Рынок e-commerce постепенно трансформируется. Один из наблюдаемых трендов – увеличилась частота онлайн-покупок продуктов среди казахстанцев. У бизнес-сообщества также формируются определенные потребности – ему нужны сервисы, которые помогут оптимизировать бюджеты по логистике. Такой сервис недавно вывела на рынок Яндекс Доставка, спрос на него уже набирает обороты. Как меняется рынок интернет-торговли, как казахстанскому бизнесу попасть на глобальные онлайн-площадки, эксперты обсудили в Алматы на международном форуме ретейлеров и поставщиков «Конвент Мир Торговли Казахстан».
Рынок e-commerce активно растет
Одна из панельных сессий была посвящена стратегиям онлайн-ретейла. На ней модератором стал основатель компании INFOLine Иван Федяков. В начале своей презентации он сразу обозначил один из ярких трендов – «розничный рынок e-commerce развивается очень стремительно», – заметил он. Эксперт подчеркнул, что около четырех лет назад объем этого рынка в Казахстане не превышал 300 млрд тенге, сейчас же он достиг 1,3 трлн тенге. «Почти за 4 года этот рынок вырос в 4 раза. Впрочем, рынок онлайн-торговли активно набирает обороты во всем мире, и Казахстан не исключение. Доля интернет-продаж в объеме мировой розничной торговли превышает 20%, в Казахстане этот показатель все еще находится на уровне около 10-11%. Ожидается, что к 2025 году доля e-commerce в общем объеме продаж в стране достигнет 15%. Но, понятно, что доля онлайн-торговли в разных сферах неравномерна: в food-секторе гораздо ниже, чем в non-food», – сообщил Иван Федяков.
Он подчеркнул, что многие участники рынка воспринимают e-commerce как «определенную угрозу». И это не случайно – заметил эксперт. «Мы видим, что уровень консолидации на этом рынке в мире значительно выше, чем в традиционном ретейле. Например, в США на долю Amazon приходится более половины всей онлайн-торговли. В Китае на Alibaba – порядка 70% объема продаж. Эти тенденции вызывают опасения у небольших компаний, работающих офлайн», – заметил Иван Федяков.
Стратегии в бизнесе
На панельной сессии модератор обратился к участникам рынка, чтобы узнать, как e-commerce влияет на их бизнес. «Какая доля продаж сейчас приходится на интернет-каналы в вашей компании? Как развитие маркетплейсов вносит коррективы в вашу стратегию дистанционных продаж?» – поинтересовался он.
Глава отдела маркетинга «Спортмастер Казахстан» Жанна Лукпанова отметила, что сеть развивает омниканальные продажи. «За последний год объем интернет-продаж нашей сети увеличился на 146%. На e-commerce приходится порядка 5% наших продаж. До конца 2023 года планируем увеличить этот показатель до 15%. Также активно работаем с маркетплейсами, используем эти площадки для доставки крупногабаритных товаров, в том числе в те регионы, где мы пока не представлены. Кроме того, мы намерены запустить свое мобильное приложение, и доля интернет-продаж должна вырасти», – отметила она.
Возможно, стоит сфокусироваться на маркетплейсах, ведь их темпы развития существенно опережают темпы роста e-commerce? – снова адресовал свой вопрос к сети модератор.
«В 2022 году объем онлайн-торговли увеличился на 30%, а через маркетплейсы – на 90%», – заметил он.
«Мы видим будущее в диверсификации каналов продаж… Если же говорить о том, чтобы сделать акцент на продвижении преимущественно через маркетплейсы – мы пока не идем этим путем. Мы просчитываем все риски по комиссиям при выходе на маркетплейсы, обслуживанию и доставке и сейчас ставим во главу угла все-таки свой интернет-магазин», – заметила Жанна Лукпанова.
О ситуации на рынке интернет-продаж рассказал и руководитель Wildberries по СНГ Максим Губанов. Он отметил, что за первый квартал 2023 года количество поставщиков из Казахстана, которые реализуют свою продукцию через их площадку, выросло в 7,5 раза. «Мы активно развиваем логистическую инфраструктуру. В Алматы мы намерены построить логистический центр площадью 100 тыс. кв. метров – он уже на этапе строительства. На участке заложили перспективу для его масштабирования, возможно, сделаем его еще больше… В целом же планируем открыть несколько логистических комплексов в Казахстане – это будут небольшие сортировочные центры», – заметил эксперт.
Оптимизация логистики
Одним из драйверов развития онлайн-торговли является правильно выстроенная логистика. Модератор поинтересовался у руководителя Яндекс Доставки в Казахстане Алишера Тунгушбаева, какие тренды сейчас есть на рынке доставки в сегменте B2B.
«Последние 2-3 года мы фокусировались на экспресс-доставке. И если говорить откровенно, казахстанский потребитель избалован таким сервисом, когда товар доставляется в течение 30 минут или часа. И конечно, это отражается на ее стоимости. Сейчас мы работаем над тем, чтобы дать компаниям в Казахстане доступ к разным сценариям доставки как по скорости, так и по транспорту или операционным особенностям. Недавно мы запустили доставку в течение дня, которая рассчитана больше на бизнес-сегмент», - отметил эксперт.
Такая доставка, пояснил спикер, подходит для товаров, которые обычно не требуются срочно. Например, одежды, электроники, мебели.
«Доставка в течение дня позволяет компаниям снизить логистические издержки на последней миле за счет объединения заказов для одного района и оптимальных маршрутов, обеспечивающих скорость и своевременность доставки. Уровень сервиса для клиента при этом остается высоким, ведь доставка осуществляется в день покупки. Кстати, практикуем также и доставку грузов как легковыми, так и грузовыми автомобилями, которые удобны на запланированных маршрутах. Например, для снабжения дарксторов, доставки до постаматов или магазинов. Грузовые автомобили доступны в пяти городах: Астане, Алматы, Шымкенте, Актобе и Караганде», – отметил Алишер Тунгушбаев.
По его словам, компания может предложить бизнесу различные решения: доставку через Тальго или авиасообщение. «В 2022 году мы заключили договор с одной из авиакомпаний, где выступаем партнерами в первой и последней миле. Что это значит? Вы можете отправить посылку в любой регион Казахстана, и она дойдет до адресата за 3 часа. Наш курьер приедет за посылкой, например в Алматы, и доставит ее в аэропорт, после другой курьер встретит этот груз в Астане и доставит его «до двери» получателя», – поделился Алишер Тунгушбаев.
«Компании могут подключиться к Яндекс Доставке через API-интеграцию, модули для Shopify, WooСommerce и других систем или личный веб-кабинет», – отметил эксперт.
«Получателям заказов платформа дает возможность отслеживать статус доставки в реальном времени, что значительно уменьшает количество обращений в службу поддержки партнера. Для партнеров также доступны отчеты о качестве доставки, причинах нарушений», – отметил Алишер Тунгушбаев.
Выход на глобальные платформы
На форуме также была затронута тема, как казахстанским компаниям попасть на глобальные онлайн-площадки. Например, на платформу Alibaba. «Мы работаем с Казахстаном около четырех лет. За это время к нашей площадке подключилось около 500 компаний из РК, 300 из них – по госпрограмме KazTrade», – начала свое выступление генеральный директор, официальный сервис-партнер Alibaba по России и СНГ Мария Каданцева.
По ее словам, в основном на этой площадке представлены казахстанские компании из категорий «еда и напитки», «сельское хозяйство», «строительство и недвижимость». «Намного меньше их в категории «одежда». Ведь конкуренция в этом сегменте со стороны азиатских стран высока. По ценообразованию компаниям из РК также сложно конкурировать», – заметила она.
Мария Каданцева отметила, что для казахстанского бизнеса может быть интересен проект «Экспорт в Китай». Alibaba предлагает производителям, которые представлены уже на ее платформе, стать их поставщиками для распространения продукции в супермаркетах и на онлайн-площадках, принадлежащих Alibaba. Но для этого компаниям нужно пройти отбор.
В рамках этого проекта наиболее интересны производители снеков, напитков, фруктов, орехов, печенья и масла, – подчеркнула эксперт. «Но пока ни одна компания из Казахстана не прошла отбор в рамках этого проекта. Одно из требований – участвовать в этом проекте могут только производители с собственной торговой маркой», – отметила она.
Она также рассказала об ошибках бизнеса при выходе на глобальные онлайн-платформы. «Многие компании предполагают, что если они бренд №1 в своей стране, то им не нужна рекламная кампания при выходе на платформу. Но это не так. Лучше подкреплять свое присутствие рекламой в той стране, куда вы выходите. Также мой совет – желательно, чтобы срок хранения пищевых продуктов, например, печенья, кондитерских изделий, был не менее 12 месяцев. Ведь сейчас сроки сделок увеличились. Например, КНР практически не рассматривает товары со сроком годности менее 9 месяцев – это нужно учитывать», – отметила Мария Каданцева.
Тренды в E-grocery
Один из трендов электронной торговли, который обозначил модератор, – меняется парадигма потребления товаров. «В e-grocery-сервисах отмечают, что они уже конкурируют с холодильниками. Увеличилась частота онлайн-покупок продуктов», – заметил он.
С этим мнением согласен и руководитель Яндекс Доставки Алишер Тунгушбаев. «Раньше доставка продуктов не пользовалась такой популярностью, как сейчас. Казахстанцы предпочитали посещать магазины, зачастую закупались на неделю. Сейчас же наблюдается тренд на оптимизацию. Многие стали заказывать продукты онлайн небольшими партиями – только то, что нужно именно сейчас для приготовления обеда. Ожидаем увеличения доли этого сегмента в портфеле нашей компании», – подчеркнул Алишер Тунгушбаев.
Прогнозы по развитию рынка e-commerce у участников форума заметно отличаются.
Глава Wildberries по СНГ Максим Губанов сделал самый оптимистичный прогноз. Он предполагает, что в 2023 году рынок вырастет в несколько раз. Сервис-партнер Alibaba по России и СНГ Мария Каданцева и в Яндекс Доставка Казахстан предположили, что объем e-commerce увеличится на 40-50%.