Не секрет, что ключевым фактором успеха любого бизнеса является наличие сильной команды, точно так же как для корабля, каким бы современным он ни был, критически важно наличие матросов на борту. Однако собрать сильную команду, особенно сейчас, в период, когда дефицит кадров давит на мировой рынок труда, не так просто, и многие компании сталкиваются с проблемами в этом вопросе. С чего начать процесс поиска, где искать кадры и на какие скиллы обращать внимание в первую очередь, разбираемся ниже.
Определите требования к кандидатам
Намного легче вести поиски, когда знаешь, что искать, поэтому, как бы банально это ни звучало, прежде чем начать поиск сотрудников, определите, какие навыки и качества необходимы для эффективной работы в вашей компании. При этом сейчас эффективный сотрудник — это не только набор востребованных навыков и компетенций. Кроме так называемых хард-скиллов, важны софт-навыки: стрессоустойчивость, умение работать в команде, отсутствие токсичности в коммуникации и адаптивность — словом, все, что позволяет человеку эффективно взаимодействовать с коллегами и партнерами и быстрее вливаться в рабочий ритм.
Например, если вы ищете руководителя проекта, необходимо убедиться, что кандидат умеет эффективно управлять проектами, а также обладает навыками коммуникации и лидерства. Не стоит ограничиваться только общепринятыми софт-скиллс, такими как коммуникабельность или лидерские качества. Обратите внимание на индивидуальные особенности каждого кандидата - творческий подход к решению задач, гибкость в работе, способность к анализу данных и автономности. Все эти качества сейчас определяют хорошего кандидата и могут быть важными для вашего бизнеса.
Поиск кандидатов
Существует множество способов и инструментов для поиска кандидатов, начиная от поиска на интернет-досках объявлений вроде общеизвестных hh.kz (с пометкой, что нужные вам кандидаты готовы на удаленку, проектную работу и договор ГПХ), и использования социальных сетей, заканчивая сотрудничеством с рекрутинговыми агентствами и привлечением внештатных исполнителей через биржи фриланса и специализированные сервисы.
Также отлично может сработать реферальная программа, когда с поиском кандидатов помогают свои же сотрудники, рекомендуя знакомых им кандидатов взамен на бонус в случае успешного закрытия вакансии. В современном мире растет и популярность аренды кадров и проектной занятости. Так, по данным PwC, в мире почти каждый третий занятый имеет опыт проектной работы в качестве фрилансера. В Казахстане, по данным Центра развития трудовых ресурсов (ЦРТР), в 2021 году фрилансерами работали свыше 1 млн человек. Это почти 17% от числа всех занятых. А в 2022 году, по данным опроса hh.kz, число соискателей, которые рассматривают только фриланс, увеличилось на 142%. С учетом того, что такой подход к формированию команды экономит бизнесу и время, и деньги, так как вывод внештатных исполнителей «в смену» обычно быстрее классического найма, собрать идеальную команду можно и из внештатных исполнителей.
Одним из наиболее доступных и эффективных инструментов для поиска таких кандидатов является использование онлайн-платформ, таких как Upwork, Freelancer, Allfreelance, Fiverr или Quick Work. Эти платформы позволяют быстро находить и нанимать внештатных исполнителей с различными навыками и опытом работы. А некоторые даже автоматизируют контрактование, выплаты, декларацию и уплату налогов. Кроме того, социальные сети, такие как LinkedIn и Facebook, также могут быть эффективным инструментом для поиска кандидатов. Они позволяют быстро находить людей с нужными навыками и опытом работы, а также устанавливать контакт и общаться с потенциальными кандидатами.
Однако перед тем как нанять внештатного (да в целом и любого) исполнителя, необходимо внимательно изучить его портфолио и отзывы, а также провести тестовое задание для проверки его профессиональных навыков — это базовый минимум, который позволит уменьшить риски неправильного выбора и потери времени и денег на неподходящего кандидата.
Сделайте процесс найма прозрачным и эффективным
Разработайте четкие процедуры поиска и отбора кандидатов. Определите, кто будет участвовать в процессе найма внутри вашей компании, какие у них будут роли и какие будут критерии оценки. Объясните кандидатам, как будет проходить процесс. Как правило, бардак на этапе первых контактов и интервью отпугивает хороших кандидатов, а отлично выстроенные процессы с четкими этапами и своевременным фидбэком, наоборот, сделают вашу компанию привлекательнее для хороших специалистов. А для автоматизации и повышения прозрачности процессов можно также использовать специализированный софт, например сервис «Хантфлоу».
Начните изменения с себя
Чтобы повысить привлекательность компании для хороших кандидатов, да и в целом для того, чтобы повысить слаженность команды и эффективность каждого сотрудника в отдельности, важно строить в компании стимулирующую среду. Для этого предоставьте своим сотрудникам возможность развиваться и расти вместе с вашим бизнесом. Сделайте так, чтобы работа в вашей компании была интересной и увлекательной. Предоставьте сотрудникам достаточно свободы, чтобы они могли проявить свой потенциал. Именно стремление к автономности, умение принимать решения самостоятельно и готовность нести за них ответственность — то, что отличает хорошего сотрудника от плохого, а вам позволяет не тратить время на микроменеджмент.
Есть еще несколько советов для формирования стимулирующей среды:
- не забывайте о командной работе. Разработайте четкие процедуры коммуникации и сотрудничества. Поддерживайте дружественную и открытую атмосферу;
- определите свои ценности и миссию. Прежде чем начать нанимать сотрудников, необходимо определить свои ценности и миссию. Каждый член команды должен разделять эти ценности и быть нацелен на достижение общей цели. Определение ценностей и миссии поможет сократить время на поиск сотрудников и обеспечит более эффективное взаимодействие в команде;
- организуйте процесс обучения и развития. Члены команды должны иметь возможность развиваться и повышать свои навыки. Организация процесса обучения и развития сотрудников поможет не только улучшить их профессиональные навыки, но и повысить уровень удовлетворенности от работы. Кроме того, это поможет сохранить лояльность и мотивацию сотрудников на достижение общих целей.
Такой подход к организации труда еще называют бирюзовым, а принципы бирюзового менеджмента становятся популярнее с каждым годом во всем мире параллельно с повышением доли зуммеров и миллениалов в общей массе экономически активных граждан, которые в свою очередь и котируют такие схемы выше всего. Грамотное применение этих принципов позволит сделать компанию не только привлекательным местом для хороших кандидатов, но и снизить текучку кадров, что позитивно отразится на бизнес-процессах.
Арина Пирогова, генеральный директор платформы для работы бизнеса и фрилансеров в Казахстане Quick Work