Точки роста e-commerce в Казахстане

Наиболее перспективными сегментами станут интернет-аптеки, доставка продуктов и автомобильные маркетплейсы

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

Рынок e-commerce растет впечатляющими темпами: по данным PwC, в 2021 году его объем превысил 1 трлн тенге, что на 75% больше объема рынка в 2020 году и в 3 раза больше относительно 2019 года. По нашим прогнозам, в 2022 году рынок вырастет еще минимум на 40%. При этом в общем объеме розничной торговли доля e-commerce невелика — меньше 10%. Это говорит о значительном запасе роста и перспективах рынка.

Ключевыми игроками e-commerce являются маркетплейсы — на их долю приходится 83% продаж от всей электронной коммерции. В Казахстане работают порядка 5 крупных маркетплейсов, в ассортименте которых около 2-2,5 млн товаров, представленных в более чем 1000 различных категорий, и несколько онлайн-площадок поменьше.

Точками роста бизнеса для маркетплейсов в 2023 году станут расширение текущего ассортимента, запуск новых направлений и более заметное движение из крупных городов в регионы, а также улучшение сервиса доставки.

Расширение ассортимента

Все участники рынка наращивают ассортимент и привлекают новых поставщиков товаров. Основная часть партнеров маркетплейсов — небольшие компании и индивидуальные предприниматели, их доля составляет порядка 90% от всех партнеров. Маркетплейсы, входящие в экосистемы банков, смогут быстрее и с меньшими затратами наращивать количество поставщиков. У них есть возможность работать с базой действующих клиентов — это компании разного масштаба, которые могут зарегистрироваться на маркетплейсе и начать работать, перейдя из мобильного приложения банка.

Наиболее популярные категории, наполнение которых будет расти, — одежда и обувь, электроника и бытовая техника, мебель и товары для дома. При увеличении ассортимента одежды перед онлайн-площадками стоит задача улучшить клиентский опыт — повысить долю товаров, которые подошли по размеру и характеристикам. Один из вариантов — привлекать максимальное число известных на рынке брендов, чья размерная сетка, лекала и стандарты уже известны покупателям.

Точки роста e-commerce в Казахстане 1755523 - Kapital.kz

Интернет-аптеки

В целом товары для здоровья и аптечные препараты — это перспективное направление для онлайн-продаж. Несмотря на то что в крупных городах сформировалась разветвленная сеть аптек, люди готовы покупать лекарства в интернете. Это удобнее, а кроме того, покупатель гарантированно получит товар, и ему не придется посещать несколько торговых точек в поисках нужного препарата и дозировки.

Для маркетплейсов добавление аптечных категорий проще организовать по партнерской модели: на онлайн-витрине выставляются товары действующих поставщиков, и покупатель выбирает, у кого он сделает заказ.

Организация онлайн-аптеки как отдельного направления бизнеса — более сложный путь, однако у него есть свои плюсы. У такой бизнес-модели более низкие затраты на организацию продаж по сравнению с офлайновой сетью — не нужны торговые точки и большое количество сотрудников.

Автомаркетплейсы

Еще одно перспективное направление — товары для автовладельцев. Растут онлайн-продажи автозапчастей, шин, автокосметики и других категорий. Дистрибьюторы и импортеры запускают мобильные приложения для заказа своих товаров. Появляются нишевые стартапы, которые рассчитаны только на онлайн-продажи.

Сложность этого сегмента в том, что внутри него множество ниш и широкая номенклатура, товары с разной моделью потребления и спецификой продаж. Тот, кто сможет правильно структурировать предложение, получит серьезные возможности для роста бизнеса. Потому что все, что связано с автомобилями — очень востребовано из-за масштабов страны, популярности личного транспорта, постоянного роста автомобильного рынка.

E-grocery

Быстрая доставка еды и товаров повседневного спроса начала развиваться еще до пандемии, но с 2020 года демонстрирует высокие темпы роста. Конкуренция в сегменте обостряется, и главное, за что бьются участники рынка, — это скорость доставки. Например, в США счет идет на минуты: если конкурент доставляет за 12 минут, а вы за 15 — то это существенно влияет на продажи. И наш рынок движется в этом направлении.

Маркетплейсы тоже смотрят в сторону рынка e-grocery. Вопрос в том — какой путь выбрать: привлекать партнеров и выступать посредником между клиентом и сервисом доставки или запускать собственную службу. Каждая онлайн-площадка решает эту задачу по-своему — в зависимости от того, какая бизнес-модель выгоднее с учетом специфики и потребностей клиентов.

Регионы

Интернет-торговля сконцентрирована в крупных городах: только на Алматы приходится 56,6% всех онлайн-продаж в Казахстане. Еще 10,2% от общего объема электронной коммерции забирает Астана, 6,1% — Шымкент.  Таким образом, львиную долю интернет-заказов совершают горожане. Учитывая эти показатели, возникает вопрос — а надо ли масштабировать работу маркетплейсов в регионы и организовывать там торговые хабы, будет ли спрос? Скорее всего — да. Покупатели пойдут в онлайн, если участники рынка смогут предложить широкий ассортимент, удобные способы доставки и привлекательные цены на товары. Пока же онлайн-ретейлеры и маркетплейсы слабо представлены в регионах. И это — еще одна точка роста для e-commerce.

В Казахстане большие расстояния, что затрудняет организацию внутренней торговли для ретейлеров. Для выхода в регионы нужно запускать сеть доставок — собственную или через партнеров. У банков, к примеру, развитая филиальная сеть, которая может послужить основой для организации пунктов выдачи. Можно посмотреть на опыт соседних стран. Так российский Сбер доставляет товары своего маркетплейса в отделения банков в населенных пунктах.

Не всегда целесообразно развивать собственную курьерскую службу, иногда экономически выгоднее привлекать партнеров. Сеть постаматов развивают сразу несколько компаний на рынке, и работа с ними может послужить основой для построения региональных продаж. На рынке успешно работают и отдельные сервисы доставки, правда даже крупные игроки пока не могут в полной мере обеспечить доставку в небольшие и отдаленные населенные пункты.

Вызовы рынка e-commerce

На развитие e-commerce в Казахстане оказывают влияние и глобальные факторы — подорожание товаров в связи с энергетическим кризисом, санкции в отношении России, а также действующие в некоторых странах ковидные ограничения. Все это требует перестроения производственных и логистических цепочек. В связи с чем ретейлерам придется искать способы расширять ассортимент и запускать новые направления в достаточно сложных условиях. Помочь ретейлерам в этой ситуации может ряд мер. Например, открытие новых товарных маршрутов с Китаем и увеличение пропускной способности логистической сети, упрощение таможенных процедур.

Илья Карюкин, руководитель Halyk Market

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.