Представитель Toyota рассказал о начале выпуска автомобилей.
На минувшей неделе состоялось подписание меморандума о взаимопонимании между «Тойота Мотор Корпорэйшн» и Правительством РК о начале производства внедорожников Toyota Fortuner. Начало выпуска автомобилей намечено весной 2014 года на производственной базе ТОО «Сарыарка АвтоПром» в Костанае с планируемым ежегодным объемом около 3 тыс. единиц.
О том, какие перспективы компания ждет в Казахстане, об особенностях автомобильного рынка в нашей стране, о самых сложных временах «Тойоты» и будущем компании, а также о многом другом в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал Дидье Леруа – старший управляющий директор «Тойота Мотор Корпорейшн», президент и СЕО «Тойота Мотор Европа».
– Что на сегодняшний день представляет собой компания Toyota?
– За последние годы компания пережила немало трудных моментов. В 2008-2009 годах возникли сложности в связи с мировым финансовым кризисом. В 2010 году в США прошла масштабная кампания по отзыву наших автомобилей. Наконец в 2011 году в Японии произошло разрушительное землетрясение, а потом и цунами, вынудившее компанию на некоторое время приостановить работу предприятий. Вкупе все это у многих людей в мире вызвало сомнения относительно настоящего и будущего компании Toyota. Однако мы не сдались и сделали большие шаги по преодолению кризиса. Сейчас компания продолжает бороться за самые высокие позиции в мировом автопроме, чтобы стать еще сильнее. Подтверждением этому служит то, что в 2012 году мы вернулись на позицию номер один по объему продаж. Но, что более важно, Toyota вновь стала номером один в сердцах клиентов.
– Сумела ли компания восстановить докризисные показатели?
– Да, безусловно, мы извлекли много уроков из прошлого, и сейчас дела обстоят даже лучше, чем в преддверии мирового финансового кризиса.
– В чем, на Ваш взгляд, состоит основная трудность, с которой сталкивается автопром в настоящее время?
– Любая промышленность, не только автомобильная, сталкивается с новыми вызовами и требованиями. Автопроизводители постоянно находятся в поисках новых идей. Поэтому трудностей в различных аспектах может быть множество. В настоящий момент конкурирующие между собой компании стараются предоставить клиентам недорогие, экономичные и надежные автомобили.
– Какая была активность среди потребителей в 2012 году?
– В 2012 году по сравнению с 2011 годом общемировой рост продаж составил порядка 22%. Говоря в общем контексте, стоит отметить, что рост продаж идет устойчивыми темпами. При этом мы не гонимся за объемами, а стараемся делать все пошагово. И у нас абсолютно нет сомнений в том, что даже если мировой рынок в 2013 году будет еще сложнее, чем был в 2012-м, мы все равно приложим все усилия к обеспечению роста продаж.
– На какие рынки компании удалось выйти после кризиса?
– Мы подразделяем рынки на зрелые и быстрорастущие. Пять-шесть лет назад мы заняли долю 30% продаж на растущих рынках. Сейчас мы имеем 44%. Это очевидно показывает, что компания на мировой площадке отдает основной приоритет быстрорастущим рынкам, имеющим колоссальный потенциал.
– Как Вы оцениваете казахстанский авторынок?
– Если брать в глобальном масштабе, в Казахстане очень благоприятные и стабильные условия для продаж, и нашей компанией ваш рынок оценивается как быстрорастущий.
– Как Вы думаете, чем отличается европейский рынок от казахстанского?
– Стоит отметить, что нет единого европейского автомобильного рынка. Например, что актуально в северной Европе, не совсем будет востребовано в южной, юго-восточной и западной части региона. Это отдельные рынки с отдельными требованиями. А в Казахстане присутствуют другие условия, имеющие различный характер, это и резко континентальный климат, и сложные дорожные условия. То есть здесь будут совсем иные, например, от Испании или Италии, требования, предъявляемые к автомобилям. Именно поэтому здесь востребованы внедорожники. Вследствие чего в Казахстане и запланировано производство Fortuner, поскольку этот внедорожник соответствует предъявляемым требованиям.
– Продвигая бренд на отдельно взятых рынках, компания действует по единому шаблону или больше ориентируется на местные реалии?
– Ситуация по различным рынкам само собой не идентична. И она кардинально отличается по регионам. В связи с чем мы не можем не учитывать это и определяем свою стратегию в отдельно взятых регионах исходя из данной логики и предъявляемых требований.
– На казахстанском рынке для компании важнее покупательская способность клиентов и предоставляемый им качественный продукт, или здесь приоритет может быть отдан количественной составляющей? Как будет выдержан этот баланс?
– Главным образом мы не идем на сделки с качеством и не бежим за количеством – и это самое важное. Наша стратегия не предусматривает никаких компромиссов в области качества, долговечности, надежности. Компанией выдерживается баланс в соотношении цена – качество, и это в немаловажной степени обеспечивает нам лояльность клиентов.
– Почему для производства в Казахстане был выбран именно Fortuner?
– Мы тщательно изучили потребности казахстанских клиентов, и поэтому можем сказать, что в следующем году Fortuner в сегменте внедорожников, как и другие модели Toyota, полностью будет сфокусирован на клиенте. И эти шаги по запуску производства данной модели в Казахстане своевременны. Поскольку в прошлом году в Казахстане поменялась ситуация с налогообложением и с пошлинами. И сейчас много клиентов, покупавших ранее бывшее в употреблении авто в секторе внедорожников, желают приобретать новые автомобили. Это серьезная перемена на рынке, которую мы увидели. Вот почему мы нацелились на этот сегмент с Fortuner.
– Какие перспективы своей компании Вы видите в будущем?
– Многие компании желают стать номером один, и это вполне нормально. В частности, некоторые наши немецкие конкуренты говорят, что станут лидерами или ими уже являются. Мы таких вещей не заявляем. Мы хотим фокусироваться на ключевых ценностях: качество, удовлетворенность клиентов. Ключевой элемент для нас – сделать так, чтобы все наши стратегии были основаны на устойчивом росте. К примеру, сейчас люди удивляются тому, почему наша компания начинает проект сборки автомобилей в Казахстане с количества 3 тыс. единиц? Ведь можно больше. Но так было задумано, исходя из нашей стратегической логики. А именно пошаговому подходу. Потому как все, что мы делаем, должно быть успешным. Сейчас компания вернулась на свои позиции. Мы стали гораздо сильнее, чем были в прошлом. И в долгосрочной перспективе мы готовы лидировать в секторе автомобилестроительного бизнеса в мире.