USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
74.10$
-0.190
BTC
97872.50$
+3623.800

Роста своего бизнеса ожидают 39% опрошенных предпринимателей

В исследовании ANCOR приняли участие представители компаний из разных секторов экономики

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Какие факторы оказали влияние на бизнес в Казахстане в 2022 году, и чего ждут руководители предприятий в ближайшие месяцы? Стаффинговая группа ANCOR опросила топ-менеджеров 281 компании из различных отраслей, подвела итоги прошлого года и определила актуальную бизнес и HR-повестку на 2023 год, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Объемы бизнеса и выручки

Подавляющее большинство опрошенных компаний (79%) сообщают, что объем их бизнеса в 2022 году увеличился. Чаще о росте выручки сообщали компании из сферы товаров народного потребления (82% респондентов этой отрасли сообщили об увеличении объемов), розничной торговли (90%), финансовых услуг (98%) и бытовой техники и электроники (98%). Значительный рост выручки наблюдается у 36% организаций. У 16% компаний, участвовавших в исследовании, по итогам прошедшего года выручка снизилась. Наибольшее падение объемов бизнеса наблюдается в логистике – 71% опрошенных в данной сфере сообщили о значительном снижении выручки в 2022 году.

Роста своего бизнеса ожидают 39% опрошенных предпринимателей 1970636 - Kapital.kz

Численность сотрудников

По итогам опроса численность сотрудников увеличилась более чем у половины опрошенных компаний (51%). Значительное увеличение штата наблюдается у предприятий в сфере розничной торговли (40%), автобизнеса (67%) и финансовых услуг (82%). О значительной оптимизации штата сообщили лишь 9% компаний.

Роста своего бизнеса ожидают 39% опрошенных предпринимателей 1970639 - Kapital.kz

Приток иностранных специалистов, колебания курса, изменения в России - как это повлияло на бизнес в Казахстане?

Около половины участников исследования (53%) рассказали, что не ощутили заметного влияния притока иностранных специалистов на рынок труда. Лишь 9% компаний ощутили значительное влияние притока специалистов из-за рубежа: среди них превалируют компании из отрасли финансовых услуг.

Роста своего бизнеса ожидают 39% опрошенных предпринимателей 1970642 - Kapital.kz

Подавляющее большинство опрошенных (82%) сообщили, что изменения в России повлияли на бизнес компании, для 49% это влияние было значительным.

Роста своего бизнеса ожидают 39% опрошенных предпринимателей 1970644 - Kapital.kz

Колебания валютного курса оказали наибольшее влияние на бизнес компаний среди трех изученных факторов: 44% опрошенных испытали значительное влияние изменения курса на бизнес, а для 48% это влияние было незначительным.

Роста своего бизнеса ожидают 39% опрошенных предпринимателей 1970646 - Kapital.kz

Структура найма

Подавляющее большинство компаний (72%) сообщили, что политика найма не изменилась. Среди тех работодателей, наймовая политика которых изменилась, 31% стремится привлекать больше временных сотрудников, 22% - больше студентов и удаленных сотрудников, 20% - иностранных граждан и 8% - возрастных сотрудников.

Более половины опрошенных компаний не утверждают план найма, а подбирают персонал по мере возникновения потребности. Интересно, что локальные компании более склонны планировать рекрутмент: 54% имеют утвержденный план найма, в то время как среди иностранных компаний этот показатель ниже – 44%. Каждая четвертая компания (24%) планирует наем на год вперед, 12% на 6 месяцев и 11% на один квартал. Лишь 2% опрошенных планируют наем на один месяц.

Ситуация на рынке труда во многом определяется геополитическими событиями. На данный момент сложно строить долгосрочные прогнозы, но необходимость бюджетирования предъявляет определенные требования к планированию. В итоге компании формируют общие планы на довольно длительные сроки – до года, закладывая возможности их оперативной корректировки в случае значительных изменений на рынке.

Роста своего бизнеса ожидают 39% опрошенных предпринимателей 1970651 - Kapital.kz

Ожидания по росту бизнеса

Результаты опроса демонстрируют оптимистичный настрой компаний на 2023 год. Три четверти (74%) опрошенных ожидают роста объемов бизнеса, 39% прогнозируют, что рост бизнеса будет значительным. Лишь 8% респондентов ожидают снижение объемов бизнеса: в данной категории превалируют компании из отрасли медицины, логистики и недвижимости.

Роста своего бизнеса ожидают 39% опрошенных предпринимателей 1970654 - Kapital.kz

«Поддержать обозначенный рост бизнеса смогут те компании, которые не только своевременно обеспечат приток квалифицированных сотрудников, но и примут необходимость стратегического и системного подхода к вопросам управления и мотивации персонала. Для того, чтобы выдержать конкуренцию на рынке труда, будет недостаточно повышать заработные платы или использовать другие «быстрые» решения. К устойчивому результату приведет более масштабный подход к целям усиления профессиональной подготовки кадров, подкрепленный программами карьерного планирования и роста, системой постановки целей и оценки результатов», - прокомментировала генеральный директор стаффинговой группы ANCOR Валерия Петрунина.

Планирование фонда оплаты труда

По итогам исследования подавляющее большинство работодателей (77%) рассчитывают увеличить ФОТ в 2023 году. Увеличение фонда оплаты труда чаще встречается в иностранных компаниях (80% опрошенных в данной категории планируют увеличить ФОТ).  8% опрошенных собираются сократить расходы на фонд оплаты труда – это прежде всего компании из отрасли логистики, медицины и розничной торговли.

HR-приоритеты на 2023 год

Говоря об HR-целях на текущий год, работодатели выделяют: обучение сотрудников (49%), благополучие сотрудников (43%), организацию удаленного и гибридного формата работы (41%), управление эффективностью руководителей (40%), управление производительностью сотрудников (34%).

Корпоративное обучение является важнейшим инструментом привлечения новых талантов: 83% опрошенных планируют продвигать возможности обучения и развития в качестве ключевого элемента предложения для новых кандидатов. Следующими по важности в развитии своего бренда работодателя компании считают конкурентную заработную плату (67%) и гибкий график работы (67%), финансовая стабильность компании является частью ценностного предложения работодателя у 58% респондентов.

В исследовании приняли участие компании из разных секторов экономики: товары народного потребления, медицина и фармация, автобизнес, приборостроение, строительные материалы, машиностроение, розничная торговля, образование, металлургия, бытовая техника и электроника, недвижимость и строительство, разработка ПО и системная интеграция, сельское хозяйство, телекоммуникации, финансовые услуги, логистика.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.