Казахстанцы платят за страховку в 10 раз больше россиян
АВТОР

26.02.2013 • 12:16 40128

Казахстанцы платят за страховку в 10 раз больше россиян

Страховые компании разъяснили разрыв в стоимости страховки.  

Стоимость страховки по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев (ОГПО ВТС) для казахстанцев в России может обойтись более чем в 10 раз дороже, чем для россиян в Казахстане. По мнению страховщиков, исправить ситуацию может гармонизация законодательства, в противном случае российские страховщики могут сместить казахстанских.

Россияне, приезжающие в Казахстан на своих авто, могут застраховать их значительно дешевле, чем граждане РК. Так, казахстанские страховщики сетуют на значительный разрыв в стоимости страхового полиса. «При прочих равных условиях страховая премия для граждан Казахстана при въезде в Россию сроком на 15 дней составит 1831 рубль (9 155 тенге). Для граждан РФ при въезде в РК – 836 тенге», – комментирует Гульнара Нургалиева, директор департамента по развитию агентской сети АО «СК «Коммеск-Өмір».

Так, Рустам Бериков, директор департамента андеррайтинга и методологии АО «СК «AMANAT INSURANCE», поясняет, что согласно проведенным расчетам, выходит, что гражданин РК при въезде в Россию сроком на один месяц фактически платит 43% от годовой страховой премии, установленной для граждан РФ, а россияне при въезде в Казахстан 8,2% от годовой страховой премии.

Страховщики объясняют данный дисбаланс в стоимости полиса несколькими факторами. «Стоит учитывать, что обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) дороже обходится и самим россиянам, нежели ОГПО ВТС для казахстанцев. Вызвано это тем, что плотность населения в России выше, чем в Казахстане, следовательно, риск возникновения ДТП в России увеличивается. Это напрямую влияет на показатели рентабельности страховой компании РФ. К примеру, население России составляет 143,4 млн человек, Казахстана – 16,8 млн человек», – уточняет Рустам Бериков.

Также эксперты страхового рынка отмечают, что казахстанское законодательство в отношении данного вида страхования более дифференцировано по срокам. «Согласно российскому законодательству, минимальный срок такой страховки в России – от 5 до 15 дней. Согласно нашему законодательству – возможно посчитать страховку на конкретное количество дней пребывания. Например, отдельно на 5, 6 или 7 дней», – отмечают в АО СК «БТА Страхование». Кроме того, в СК «БТА Страхование» обращают внимание, что базовые ставки для расчета страхового полиса в России и Казахстане отличаются. «У нас в стране базовая ставка составляет более 3288 тенге, в России – 6 тыс. тенге. Также немаловажный фактор различия стоимости полисов, на наш взгляд, заключается в том, что наши полисы для въезжающих россиян в Казахстан действуют только до первого ДТП, а для казахстанцев, въезжающих в Россию, – в рамках лимита ответственности, достигающего 120 тыс. рублей (около 588 тыс. тенге)», – аргументировали свою позицию в СК «БТА Страхование».

В «СК «Коммеск-Өмір» считают, что значительный разрыв в цене страхового полиса в России и Казахстане обусловлен и историческими факторами. «В Казахстане ОГПО ВТС действует с 1997 года, в России ОСАГО введено в 2003 году. Россияне, изучив наш опыт, изначально заложили более высокие тарифы. Если в Казахстане минимальная цена страхового полиса, например, в Атырауской области была порядка $8, то в России она составляла порядка $70. Соответственно, и тарифы по въезжающим были пропорциональны своим внутренним тарифам в каждой стране», – аргументировала свою позицию Гульнара Нургалиева.

В «СК «Сентрас Иншуранс» приводят еще несколько аргументов, почему стоимость полисов так разнится. «В Казахстане тариф на ОГПО ВТС давно рассчитывается с учетом истории страхования. Так, при расчете тарифа учитывается система бонус-малус. А в российском страховании систему бонус-малус ввели в действие только с этого года», – пояснил Айдос Естемесов, управляющий директор АО «СК «Сентрас Иншуранс».

Также г-н Естемесов отметил, что есть отличия и в страховой сумме. По словам эксперта, в Казахстане лимиты по страховому случаю ОГПО ВТС меняются ежегодно, в зависимости от месячного расчетного показателя (МРП), и составляют от 500 до 1000 МРП по возмещению вреда жизни и здоровью потерпевшему и 600 МРП при причинении вреда имуществу. Что составляет от 865 500 тенге до 1731 тыс. тенге. «В России в декабре 2012 года было одобрено повышение лимита выплаты по ОСАГО. Предполагается поэтапное увеличение возмещения вреда жизни и здоровью потерпевшего со 160 до 500 тыс. рублей (с 800 тыс. тенге до 2,5 млн тенге). По имуществу – со 120 до 400 тыс. рублей (с 600 тыс. до 2 млн тенге)», – аргументировал свою позицию управляющий директор «СК «Сентрас Иншуранс».

Вопрос убыточности неоднозначен
Так, для некоторых страховщиков данный вид страхования является убыточным. Как сообщили в АО «СК «НОМАД Иншуранс», каждый владелец транспортного средства, въезжающий на территорию Казахстана, обязан приобрести полис ОГПО ВТС сроком не менее чем на пять дней, а граждане Казахстана – сроком на один год. Как отметили в компании, при этом каждый платит по 500 тенге и 12 тыс. тенге соответственно, при этом риск наступления страхового случая сохраняется в обоих случаях. «У нас был страховой случай, когда гражданин Кыргызстана приобрел страховой полис, оплатив за него чуть больше 3 тыс. тенге, а в результате ДТП погиб он сам и 15 пассажиров его микроавтобуса. По данному страховому случаю, мы выплатили 12 млн тенге», – проинформировал Ринат Ахматьянов, председатель правления «СК «НОМАД Иншуранс».

В то же время в «СК «Коммеск-Өмір» поясняют, что доля таких договоров страхования в портфеле страховой компании составляет небольшой процент от общего количества всех договоров по этому классу. И как считает г-жа Нургалиева, выплаты по этим договорам не будут составлять значительную сумму в общих премиях.

Аскар Рахимбеков, начальник отдела статистики и анализа АО СК «Лондон-Алматы», приводит конкретные данные. По его словам, на начало января 2013 года в компании доля страховых премий ОГПО ВТС приезжавших в РК в общем объеме премий по обязательному страхованию составила 0,35%. Страховщик отметил, что доля заключенных договоров имеет схожие показатели – менее 1%.

Как сообщили в СК «Лондон-Алматы», на начало января 2013 года, по сравнению с 2012 годом, прирост премий компании составил 5%, но при этом на 10% снизилось количество заключенных договоров по ОГПО ВТС. Из них снизился объем страховых премий временно въехавших страхователей на 37%, количество заключенных договоров упало на 33%.

Таможенный союз может исправить ситуацию
Страховщики сходятся во мнении, что необходимо повысить стоимость ОГПО ВТС для нерезидентов РК. «Пока отсутствует единая система ценообразования страховых продуктов. Также высокая стоимость данного класса страхования в России способствует существенному росту капитализации российских страховщиков. Это негативно скажется на казахстанском страховом рынке при открытии границ для страховых организаций стран-членов Таможенного союза», – считает Аскар Рахимбеков.

В «СК «Коммеск-Өмір» отмечают, что дискуссии в отношении повышения стоимости страховки для нерезидентов, приезжающих в Казахстан, еще не велись. «Пока ставились вопросы по гармонизации законодательства и о взаимном признании страховых полисов. В принципе в рамках гармонизации не исключено, что наши тарифы для автомобилистов, въезжающих в РК, могут повыситься до уровня российских. Это даст возможность казахстанским компаниям быть достаточно конкурентными по отношению к российским», – считает Гульнара Нургалиева.

Глава «СК «НОМАД Иншуранс» придерживается мнения, что эти вопросы необходимо решать на законодательном уровне. При этом, как отмечает страховщик, для начала необходимо прийти к единой базе данных и системе расчетов. «На заседаниях органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности при Интеграционном комитете ЕврАзЭС неоднократно рассматривался вопрос о возможных механизмах признания страховых полисов ОГПО ВТС, выданных национальными страховщиками государств-членов ЕврАзЭС. Государства-участники экономического сообщества ЕврАзЭС намерены подписать протокол о создании единого страхового рынка. Проект протокола сейчас находится на рассмотрении», – пояснил г-н Ахматьянов.

Между тем разница в стоимости казахстанского страхового полиса и такого же полиса в странах СНГ также ощутима. Так, как сообщили в «СК «Коммеск-Омір», стоимость страховки ОГПО ВТС для иностранного гражданина, въезжающего из страны СНГ на территорию РК на 15 дней, составляет 836 тенге. Цена такого же полиса для гражданина Казахстана, въезжающего в Узбекистан, при прочих равных условиях, составит 100 тенге, Беларусь – 980 тенге, Украину – 400 тенге.

Г-н Естемесов не исключает, что, возможно, в будущем Казахстан вступит в систему «Зеленая карта». «Тогда страховой полис по автогражданской ответственности, выданный в любой стране-члене соглашения, будет действителен на территории другой страны, являющейся членом этого соглашения. В систему «Зеленая карта» входят 45 стран из Европы, Азии и Африки. Россия присоединилась к данной системе в 2009 году», – резюмировал страховщик.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

страхование автострахование страховка полис Гульнара Нургалиева «СК «Коммеск-Өмір» Рустам Бериков «СК «AMANAT INSURANCE» СК «БТА Страхование» Айдос Естемесов «СК «Сентрас Иншуранс» Ринат Ахматьянов «СК «НОМАД Иншуранс» Аскар Рахимбеков СК «Лондон-Алматы»

26.02.2013 • 12:16 40128

Поделиться
Казахстанцы платят за страховку в 10 раз больше россиян
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus