Офис будущего: почему поколение Z отказывается от найма

К чему нужно готовиться работодателям

Share
Share
Share
Tweet
Share
Офис будущего: почему поколение Z отказывается от найма- Kapital.kz

Зуммеры, поколение Z или первое по-настоящему Digital Native поколение — люди, родившиеся после 2000 года, сейчас делают свои первые шаги на рынке труда. Пока доля их невелика, однако уже к 2030 году именно они станут доминирующей силой среди экономически активного населения, заняв около 40% всех рабочих мест. Будет ли отличаться этот рынок труда от того, что мы знаем сейчас, как он меняется под давлением нового поколения, и к чему готовиться работодателям, разбираемся ниже.

 Карьерные привычки зуммеров 

Социологи определяют эту категорию работников как стремящихся к безопасности и стабильности — вроде, ничего нового. Но при этом для них удовольствие и интерес к работе часто становятся важнее заработка. Как и ощущение собственной значимости и вклада, как и возможность выстраивать грамотный баланс между работой и личной жизнью. Нет, это не значит, что зуммеры по природе своей не карьеристы или не гонятся за высокими гонорарами. Наоборот, по части амбиций молодые работники дают фору всем, дух достигаторства и результата для них намного важнее самого процесса работы, поэтому удержать их на рабочем месте только лишь деньгами, социальными гарантиями и стабильностью нельзя. Что еще отличает зуммеров от предыдущих поколений на работе?

— Быстрая адаптация к новым условиям и проактивность в работе. Построение планов, долгие брифы, необходимость контроля на этапах — все это не про цифровое поколение. Зуммеры практикуют подход «вижу цель — не вижу препятствий» и отдают предпочтение браться за дело сразу, а анализировать уже по ходу.

— Способность к самостоятельному поиску необходимой информации для решения задач. Еще одна отличительная черта зуммеров — большая автономность в работе, умение добывать информацию самостоятельно и учиться новому. Если вы поставили перед ними понятную или непонятную задачу, будьте уверены, что пути решения они предложат вам сами.

— Рутина и работа от звонка до звонка пугает зуммеров. Поэтому возьмите за правило обсуждать цели и результаты труда, а не процессы.

— Собственная важность. Да, этому поколению намного важнее не только быть винтиком в системе, но и видеть, как их работа влияет на общие показатели компании и чувствовать свой вклад. Если этого нет, такому сотруднику быстро наскучат его обязанности. Поэтому возьмите на вооружение проводить «ретро» аналитику проектов и поощрять на таких встречах работников за конкретные показатели.

Рожденные в сети

В силу того факта, что поколение зуммеров в интернете с пеленок, росло со смартфоном в руках, на мир они смотрят немного по-другому — через призму социальных сетей, мессенджеров и других приложений. Соответственно, в работе они активнее других используют специализированный софт и средства коммуникации — это для них само собой разумеющееся, что позволяет им оставаться эффективными на удаленке и быстрее адаптироваться к переменам. Зачем встречаться в офисе, если можно устроить Zoom-конференцию, а после распределить все задачи в Slack так, что все процессы и задачи будут прозрачными и понятными для всех участников. Действительно, зачем? Поэтому если вдруг ваш молодой кадр предлагает перевести таск-менеджмент в Monday.com или Notion, советуем попробовать. Это действительно повышает продуктивность команды. Там можно держать процессы под контролем, обсуждать с ответственными ход выполнения задач, совместно редактировать документы так, что все причастные будут в курсе. А еще все эти программы доступны и с мобильного телефона, так что откомментировать процесс можно и на ходу.

Офис будущего: почему поколение Z отказывается от найма 2066946 - Kapital.kz

Исход случится не скоро

Однако во всем мире работа в офисе все еще сохраняет достаточно сильные позиции. Как следует из опроса PwC, только 16% сотрудников компаний в мире работают удаленно постоянно, при этом большинство работников в возрасте от 22 до 65 лет заявили, что работают так время от времени. В США, по оценкам исследовательского центра Pew Research Center, удаленно работают уже шесть из десяти сотрудников, чьи трудовые обязанности можно выполнять из дома. В Казахстане же доля удаленщиков пока совсем невысока. Цифры на сегодняшний момент вряд ли превышают 1% от числа всех занятых в стране.

При этом Центр развития трудовых ресурсов Казахстана (ЦРТР) оценивает долю занятых, способных потенциально работать в удаленном формате, уже сейчас в 29% от числа общей рабочей силы — это около 2,5 млн потенциальных удаленщиков. Безусловно, с выходом на рынок труда большего числа зуммеров, с адаптацией бизнеса и более активным проникновением технологий в производства число удаленщиков будет расти. Это интересно и соискателям, и компаниям, которые за счет распределенного офиса могут существенно сократить издержки на содержание и аренду рабочих мест. Но процесс этот с текущей динамикой займет не один год. И сможет приблизиться к среднемировому показателю в 10-15% не раньше 2030 года. Однако динамика может начать стремительно укрепляться за счет роста проектной занятости — когда вместо штатного сотрудничества компании и граждане выбирают краткосрочное по договорам гражданско-правового характера. Тем более что на нашем рынке уже есть решения, которые призваны такое сотрудничество упростить — всем нам известное Яндекс.Такси для водителей, например, где бизнес-стороны онлайн заключают договоры, обмениваются актами и рассчитываются.

Параллельно с этим возрастет и число «периодически» удаленных сотрудников. По тому, к чему движутся крупные компании во всем мире, видно, что удаленка — не выход. После пандемии о возвращении в офис заявили, кажется, все Big Tech игроки: от Apple до Twitter. Компании не хотят терять связь с сотрудниками, однако из-за протестующих против рамок сотрудников обходятся полумерами — вводя гибридные режимы. Именно такой формат работы с большой вероятностью и будет распространен в будущем, так как отвечает пожеланиям и работников, и работодателей, а удаленка остается уделом все тех же 10-15% сотрудников, держать которых в офисе будет нецелесообразно с точки зрения экономики. Так что полностью прогнуть под себя изменчивый мир зуммеры не смогут, но будут посещать офис не чаще 1-2 раз в неделю, все остальное время работая из дома.

А будут ли работать вообще?

Забавный факт, но на фоне всех социологических оценок диджитал-поколения как достаточно амбициозных игроков на рынке труда молодежная безработица растет практически повсеместно, особенно сильно в странах с переходным типом экономики, и остается где-то в пределах 10-15% от страны к стране, как правило, вдвое превышая средний процент безработных. Это прямо следует из статистических отчетов Международной организации труда. Но связано это, безусловно, не с отсутствием желания молодежи работать. Выход молодежи на рынок труда затруднен в целом из-за недоступности рабочих мест, точнее, слабым темпом их появления. Но дефицит кадров, естественное старение рабочих рук расставят все по своим местам.

Однако не факт, что к этому времени многие будут готовы уходить в наем. Зуммеры в силу стремления к независимости и самореализации чаще отдают предпочтение проектным работам и фрилансу. Они не хотят быть связанными с одной компанией на всю жизнь и предпочитают работать на коротких проектах, которые дают им новый опыт и возможности для развития своих навыков. Так, уже сейчас зуммеры занимают одну четвертую часть от числа всех фрилансеров в стране и более 35% среди «смешанных» фрилансеров, которые совмещают работу в найме с подработками. А в будущем, за счет большего спроса на внештатный труд и уберизации фриланса за счет эволюции фриланс-сервисов и платформ, эта тенденция будет укрепляться и дальше. 

Офис будущего: почему поколение Z отказывается от найма 2066954 - Kapital.kz

Сотрудники будущего

Как они будут выглядеть в итоге? Мы бы описали зуммера на рынке труда так: это фрилансер, ведущий несколько проектов параллельно, или штатный сотрудник на гибридном графике, попутно совмещающий работу в найме с подработками на сторонних проектах. С этим остается только смириться, так как в скором времени выбора у работодателей не останется, и почти каждый второй экономически активный гражданин будет зуммером. Поэтому принимайте правила игры уже сейчас. Перестраивайте подход, откажитесь от собственничества по отношению к сотрудникам. Если подработки ваших сотрудников не нарушают внутренние правила компании или NDA, и кадр не теряет в продуктивности в рамках внутренних задач — пусть реализовывается где-то еще. А его новоприобретенные навыки и знания вам точно пригодятся. Поэтому, если вы сомневаетесь в том, нужны ли такие сотрудники бизнесу, мы скажем — нужны. Именно зуммеры могут возглавить цифровизацию бизнеса, помочь ему адаптироваться к меняющимся условиям, так как лучше понимают новый цифровой мир и его порядки, а также знают, как грамотно пользоваться технологиями, чтобы повышать собственную эффективность и эффективность компаний. А когда их свежий взгляд на мир встречается в одном офисе со стратегическим подходом предыдущих поколений, коллаборация получается максимально выигрышной.

Арина Пирогова, генеральный директор платформы для работы бизнеса и фрилансеров в Казахстане Quick Work

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.