Рынок e-commerce растет впечатляющими темпами: по данным PwC, в 2021 году его объем превысил 1 трлн тенге, что на 75% больше объема рынка в 2020 году и в 3 раза больше относительно 2019 года. По нашим прогнозам, в 2022 году рынок вырастет еще минимум на 40%. При этом в общем объеме розничной торговли доля e-commerce невелика — меньше 10%. Это говорит о значительном запасе роста и перспективах рынка.
Ключевыми игроками e-commerce являются
маркетплейсы — на их долю приходится 83% продаж от всей электронной коммерции.
В Казахстане работают порядка 5 крупных маркетплейсов, в ассортименте которых
около 2-2,5 млн товаров, представленных в более чем 1000 различных категорий,
и несколько онлайн-площадок поменьше.
Точками роста бизнеса для маркетплейсов в 2023 году станут расширение текущего ассортимента, запуск новых направлений и более заметное движение из крупных городов в регионы, а также улучшение сервиса доставки.
Расширение ассортимента
Все участники рынка наращивают ассортимент и привлекают новых поставщиков товаров. Основная часть партнеров маркетплейсов — небольшие компании и индивидуальные предприниматели, их доля составляет порядка 90% от всех партнеров. Маркетплейсы, входящие в экосистемы банков, смогут быстрее и с меньшими затратами наращивать количество поставщиков. У них есть возможность работать с базой действующих клиентов — это компании разного масштаба, которые могут зарегистрироваться на маркетплейсе и начать работать, перейдя из мобильного приложения банка.
Наиболее популярные категории, наполнение которых будет расти, — одежда и обувь, электроника и бытовая техника, мебель и товары для дома. При увеличении ассортимента одежды перед онлайн-площадками стоит задача улучшить клиентский опыт — повысить долю товаров, которые подошли по размеру и характеристикам. Один из вариантов — привлекать максимальное число известных на рынке брендов, чья размерная сетка, лекала и стандарты уже известны покупателям.
Интернет-аптеки
В целом товары для здоровья и аптечные препараты — это перспективное направление для онлайн-продаж. Несмотря на то что в крупных городах сформировалась разветвленная сеть аптек, люди готовы покупать лекарства в интернете. Это удобнее, а кроме того, покупатель гарантированно получит товар, и ему не придется посещать несколько торговых точек в поисках нужного препарата и дозировки.
Для маркетплейсов добавление аптечных категорий проще организовать по партнерской модели: на онлайн-витрине выставляются товары действующих поставщиков, и покупатель выбирает, у кого он сделает заказ.
Организация онлайн-аптеки как отдельного направления бизнеса — более сложный путь, однако у него есть свои плюсы. У такой бизнес-модели более низкие затраты на организацию продаж по сравнению с офлайновой сетью — не нужны торговые точки и большое количество сотрудников.
Автомаркетплейсы
Еще одно перспективное направление — товары для автовладельцев. Растут онлайн-продажи автозапчастей, шин, автокосметики и других категорий. Дистрибьюторы и импортеры запускают мобильные приложения для заказа своих товаров. Появляются нишевые стартапы, которые рассчитаны только на онлайн-продажи.
Сложность этого сегмента в том, что внутри
него множество ниш и широкая номенклатура, товары с разной моделью потребления
и спецификой продаж. Тот, кто сможет правильно структурировать предложение,
получит серьезные возможности для роста бизнеса. Потому что все, что связано с
автомобилями — очень востребовано из-за масштабов страны, популярности личного
транспорта, постоянного роста автомобильного рынка.
E-grocery
Быстрая доставка еды и товаров повседневного спроса начала развиваться еще до пандемии, но с 2020 года демонстрирует высокие темпы роста. Конкуренция в сегменте обостряется, и главное, за что бьются участники рынка, — это скорость доставки. Например, в США счет идет на минуты: если конкурент доставляет за 12 минут, а вы за 15 — то это существенно влияет на продажи. И наш рынок движется в этом направлении.
Маркетплейсы тоже смотрят в сторону рынка e-grocery. Вопрос в том — какой путь выбрать: привлекать партнеров и выступать посредником между клиентом и сервисом доставки или запускать собственную службу. Каждая онлайн-площадка решает эту задачу по-своему — в зависимости от того, какая бизнес-модель выгоднее с учетом специфики и потребностей клиентов.
Регионы
Интернет-торговля сконцентрирована в крупных городах: только на Алматы приходится 56,6% всех онлайн-продаж в Казахстане. Еще 10,2% от общего объема электронной коммерции забирает Астана, 6,1% — Шымкент. Таким образом, львиную долю интернет-заказов совершают горожане. Учитывая эти показатели, возникает вопрос — а надо ли масштабировать работу маркетплейсов в регионы и организовывать там торговые хабы, будет ли спрос? Скорее всего — да. Покупатели пойдут в онлайн, если участники рынка смогут предложить широкий ассортимент, удобные способы доставки и привлекательные цены на товары. Пока же онлайн-ретейлеры и маркетплейсы слабо представлены в регионах. И это — еще одна точка роста для e-commerce.
В Казахстане большие расстояния, что затрудняет организацию внутренней торговли для ретейлеров. Для выхода в регионы нужно запускать сеть доставок — собственную или через партнеров. У банков, к примеру, развитая филиальная сеть, которая может послужить основой для организации пунктов выдачи. Можно посмотреть на опыт соседних стран. Так российский Сбер доставляет товары своего маркетплейса в отделения банков в населенных пунктах.
Не всегда целесообразно развивать собственную курьерскую службу, иногда экономически выгоднее привлекать партнеров. Сеть постаматов развивают сразу несколько компаний на рынке, и работа с ними может послужить основой для построения региональных продаж. На рынке успешно работают и отдельные сервисы доставки, правда даже крупные игроки пока не могут в полной мере обеспечить доставку в небольшие и отдаленные населенные пункты.
Вызовы рынка e-commerce
На развитие e-commerce в Казахстане оказывают влияние и глобальные факторы — подорожание товаров в связи с энергетическим кризисом, санкции в отношении России, а также действующие в некоторых странах ковидные ограничения. Все это требует перестроения производственных и логистических цепочек. В связи с чем ретейлерам придется искать способы расширять ассортимент и запускать новые направления в достаточно сложных условиях. Помочь ретейлерам в этой ситуации может ряд мер. Например, открытие новых товарных маршрутов с Китаем и увеличение пропускной способности логистической сети, упрощение таможенных процедур.
Илья Карюкин, руководитель Halyk Market