Согласно отчету продовольственной и
сельскохозяйственной организации ООН, индекс продовольствия вырос
примерно на 40% в период с января по май 2022 года. «Иными словами, аграрная отрасль станет нефтью будущего. Ну а продукты питания подорожают. Поэтому в Казахстане можно воздвигнуть памятник
каждому фермеру, который переживает нестабильные времена», - считает директор департамента агропромышленного комплекса и пищевой
промышленности Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Ербол Есенеев, сообщает пресс-служба НПП.
Выделяя субсидии фермерам, трудно регулировать цены на продукты. Тем более что в целом объем субсидий в стране невелик – то, что «достается фермерам - сущие копейки». Эксперт рассказал о позиции Национальной палаты по распределению субсидий.
«Безусловно, фермерам необходима поддержка в виде субсидий. Государство не может выделять субсидии всем подряд. Распределение идет, и приоритет отдается определенным сферам. Это правильная система. Субсидии будут выделены для той отрасли, которая внедряет новые технологии и увеличивает объем производства с помощью современных методов или имеет высокий потенциал. Кроме того, фермеры должны избегать мысли: «Я фермер, меня нужно субсидировать». Там, где есть рынок, есть спрос и требования. Поэтому государство отдает приоритет росту, и Нацпалата поддерживает такую позицию», – подчеркнул Ербол Есенеев.
По его словам, наша страна импортирует продукты питания на 5 млрд долларов и всего на 3 млрд долларов экспортирует. Баланс не сохранен.
«Мы поставляем продукцию по цене 1-1,5 тыс. долларов за тонну. Но продаем сырье того же направления за 300-350 долларов. Например, пшеница, мясо, а часто и живой крупнорогатый скот не поддерживают такой баланс. Это неправильно. В ближайшие 5-10 лет этот баланс необходимо регулировать. Мы должны в первую очередь обеспечить внутренний рынок. Есть четкое направление – импортозамещение. Сейчас необходимо наращивать отечественную продукцию», – пояснил представитель Нацпалаты.
Эксперт отметил, что цены на продукты питания регулируются рынком. И запреты на экспорт, «ожидание, когда придет время» – все это неэффективно.
«К сожалению, государство все чаще вмешивается в регулирование экспорта. Например, экспорт пшеницы, растительного масла, мяса запрещен. Это мешает работе предпринимателей. И без того рынок волатилен, к тому же, когда добавляется еще один запрет, у фермеров опускаются руки заниматься этой отраслью. Чтобы снизить цены на продукты питания, нужно производить больше продуктов. Нет смысла придумывать другую формулу», – сказал он.
Специалист отметил, что на себестоимость товара влияет большое количество факторов, таких как техника, источник труда, удорожание необходимого инвентаря, логистика. По этой причине «мы всегда должны быть готовы к волатильности цен».
«Конечно, для некоторых слоев общества цены на продукты могут казаться заоблачными. Но предприниматель просто так не поднимает цены. При установлении окончательной цены рассчитывают основные затраты на производство и убыток до выставления на продажу. Например, в этом году подорожала техника сельского хозяйства. В прошлом году цена К700 составляла 40 млн тенге, в этом году – 86 млн тенге. В прошлом году самый простой комбайн стоил 70 млн тенге, в этом году в два раза дороже – 140 млн тенге. Это повлияло на стоимость товара. То есть потребитель не должен надеяться, что цены на продукты будут слишком низкими», – пояснил Ербол Есенеев.
Представитель Нацпалаты особо отметил труд отечественных фермеров. Фермер каждый раз переживает и задается вопросом, как собрать урожай, если вдруг сильно похолодает, пойдут заморозки или начнется засуха. Это означает, что даже природные факторы напрямую влияют на производительность фермера, и все эти факторы влияют на цены. Человеческий фактор, климатические горки - со всем этим фермер борется в одиночку.
«Каждому фермеру в Казахстане можно воздвигнуть памятник. Крестьяне ищут баланс, пытаются что-то добыть, вырастить. Поэтому не ждут поддержки от государства. Если сегодня будет объявлена поддержка государства, то завтра придет другой человек и все отменит. Если на внутреннем рынке продукция уходит за бесценок, он пытается выйти на внешние рынки. А на экспорт, скажем, накладывают ограничения. Таким образом, вопросы модернизации техники, подготовка кадров будут постоянно откладываться на потом. А если перед фермером стоит четкий план на ближайшие 5 лет, государство стабильно гарантирует поддержку, то сельское хозяйство будет развиваться. Тогда все мы захотели бы сеять злаки и пасти скот», – резюмировал Ербол Есенеев.
Читайте также
На площадке НПП предприниматели обсудили проблемы двусторонних отношений с Узбекистаном