Геополитическая турбулентность, а также активное внедрение искусственного интеллекта в компаниях стимулируют бизнес уделять более пристальное внимание не только защите данных, но и их обработке. Этот тренд подстегивает не только мировой спрос на услуги центров обработки данных (ЦОДов), но и на облачные решения. Чтобы отвечать запросам рынка, «Казтелепорт» продолжает расширение собственной сети ЦОДов. В этом году будет завершено строительство еще одного ЦОДа «Ерейментау» в Астане, который будет сертифицирован по уровню Tier III, и при этом компания уже вышла на рынок Узбекистана с облачной платформой SmartCloud. О характеристиках нового ЦОДа, тенденциях на рынке облачных технологий корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал заместитель председателя правления «Казтелепорт» Валерий Маркин.
- Валерий Леонидович, сейчас в процессе строительства находится ЦОД «Ерейментау» в Астане. Расскажите о его характеристиках.
- Это очень интересный проект – отдельно стоящее здание ЦОДа в центре Астаны, с изолированными машинными залами общей емкостью 100 стоек. Мощность каждой стойки составит 7 кВт и до 14 кВт. Проектная мощность ЦОДа «Ерейментау» - 2,5 МВт. Сейчас мы уже получили сертификат от Uptime Institute – TIER III Design.
- Насколько мне известно, такую сертификацию получить достаточно сложно. Сколько дата-центров в Казахстане ей обладают?
- Да, получить такой сертификат непросто, ведь ЦОД должен отвечать определенным требованиям безопасности и надежности. И не каждый центр обработки данных может им соответствовать из-за разных причин: от территориального расположения до особенностей инженерной инфраструктуры. TIER III – это международная независимая трехэтапная сертификация ЦОД, которая проводится на разных этапах строительства и эксплуатации и подтверждает уровень его надежности и бесперебойности функционирования всех инженерных систем ЦОД. Это критически важно, особенно в случае воздействия каких-то внешних факторов – форс-мажоров. На рынке Казахстана действует свыше 30 коммерческих ЦОДов, из них сертификацию Tier III Design и Tier III Facility имеют всего два дата-центра, в том числе наш ЦОД «Сайрам» в Алматы.
- В Астане есть уже ЦОДы с сертификатом TIER III?
- Есть, ЦОДы с сертификатом проекта по уровню Tier III Design. Но мы будем первыми, кто подтвердит соответствие построенного ЦОДа его сертифицированному проекту – так же, как и в Алматы, запланировано получение сертификата Tier III Facility. Это тоже сложный процесс, достаточно сказать, что количество нагрузочных испытаний инженерной инфраструктуры ЦОД, которые проводятся в присутствии аудиторской команды от Uptime Institute, превышает 70, и по каждому испытанию есть жесткие критерии по их выполнению.
- Каким по счету будет строящийся ЦОД в сети дата-центров «Казтелепорта»?
- Восьмым по стране. В Астане у нас уже есть два ЦОДа, «Ерейментау» будет третьим.
- С какими сложностями вы столкнулись при строительстве ЦОДа в столице?
- В Астане мы начали строительство ЦОДа с нуля, и из-за болотистого грунта, подземных вод этот процесс усложнился – пришлось проводить дополнительные тестирования, консультироваться со специалистами и использовать лучшие подходы к строительству фундамента и его уплотнению – но это отдельный строительный кейс.
- В Алматы один из основных рисков для объектов такого формата как ЦОД – землетрясение. В столице, думаю, это низкая температура зимой, при которой определенное оборудование может дать сбой…
- Верно, одно из преимуществ нашего ЦОДа - функционирование в предельно низких температурах окружающей среды. Производители оборудования всегда гарантируют его работоспособность с указанием критической температуры – здесь важно понимать ее уровень. Мы учли эту особенность и выбрали оборудование с учетом климатических условий Астаны - наши поставщики подтверждают температурный режим работы оборудования до минус 42 градусов по шкале Цельсия. Это абсолютный температурный минимум, который был зафиксирован в столице в 1969 году. Помимо этого, все инженерное оборудование ЦОДа – основное и резервное - будет находиться в здании ЦОДа, а это минимизирует риски работы в критических условиях.
- Как у вас будет выстроена система безопасности в новом ЦОДе?
- Как и во всех наших ЦОДах, мы используем лучший опыт и стандарты в этой сфере, тиражируем одинаковые процессы на все ЦОДы, услуги, приложения и сервисы. Помимо этого, регулярно проводим обучение всех сотрудников компании, а не только инженеров. Получаем необходимые международные сертификаты на физическую и облачную инфраструктуру, на команду инженеров нашего SOC и технологии, которые они используют. Наш ЦОД в Астане будет оснащен круглосуточной службой охраны, современной системой видеонаблюдения, датчиками, которые будут контролировать все важные параметры инфраструктуры. Поэтому – да, безопасность во всех наших ЦОДах находится на высоком уровне – причем речь идет и о физической и цифровой безопасности.
- Обычно мониторинг работы ЦОДов осуществляется онлайн…
- Мы работаем по такому же принципу: через единую мониторинговую систему отслеживаем показатели всех наших ЦОДов круглосуточно – дежурная смена нашего service-desk круглосуточно находится в ЦОДах, сопровождает клиентов при проведении работ на оборудовании или в облаке, проводит плановые и внеплановые работы. Таким образом, мы можем контролировать возможный малейший сбой в работе объекта. На нашем новом ЦОДе будет установлено оборудование со специальными датчиками, которые будут контролировать температурный режим, подачу электричества и влажность воздуха. Система резервирования оборудования N+1 позволяет «страховать» всю инженерную инфраструктуру и обеспечивать заданные параметры SLA - для Teir III коэффициент отказоустойчивости составляет 99,982%.
- Кто ваша целевая аудитория?
- Те компании и организации, которые понимают важность IT-инфраструктуры в собственных бизнес-процессах и которые стремятся ее оптимально выстроить, балансируя между рисками, бюджетом и надежностью. Текущий клиентский портфель – это компании из финансового сектора, ретейла, электронной коммерции, торговли, медицинских услуг. Преимущественно средний и крупный бизнес.
- Планируете ли вы установить минимальный лимит стоек для аренды?
- Нет, каких-то лимитов не планируем. Предприниматель может взять в аренду и одну стойку, и целый машинный зал. Обычно мы индивидуально готовим предложение для каждого клиента с учетом технического задания и потребностей.
- Когда вы планируете запустить ЦОД «Ерейментау»?
- Ориентировочные сроки запуска – декабрь 2023 года.
- Перейдем к рынку облачных решений. По данным исследования Synergy Research Group, рынок облачных сервисов набирает обороты. В 2022 году выручка операторов публичных облаков и поставщиков инфраструктурных решений для них достигла 544 млрд долларов. За год этот показатель увеличился на 21%. Как вы считаете, почему этот рынок растет?
- Облачные технологии помогают бизнесу в трансформации, с их помощью компании могут ускорить внедрение различных IT-сервисов, выстраивать свои экосистемы. В нашей компании спрос на облачные сервисы за год увеличился на треть. Такая динамика связана с несколькими факторами. Главный из них - предприниматели стали больше внимания уделять оптимизации бюджетов компании. Поэтому спрос на облачные решения постепенно увеличивается, причем такая тенденция наблюдается по всему миру.
- Недавно вы запустили в Узбекистане облачную платформу SmartCloud. Расскажите об этом проекте.
- Этот проект был запущен в первом квартале текущего года. SmartCloud – облачная платформа, где предприниматели из Узбекистана могут получать услуги облачных вычислений, хранить и резервировать свои данные. У нас можно арендовать вычислительные мощности для запуска решений и развертывания IT-инфраструктуры компании – услуга облачный дата-центр (IaaS) или использовать комплексную сетевую защиту корпоративных ресурсов от сетевых атак (NGFW), также представлены услуги по хранению данных (Storage) и их резервному копированию (BaaS).
- Почему именно Узбекистан?
- Тут очень много разных факторов: и схожесть рынка, и его географическое расположение, готовность «Казтелепорт» делиться опытом, процессами, кейсами по IT-реализации проектов и задач и наша конкурентоспособность. Помимо этого, узбекский рынок очень перспективный - с каждым годом он становится все более отрытым, государство создает специальные условия для развития экономики и бизнеса. Последние два года прослеживается тренд по запуску бизнеса в Узбекистане среди компаний-резидентов Казахстана и России. Это стимулирует внедрение облачных технологий не только в крупном, но и среднем бизнесе: на рынке Узбекистана стали появляться ЦОДы, различные IT-продукты. Хотя еще четыре года назад темпы развития IT-рынка этой страны не поспевали за Казахстаном.
- Получается, у вас есть возможность контролировать ваши серверы из Казахстана?
- Да, с помощью каналов доступа к оборудованию можем координировать работу серверов удаленно. Причем мониторинг осуществляется круглосуточно, в онлайн режиме, так же как и в казахстанском облаке. А дежурная смена инженеров осуществляет поддержку физического оборудования локально. Такой подход обеспечивает максимально эффективное управление облачной инфраструктурой и удобный сервис для клиента.
- Используя облачные решения, предприниматели экономят свои бюджеты…
- Да, причем значительно. Но эффект от использования облачных технологий компании смогут увидеть в долгосрочном периоде – через несколько лет. Используя облачные решения, бизнесу не нужно инвестировать в приобретение серверов, аренду стоек, охлаждающего оборудования, систему охраны, защиту от киберрисков, содержание технического персонала для обслуживания серверов, дизельных генераторов в случае отключения света в ЦОДе. Для открытия ЦОДа потребуется несколько серверов, а стоимость одного сервера в среднем варьируется от 1 млн до 60 млн тенге.
- Какие тренды сейчас наблюдаются на рынке облачных решений?
- В Казахстане востребована больше услуга «инфраструктура как сервис». То есть большинство предпринимателей все-таки предпочитают арендовать вычислительные мощности - IaaS. В Европе тренд противоположный, там в приоритете «программное обеспечение как сервис» - SaaS. Это одна из форм облачных вычислений, при которой подписчикам предоставляется готовое прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое провайдером.