USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.19$
-0.060
BTC
70463.20$
-383.400

Об изменении целевого назначения сельхозземель высказались в НПП

Вопрос вынесут на рассмотрение межведомственной комиссии

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

В рамках «регулирования с чистого листа» бизнес вновь поднимает проблему освоения земельных участков сельскохозяйственного назначения в населенных пунктах. Без комплексного решения вопроса, заявляют в НПП «Атамекен», невозможно нормально развиваться и крупным городам, и бизнесу.  Нацпалата выступает с предложениями, которые не поддерживает министерство сельского хозяйства. Спорный вопрос будет вынесен на рассмотрение Межведомственной комиссии, сообщает пресс-служба палаты.

Рабочей группой по пересмотру регуляторных актов в сфере земельных отношений в рамках «регулирования с чистого листа» экспертами от бизнеса министерству сельского хозяйства было рекомендовано внести изменения в статьи 9 и 105 Земельного кодекса РК в части:

– освобождения от выплат за изменение целевого назначения земельных участков сельскохозяйственного назначения, включенных в черту населенных пунктов;
– освобождения от возмещения потерь сельскохозяйственного производства при изменении целевого назначения земельных участков сельскохозяйственного назначения, включенных в черту населенных пунктов.

Действующие требования по оплате в бюджет вышеуказанных платежей являются обоснованными, когда собственники земельных участков меняют их целевое назначение по своей инициативе.

«Атамекен» считает несправедливым, когда решение о включении земельного участка в черту населенного пункта принимает государство, а расходы за изменение его целевого назначения и возмещение потерь сельхозпроизводства должен нести собственник.

Справочно. Согласно статье 105 Земельного кодекса РК, потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, подлежат возмещению в доход бюджета в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.

Владельцы таких земель оказываются в черте населенного пункта не по своей воле и желанию, а по решению органов государственной власти. После включения в черту населенного пункта такие земельные участки должны использоваться строго в соответствии с генпланом. Исполнение данного требования без изменения целевого назначения земельного участка невозможно.

В НПП напомнили, что земельный фонд Республики Казахстан в соответствии с целевым назначением подразделяется на 7 категорий, в том числе категорию земель сельхозназначения и категорию земель населенных пунктов. Расширение территории земель населенных пунктов в основном осуществляется за счет прилегающих территорий, в том числе земель сельхозназначения, которые могут находиться на момент их включения в черту населенного пункта в собственности у юридических и физических лиц.

Таким образом, расширялась территория Астаны и других городов Казахстана. Так, указами президента границы столицы менялись трижды: в 2000, 2013 и в 2017 годах путем включения в городскую черту части земель Целиноградского и Шортандинского районов Акмолинской области. По информации НПП, в настоящее время в черте города имеется порядка 13 тыс. га сельхозземель, из которых 7,5 тыс. га находятся в частной собственности физических и юридических лиц.

Указанные выплаты в бюджет являются неподъемными для большинства предпринимателей. Отсутствие у собственников и землепользователей финансовых возможностей изменить целевое назначение таких земельных участков привело к тому, что эти земли на протяжении многих лет остаются неиспользуемыми.  Для инвесторов они также являются непривлекательными, поскольку, наряду с затратами на их выкуп у собственников, им придется оплачивать в бюджет вышеуказанные платежи. Эти средства инвестор мог бы направить непосредственно на реализацию своего проекта, а не на переоформление документов.

Государство, расширяя населенные пункты за счет прилегающих сельхозземель, должно автоматически относить эти земли к категории земель населенных пунктов и безвозмездно изменять их целевое назначение в соответствии с генпланом и ПДП, заявляют в «Атамекене».

«Экспертной группой по вопросам развития предпринимательства при МВК по вопросам регулирования предпринимательской деятельности инициатива бизнеса поддержана. МСХ – против, поэтому соответствующий протокол разногласий будет вынесен на рассмотрение МВК», - сообщили в палате.

Минсельхоз предложения НПП не поддерживает, считая, что освобождение от выплат за изменение целевого назначения таких земель нарушит принципы платности использования земли и приоритета земель сельхозназначения, а также приведет к сокращению поступлений в бюджет, усилению процессов деградации сельхозземель и выбытию из сельскохозяйственного оборота.

Нацпалата не согласна с такими доводами по следующим основаниям. Предложения касаются только тех земельных участков, которые ранее были землями сельхозназначения, но выбыли из сельхозоборота в связи с включением их в черту населенных пунктов по решению государственных органов. В данном случае принцип приоритета земель сельхозназначения не может быть применен, поскольку решение о переводе данных земель в категорию земель населенных пунктов уже принято.

По тем же основаниям «Атамекен» считает не корректными доводы об усилении процессов деградации сельхозземель, необоснованного их изъятия и перевода в другие категории, в результате чего значительно снизились объемы производства сельхозпродукции, поскольку предложения затрагивают только те земли, которые уже не могут использоваться для сельхозпроизводства, так как включены в черту населенных пунктов, генпланами которых ведение сельхозпроизводства не предусмотрено.

Руководствоваться принципом приоритета сельхозземель должны были государственные органы при принятии решения о расширении границ населенных пунктов за счет прилегающих к ним земель сельхозназначения.

На основании данных решений такие земли не только выбыли из сельхозоборота, но и не вовлечены в оборот в населенных пунктах, долгие годы продолжая оставаться неосвоенными.

Предлагаемые бизнес-сообществом меры будут способствовать не только вовлечению земель в экономический оборот, развитию генеральных планов населенных пунктов, но и увеличению налогооблагаемой базы, созданию дополнительных рабочих мест и развитию предпринимательства.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.