В прошлом году оборот казахстанского рынка такси, по оценкам BusinesStat, составил 303 млн долларов, или 138,4 млрд тенге. Количество водителей в стране увеличилось до 700-800 тыс. человек. Лидером отечественного рынка сейчас является Яндекс Go. По опросам Qazaq Taxi – нового игрока на рынке – 80% населения поддерживают отечественный продукт и с радостью перейдут на него. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz сооснователь и генеральный директор Qazaq Taxi Талгат Джандосов рассказал об инвестициях, препятствиях на рынке и разработке новых продуктов сервиса.
- Талгат, расскажите краткую историю своего бизнеса. Как, когда и почему пришла идея его создать и когда он был запущен?
- Изначально это была идея моего друга – нынешнего партнера по бизнесу. У него есть две машины эконом- и комфорт-класса, на которых он даже таксовал несколько месяцев. Друг изучал систему изнутри: узнал, как все работает, собирал информацию, беседовал с пассажирами и другими водителями. Я сам из сферы IT – у меня большой бэкграунд (опыт – Ред.) именно в разработке и внедрении программных продуктов. Поэтому прошлым летом он предложил вместе запустить такой сервис.
Мы зарегистрировали компанию в декабре прошлого года. С января 2023 года у нас началась активная деятельность по разработке приложения. Мы планировали запустить сервис в апреле, но в последний момент решили заменить карты Google на 2GIS – во время первых тестовых запусков мы обнаружили, что в Google-картах отсутствует множество адресов. Перестройка системы на карты 2GIS заняла около полутора месяцев, плюс нужно было время на тестирование приложения.
Окончательно мы запустили сервис в начале августа этого года. Планировали масштабироваться не спеша. Думали, что сначала запустимся в Алматы, потом охватим Шымкент, затем – Астану. Но по причине сдвига сроков запуска, а также из-за того, что к нам напрямую стали обращаться владельцы таксопарков из регионов благодаря рекламе, мы решили развиваться везде параллельно.
- Я правильно понимаю, что сервис работает в 20 городах Казахстана? Планируете ли вы выходить на зарубежный рынок или будете дальше расширяться в РК?
- Да, все верно. На сегодняшний день у нас зарегистрировано порядка 18 тысяч пассажиров, а также около 1800 водителей. Большая часть зарегистрированных водителей приходится на Алматы – около 1000 человек. Хорошая динамика наблюдается в Шымкенте – всего за две недели в системе зарегистрировалось более 200 водителей. Отмечу, что многие ждали отечественный сервис такси. Также недавно мы появились и в Талдыкоргане.
Владельцы таксопарков из различных регионов сами предлагают нам открывать представительства. Мы заключаем с ними агентский договор, они набирают водителей и продвигают нас у себя в регионе. Ежедневно в системе регистрируются по 40-50 пользователей – это и водители, и пассажиры. Пока мы планируем расширяться в Казахстане. А дальше, возможно, будем масштабироваться на зарубежный рынок.
- В чем заключается ваше главное отличие от конкурентов? Как вы собираетесь с ними конкурировать?
- Вообще, наша концепция заключается не в том, чтобы бороться с кем-то, отжимая чью-то долю на рынке. Наша задача – создать конкурентоспособный отечественный продукт с хорошими ценами для пассажиров и достойным заработком для водителей. Мы хотим занять свою нишу – думаю, на нашем рынке могут спокойно сосуществовать разные игроки, не мешая при этом друг другу. Ведь всегда найдутся люди, которые предпочитают только InDrive или любят ездить именно через Яндекс. А кому-то, например, понравимся мы. Мы не хотели бы тратить наши ресурсы и усилия на то, чтобы с кем-то бороться и ожесточенно конкурировать.
Наше главное отличие от конкурентов заключается в том, что Qazaq Taxi – это отечественный игрок. Благодаря собственной экономике у нас понижена комиссия для водителей. В компании работают казахстанские программисты. Помимо этого, ничего никуда отчислять не надо. Поэтому водители могут получать ту же прибыль, что и при работе с другими сервисами такси даже при сниженной цене для пассажира. Например, если сейчас Яндекс взимает у водителей от 21% до 27%, то наша комиссия составляет 10%. За счет этой разницы пассажир платит меньше за поездку, а водитель остаётся с тем же заработком.
- Получается, Qazaq Taxi выгоднее по сравнению с другими сервисами только для пассажиров?
- Водители часто приходят к нам и рассказывают, что при работе с другими сервисами бывают моменты, когда их мнение не учитывается. Например, пассажир явно не прав, но наказывают все равно водителя. И недовольных таким положением дел очень много, что временами выливается в забастовки. Мы стараемся учитывать такие моменты, поэтому водители чувствуют нашу поддержку.
- В Казахстане уже были аналогичные проекты, но в итоге они закрывались. В чем заключались их ошибки, по вашему мнению?
- Здесь может быть очень много причин. Самая распространенная – недостаток финансирования. Например, рынок изначально был оценен неверно. Может быть, в какой-то момент что-то переигралось, или основатели этих компаний могли просто перегореть. Ведь на начальном этапе может показаться, что все легко и просто. А когда начинаешь работать в этой сфере, понимаешь, что это довольно сложно. Еще, бывает, члены команды могли элементарно разругаться между собой. Так что дать однозначный ответ здесь невозможно.
На отечественном рынке также есть региональные сервисы такси, которые существуют уже давно и настолько прижились на местном рынке, что другие игроки никак не могут их вытеснить. Пассажиры вызывают такси по телефону, и оно приезжает буквально за несколько минут – люди привыкли к этому. И им намного легче просто позвонить, чем разбираться в том или ином приложении.
- Давайте теперь поговорим о финансовой части проекта. Какой объем инвестиций первоначально был привлечен в него? Это были заемные или собственные средства?
- У компании четыре соучредителя. Основной, старший партнёр как раз-таки финансирует проект из собственных средств – на сегодняшний день выделено уже порядка 70-80 млн тенге. Сейчас нам нужно много инвестировать в рекламу: по предварительным расчётам – от 15 млн тенге и выше. Статистика показывает, что у нас пока небольшой охват – о компании еще мало кто знает.
- В чем измеряются объемы предоставляемых услуг (количество поездок, средний чек)? Какие они сегодня, и каких показателей вы ожидаете в будущем?
- Все верно, объем предоставляемых услуг измеряется в количестве поездок. В день через наш сервис поступает около 30-40 заказов, из которых выполняется только 5-8. Это происходит по следующей причине. Водители, зарегистрированные в нашей системе, в часы пик работают с другими сервисами такси. В это же время пассажиры, наоборот, заходят в наше приложение. Таким образом, происходит несостыковка. Поэтому, несмотря на наличие заказов, процент завершенных поездок пока небольшой. Но иногда этот показатель достигает 30-40%.
Всего с момента запуска сервиса было завершено около 500 поездок. Средний чек за это время составил 1500 тенге. Активными были следующие регионы: Шымкент, Алматы, Астана, а также запад Казахстана. Интересная ситуация складывается в Талдыкоргане, где наблюдается высокий процент завершенных поездок. В городе зарегистрировано около 30 пассажиров и буквально 5-8 водителей, которые их и возят (улыбается).
Наша задача до конца этого года – увеличить количество завершенных поездок до 2000 в день. Средний чек, думаю, не изменится.
- В какое время суток и в какой день недели пассажиры пользуются вашим сервисом больше всего?
- Чаще всего такси через нас заказывают днем. Повышенный спрос в какой-то конкретный день недели замечен не был.
- У вас уже есть чистая прибыль? На какую маржу/рентабельность вы рассчитываете?
- Чистой прибыли у нас пока нет. Мы выйдем в плюс, когда у нас будет как минимум 2000 завершённых поездок в день. Тогда мы покроем все наши затраты и начнем получать прибыль. Наша цель по марже чистой прибыли – от 50% и выше.
- Сколько человек в вашей команде на сегодняшний день?
- Всего у нас сейчас 19 человек: 7 диспетчеров, 8 разработчиков, менеджер проекта, менеджер по продукту, маркетолог и директор (Талгат Джандосов – Ред.).
- С какими трудностями вам приходится сталкиваться в процессе работы?
- Изначально мы думали, что сейчас запустимся и будем сразу сотрудничать с таксопарками, переманивать их. Они сообщили нам, что помимо постоянной зарплаты водителей им также нужно оплачивать лизинг (долгосрочная аренда с последующим выкупом – Ред.). Оказалось, что более 90% автомобилей таксопарков приобретаются этим способом. Они поинтересовались, сможем ли мы все это обеспечить им. На что мы ответили отрицательно, объяснив, что только запустились, и у нас пока нет таких оборотов.
Каждый раз, когда на рынке появляется новый игрок, существующие сервисы могут снизить свою комиссию. Таким образом, понижается стоимость поездки для пассажиров, а водитель остается с тем же заработком. Естественно, это выгодно для пассажиров. Так компании выдавливают новых игроков с рынка.
- Давайте резюмируем: каких результатов удалось добиться на сегодняшний день? Что уже сделано?
- У нас есть приложение для заказа такси по тарифам эконом, комфорт, бизнес, бизнес-плюс. Сейчас мы работаем над подключением функции оплаты поездок банковской картой. Параллельно мы трудимся над запуском междугородних перевозок – мы видим спрос со стороны водителей на этот функционал. Также планируется внедрение услуги доставки: начиная от пеших и заканчивая перевозкой крупногабаритных грузов.
- Получаете ли вы какую-нибудь поддержку от государства?
- Пока мы никуда не обращались, но планируем зарегистрировать компанию в Astana Hub. Чтобы получать ряд привилегий, включая налоговые льготы.
- Благоприятные ли условия в Казахстане для развития бизнеса?
- Думаю, что в последнее время чувствуется больше возможностей для развития бизнеса. Сейчас сам президент страны говорит о том, чтобы сфера IT развивалась и осуществлялась ее поддержка. Думаю, что, в принципе, всё должно получиться. Самое главное – двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом.