Эксперт компании «Делойт» Айгуль Нургалиева рассказала о главных изменениях в сфере камерального контроля, которые вступили в силу с 1 января 2023 года.
При камеральном контроле налоговые органы изучают представленную
налогоплательщиком отчетность, сведения государственных органов,
а также другие документы. Налогоплательщик
может самостоятельного устранить нарушения, выявленные по
результатам контроля, через постановку на регистрационный учет или представление налоговой отчетности.
Порядок и сроки проведения камерального контроля
Для установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг и по результатам предшествовавшего пилотного проекта с 1 января 2023 Налоговым кодексом устанавливается еще один вид камерального контроля по проверке выписанных электронных счетов-фактур (ЭСФ). В связи с этим пункт 2 статьи 95 НК дополнен следующим положением: «Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим кодексом.»
Таким образом, теперь камеральный контроль проводится и в течение налогового периода - до подачи налоговой отчетности (по проверке выписанных ЭСФ). Ранее камеральный контроль проводился только после истечения срока представления налоговой отчетности.
Результаты камерального контроля
В НК появилось новое понятие - «нарушение с высокой степенью риска» - «нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме».
- Изменилось
оформление результатов камерального контроля, а именно:
- по
нарушениям с высокой и средней степенью риска выпускаются уведомления об
устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам
камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени
риска;
- по
нарушениям с низкой степенью риска - извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля,
с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска.
Форма извещения о нарушениях устанавливается уполномоченным органом. Таким образом, уведомления по результатам камерального контроля будут выписывать и направлять не только по нарушениям с высокой и средней степенью риска, по нарушениям с низкой степенью риска будут выписывать извещения. Ранее информация по таким нарушениям лишь учитывалась в системе управления рисками налоговых органов.
Исполнение уведомления по результатам камерального контроля
В п.2 ст. 96 НК появилось новое положение о том, что в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями устранение выявленных нарушений налогоплательщиком производится путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан. Таким образом, в случае выявления фиктивных ЭСФ налогоплательщику предоставляется возможность отозвать данные ЭСФ либо выпустить исправленные или дополнительные ЭСФ.
В случае несогласия
с указанными в уведомлении нарушениями с высокой и со средней степенью риска налогоплательщик
(налоговый агент) представляет в налоговый орган уведомление или пояснение с указанием обстоятельств его несогласия с нарушениями, указанными в
уведомлении, с обязательным приложением следующих документов:
- по
нарушениям со средней степенью риска - выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и
(или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих
достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность;
- по
нарушениям с высокой степенью риска - копии документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок),
указанных в нарушениях.
Таким образом, в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями Налоговым кодексом вводится конкретный список прилагаемых документов к пояснению в зависимости от степени риска нарушения. При этом в ст. 96 НК появилось новое положение о том, что в рамках исполнения уведомления через представление пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.
Признание уведомления неисполненным
В п.4 ст.96 НК появилось новое положение о том, что «налоговый орган признает уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, неисполненным в случаях неустранения нарушения или устранения нарушения не в полном объеме».
Как и ранее, при признании уведомления неисполненным налоговым органом выносится решение о признании уведомления неисполненным по форме и в сроки, установленные уполномоченным органом. Данное решение может быть обжаловано налогоплательщиком (налоговым агентом) в вышестоящий налоговый орган и (или) уполномоченный орган или суд.
Согласно п.6 ст. 96 неисполнение уведомления в срок, установленный Налоговым кодексом (30 рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения), влечет приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика. Здесь изменений нет. Однако добавлен новый подпункт 6-1 по исполнению уведомлений по контролю выписанных ЭСФ, в котором сказано, что «по нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления влекут ограничение выписки ЭСФ в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего кодекса».
Данная новая статья 120-1 регулирует порядок ограничения выписки ЭСФ в связи с неисполнением в установленный срок и (или) признанием неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска.
Эксперт компании «Делойт» Айгуль Нургалиева