В Казахстане «крайне не хватает качественных торговых площадей», поэтому наступила эпоха арендодателей в части требований к арендаторам. Об этом на форуме Business Retail Kazakhstan в Алматы заявил эксперт в области управления, аренды и продажи недвижимости Андрей Гордиенко, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Во время девальвации, начале пандемии была эпоха арендаторов, они могли получить максимально льготные условия по аренде от торговых центров. Сейчас же появились листы ожидания в ТРЦ на одну локацию в очереди стоят до 3 арендаторов… В настоящее время спрос на качественные торговые площади в Казахстане в среднем превышает предложение в 2,5 раза», - подчеркнул Андрей Гордиенко.
Он привел в пример данные Index GLA, которые отражают площадь качественных площадей на 1 тыс. населения города или региона. Первое место по этому показателю заняла Астана с индексом 570 квадратных метров, за столицей расположились Актау (560) и Алматы (440). Далее следуют Усть-Каменогорск, у которого Index GLA составляет 412, Караганда – 368 и Кызылорда – 270. «В столице показатель индекса не дотягивает до международного стандарта, но, тем не менее, он самый высокий в Казахстане. Поэтому там розничный рынок растет немного быстрее, чем в других регионах», - заметил эксперт.
Алматы, по его словам, до сих пор остается одним из самых привлекательных городов для розничных сетей. «В мегаполисе можно разместить еще один городской торговый центр и до пяти районных, несмотря на то, что на Кульджинском тракте в этом году откроется один ТРЦ», - заметил Андрей Гордиенко.
Эксперт также сравнил объем рынка торговой недвижимости за 23 года. «В начале 2000-х рынок ТРЦ в Алматы только зарождался. В тот период 100% розничного оборота приходилось на барахолки. Сейчас же, несмотря на то, что розничный рынок вырос более чем в два раза, все еще не хватает качественных торговых площадей. Оценочно 60% розничного оборота по-прежнему приходится на базары и барахолки», - пояснил Андрей Гордиенко.
На форуме эксперт пояснил, что ТРЦ выбирают арендаторов по нескольким критериям, но предпочитают бренды, которые в перспективе могут стать сетью.
«Также арендаторы должны обеспечивать высокий товарооборот, бесперебойное обновление коллекций, постоянно работать над интересным оформлением своих витрин. Рассмотрим некоторые пункты подробнее. В 2022-2023 годах в связи с мировой ситуацией мы наблюдали перебои с поставками одежды и других товаров. Поэтому у многих локальных сетей возникали сложности с поставками определенных коллекций. Мой совет арендаторам – чтобы этого избежать, вы можете привлекать байеров, которые могут обновлять коллекции без опозданий. Еще один совет предпринимателям – старайтесь не заходить в зону скидок на свои товары в такой период – это очень опасно», - подчеркнул Андрей Гордиенко.
Оформление витрины также важный фактор, отметил эксперт. «Часто слышу на переговорах от наших локальных ретейлеров мнение о том, что они сделают витрину как у ZARA, не генерируя свои идеи по оформлению витрины. Сейчас покупатели настолько требовательны, что им нужно «визуально продать свой магазин». Например, в некоторых туристических странах витрины могут крутиться, сверкать. Не нужно бояться того, что потенциальный покупатель испугается (дорогого оформления - Ред.), чтобы этого избежать, на витрине можно разместить манекены в одежде с указанием цен на нее. Так потенциальный покупатель увидит, что магазин не «премиум» класса», - напомнил эксперт.
Арендаторы к ТРЦ предъявляют также определенные требования. Андрей Гордиенко выделил главные из них. «Локация. Желательно, чтобы ТРЦ был размещен в густонаселенном районе, где проживает не менее 30 тыс. человек в радиусе 1,5 километра от торгового центра. Также важна площадь здания», - подчеркнул Андрей Гордиенко.