По каким причинам компанию по доставке онлайн-продуктов E-Magnum продали Kaspi.kz. Об этом рассказала директор Magnum E-сommerce Kazakhstan Юлия Ким во время международной логистической конференции Relog Conf, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В начале своего выступления спикер подчеркнула, что 2022 год выдался для E-Magnum прорывным, в том числе из-за стремительного роста показателей. По ее словам, это привело к тому, что в феврале текущего года Kaspi.kz выкупил 90%-ную долю в компании и в последующие три года собирается активно вкладывать в нее.
Юлия Ким уточнила, что сам проект E-Magnum стартовал в 2021 году. И по результатам первого года компания уже показала рост.
В 2022 году этот рост продолжился, и вместо 3 тыс. заказов в день (на пике) в 2021 году, компания отгружала 18 тыс. заказов в сутки.
«Если говорить в целом про прошлый год, то он был, конечно, непростым для всех, но конкретно для e-commerce и для e-grocery - это были сплошные возможности», - обратила внимание директор E-Magnum. Она объяснила, что ограничения на передвижения, связанные с январскими событиями в Казахстане, в частности в Алматы, и затем последующая реакция со стороны потребителей из-за войны в Украине значительно повлияли на увеличение онлайн-заказов.
«В январе (прошлого года – Ред.) наши среднедневные запасы были, как на пике в декабре. При этом не было никакого маркетинга, это был естественный спрос», - заметила Юлия Ким.
Понятно, что в феврале у людей возникла паника из-за геополитической ситуации, и они стали закупать впрок бакалею, бытовую химию, и эта тенденция продолжалась до конца марта. В апреле ситуация более-менее стабилизировалась. Затем произошла очередная волна коронавируса, когда люди вынужденно оставались дома и начинали искать онлайн-каналы. Дальше наступили зимние месяцы, в которые заказы, как правило, увеличиваются на 40%. А потом соответственно последовали новогодние праздники.
Таким образом, каждый месяц прошлого года происходило что-то, что давало толчок развитию e-grocery, резюмировала спикер.
«Но самое важное, почему мы воспользовались этим ростом и сохранили клиентскую базу и сейчас продолжаем расти, это то, что мы были и операционно, и технически готовы. И те клиенты, которые пробовали в те моменты наш сервис, большая часть из них с нами осталась», - обозначила она.
Это привело к тому, что в декабре компания уже вышла на операционную прибыль со всеми аллокациями (с учетом того, что было построено 40 тыс. метров складской площади и амортизации).
При этом IT-подразделение, которое отвечает за все сервисы E-Magnum, базируется в самой компании, подчеркнула Юлия Ким.
На вопрос, зачем тогда нужно было продавать быстрорастущий и перспективный бизнес, спикер ответила, что продажа E-Magnum Kaspi.kz на самом деле была стратегическим шагом, к которому компания подходила осознанно.
«Е-grocery, наверное, из всех категорий e-commerce, это самая низкомаржинальная отрасль, во-первых. И во-вторых, самая требовательная с точки зрения инфраструктуры, потому что у нас холодная цепочка поставок, холодные зоны на складе, причем в нескольких режимах от -19 до +8. И если у тебя нет инвестиций на эту инфраструктуру, то ты в принципе не можешь развивать e-grocery», - пояснила директор E-Magnum.
Тем временем компания с самого начала определила для себя амбициозные цели.
«Конечно, компания могла бы развиваться самостоятельно, постепенно выводя каждый склад в прибыль, шаг за шагом завоевывая долю рынка, но с помощью больших инвестиций можно быстро покрыть этим сервисом максимальное количество потребителей в Казахстане», - отметила Юлия Ким.
На сегодняшний день E-Magnum работает в двух городах Казахстана - Алматы и Астане.
Напомним, в конце февраля стало известно, что Kaspi.kz инвестирует до 75 млрд тенге в E-Magnum. Сообщалось, что финтех-холдинг намерен ежегодно инвестировать в развитие компании до 20-25 млрд тенге в течение последующих трех лет. В этом случае доля участия Kaspi.kz в E-Magnum должна будет составить 90%. Предполагается, что инвестиции пойдут на масштабирование бизнеса по всей стране и создание неповторимого клиентского опыта.