заняты VR-турами или девелопментом (деятельность, связанная с созданием объекта недвижимости, его реконструкцией или изменением – Ред.).

Почему казахстанцы запустили бизнес по организации виртуальных концертов 3119892 - Kapital.kz

- С какими трудностями вам приходится сталкиваться в процессе работы?

- Небольшой штат. Если один человек, условно, модельер заболел или у него что-то произошло, то всё производство стоит. То есть мы ждём, пока он выполнит свою часть работы и передаст ее дальше «по конвейеру». Это первая сложность. Вторая – технические моменты: может вылететь какая-то программа или элементарно перегреться компьютер. Мы стараемся обходить этот момент с помощью мощных кулеров. Но технические неполадки всегда есть и будут – это нормально.

- Какие услуги или продукты вы планируете запустить в дальнейшем?

- Сейчас наш основной продукт – это виртуальные киноконцерты. Через два года мы хотим организовать в Казахстане школу, где будем обучать по нашей методологии. Таким образом, компания разделится на два департамента: gamedev (games development – разработка игр с англ.) и разработка контента для YouTube и концертов.

- Благоприятные ли условия в Казахстане для развития стартапов?

- Я скажу так: да, бюджеты есть, проводятся интересные форумы, открываются новые частные и государственные фонды. У меня есть совет для стартаперов: объединяйтесь, делайте коллаборации, обязательно наймите юриста, программиста и человека, который круто продаёт – с этой базовой командой вы сможете выигрывать во всех баттлах.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.