В январе 2022 года Арман Тосканбаев со своим другом Диасом Тастанбековым запустил в Алматы бизнес по производству БАДов. На этот шаг он решился после того, как в разгар пандемии стоимость авиалогистики выросла в шесть раз. Привозить готовые японские БАДы в Казахстан стало дорого, и он решил выпускать их в Казахстане. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz Арман рассказал, сколько он вложил в этот бизнес, о нюансах работы с японцами и как он окупил уже 30-40% своих инвестиций.
Как заработал первый миллион
Арман Тосканбаев с 15 лет был предприимчив, успел попробовать себя в разных бизнесах. Все началось с ремонта компьютеров в школе. Позже он стал выкупать компьютеры в одном обанкротившемся банке и продавать их дороже. В школьные годы учеба у Армана не задалась, так как много времени уходило на ремонт техники. При поступлении в вуз ему не удалось набрать пороговый балл по ЕНТ. Но через год он поступил на грант в Томский государственный университет на специальность «Динамика полетов и ракетостроение».
Учась в Томске, он начал помогать китайцам продавать лес, так как знал русский. «У них была своя лесопилка. Как-то в Томск приехали покупатели леса коренастые мужчины из Новосибирска. Мы пошли их встречать. И когда они нас увидели, залились смехом. Оказалось, что их позабавило, что российский лес им продавали китайцы и один казах. Моя комиссия от продаж тогда составляла 1-3% с оборота. Казалось, это маленький процент. Но, учитывая продажи, я зарабатывал прилично», - вспоминает собеседник.
От реализации леса Арман заработал свой первый миллион. Правда, учебу в Томске окончить так и не удалось, он доучился лишь до второго курса и уехал на свою родину, в Караганду.
Не стоит бояться пробовать
В Караганде он прощупывал свои возможности в десятках видов бизнеса. Но не все проекты выживали. Сейчас ежегодно он пробует реализовать от 3-10 проектов. Чтобы попробовать себя в новом направлении, он реинвестирует полученную ранее прибыль. Сегодня в копилке предпринимателя 6 действующих бизнесов с оборотом 40 млн долларов.
«У меня в портфеле бизнес по производству часов, гидропонике, архитектурное бюро, теплица и два связанные с БАДами. Только в этом году вложился в три разных проекта. Многие думают, что я распыляюсь. Но это не так, выступаю больше как инвестор. Ко мне ежегодно обращаются несколько десятков молодых ребят, я инвестирую в их идеи. Если эти посевные «прорастают» - отлично, нет – пробую новые проекты. Обычно выделяю по 10-15 тыс. долларов на проект. Чтобы понять, будет ли эффект от проекта, достаточно от 6-12 месяцев», - рассказывает Арман.
Логистика изменила планы
Один из последних бизнесов, который предприниматель в январе 2022 года запустил в этом году со своим другом, химиком Диасом – производство БАДов. Но началось все в 2019 году с дистрибуции японской продукции.
«В этот бизнес изначально вложили около 200 тыс. долларов. Это небольшие инвестиции, наша цель была прощупать рынок. И, знаете, спустя время это направление стало приносить нам хороший доход. Я решил заняться данным направлением, потому что всегда испытывал проблему с набором веса, мог простужаться несколько раз в год. И однажды друзья привезли мне японские БАДы. Они помогли мне не только набрать вес, но и укрепили иммунитет. И как-то встретившись со своими партнерами по другим видам бизнеса, поделился этой историей. Рассказал, что ранее не встречал в Казахстане японских БАДов. И, как выяснилось позже, был прав. Такой продукции не было на рынке Центральной Азии. Так мы подхватили идею по выводу готовых японских БАДов на наш рынок», - делится Арман.
С началом пандемии закуп продукции в Японии стал невыгоден. По его словам, если до коронавируса авиаперевозка продукции из Японии в Казахстан обходилась в 2 доллара за килограмм, то сейчас она подорожала до 12-16.
«Иногда ее стоимость доходила до 20 долларов за килограмм. В разгар пандемии также был временно отменен прямой рейс Токио-Алматы. Так как БАДы – это специфичный продукт, при перевозке которого необходим определенный температурный режим, мы не можем их перевозить в контейнерах. По сути альтернативы авиаперевозкам не видели. Поэтому сообщили нашим японским партнерам, что снизим объем закупа таких БАДов. И решили приобретать у них сырье для производства своей продукции. Тем более на этом рынке не так много конкурентов», - рассказывает Арман.
Почему ингредиенты из Японии?
В Японии, подчеркивает собеседник, БАДы кардинально отличаются от казахстанских. Ведь там растут растения и встречаются животные, рыбы, морские обитатели, которых нет у нас.
«В Японии есть острова-долгожители, где растет трава ашитаба, ее называют «завтрашний листок». Если сломать лист, на утро вырастет новый. То есть он легко регенерируется. И в регионе, где можно встретить это растение, люди живут дольше. Или, например, водоросли – ламинария. Они содержат высокую дозу йода, в котором так нуждаются жители стран СНГ. Еще одно интересное растение – бобы наттокиназа. Это ферментированные бобы. Благодаря их составу кровь человека разжижается, и это помогает бороться с инсультами, инфарктами, тромбозами. А по статистике, в странах СНГ около 60-70% смертей приходится на сердечно-сосудистые заболевания. А в Японии только 24% смертей приходится на такие заболевания. Но стоит иметь в виду, что БАДы – это не лекарственные средства. Они не лечат, а помогают человеку восстановиться или предотвратить какие-то заболевания», - отмечает Арман.
По его словам, сейчас годовой оборот по дистрибьюторскому бизнесу достигает 3,5 млрд тенге. «Это направление не превышает 20% от нашего оборота по БАДам, оставшиеся 80% - производство продукции у нас в цеху. То есть мы привозим только ту продукцию, которую не можем производить сами», - делится предприниматель.
Японцы менее гибкие
По его словам, работать с японскими партнерами не всегда было просто. «Мы сильно отличаемся от них культурно. В том числе и по ведению бизнеса», - подчеркивает собеседник.
Он отмечает, что японцы менее гибки в переговорах, чем российские, казахстанские предприниматели. «Если за товар японскому партнеру нужно заплатить в понедельник, то платеж нужно произвести именно в этот день. Ни днем позже. При этом товар они могут предоставить только после полной оплаты за него», - отмечает предприниматель.
Арман подчеркивает, что каждый БАД, который завозится в Казахстан или производится в стране, должен иметь сертификат. Он делается около года. Его стоимость варьируется от 3-5 тыс. долларов. Чтобы его получить, продукция проверяется на безопасность.
Производство БАДов потребовало $500 тыс.
Цех по производству БАДов Арман запустил в январе 2022 года, на его оснащение ушло около полугода. Он взял в аренду здание в Алматы, его площадь не превышает 120 квадратных метров. Оснастить помещение ему помогали японские специалисты, с которыми Арман и его партнер консультировались онлайн. «Также периодически посещаю Японию, чтобы узнать о новинках на рынке ингредиентов», - уточнил собеседник.
Процесс производства БАДов
Оборудование на предприятии европейское и китайское, на его покупку потребовалось около 300 тыс. долларов.
«Наш цех производит продукцию в капсулах, на его подготовку ушло 200 тыс. долларов. Каждую партию продукта изготавливаем под клиента по предзаказу, поэтому не могу точно сказать, сколько мы потратили на нее. Но в среднем одна такая партия может обойтись в 100-150 тыс. долларов. Если говорить о стоимости наших БАДов, то цены на них варьируются от 10-150 долларов. Они ниже, чем у конкурентов», - подчеркнул собеседник.
Сырье для производства продукции приобретается в Японии, целлюлозные капсулы для заполнения их ингредиентами во Франции. А вот пластиковые баночки для БАДов – в России.
В настоящее время на предприятии работает 5 человек, которые были привлечены в Казахстане.
«Проблем с поиском технолога у меня также не было. Как и других сотрудников, мы нашли его у нас в стране. Несмотря на то что японские специалисты, естественно, не раскрывают рецепт приготовления своих БАДов, они помогают нам исследовательской базой. Это огромное преимущество. В отличие от других производителей БАДов в мире, в Японии выпуск такой продукции поставлен на уровень производства лекарственных средств. Перед тем как запустить их производство, они проводят клинические исследования. В них также принимают участие люди. Например, они нам предоставили данные, что траву ашитабама, которая растет в Японии, можно использовать для расщепления висцерального жира, обволакивающего внутренние органы. Нам предоставили снимки до и после использования этой травы. И, знаете, она помогает снизить количество этого жира. Ее мы также используем в производстве продукции», - отмечает Арман.
С прицелом на рынок Европы
Сейчас месячный оборот компании составляет 9 тонн продукции. И, как поясняет собеседник, мощности цеха загружены всего на 5-10%. «Мы реализуем произведенную в Алматы продукцию в Узбекистан, Кыргызстан, Россию и Турцию. В основном продаем свою продукцию через интернет-магазины, мы сотрудничаем с четырьмя. Кстати, если посмотреть мировой рынок, сейчас наибольшая часть БАДов реализуется именно через интернет-площадки. Через них проходят большие обороты, поэтому через аптеки невыгодно их продавать», - делится Арман.
Также предприниматель намерен вывести свой продукт на Amazon. «Но самая большая сложность – чтобы выйти на эту площадку, нужно иметь сертификат в тех странах, где будет продаваться этот продукт. Нам интересен не американский рынок, а европейский. Даже несмотря на то, что на рынок Европы сложнее зайти, он более защищенный. Все производители, которые хотят туда попасть, проходят огромное количество проверок. Рынок США более насыщен БАДами, поэтому пока его не рассматриваем», - отмечает собеседник.
Он рассказал об особенностях индийского и турецкого рынков. «В Индии японские БАДы пользуются огромным спросом. Потребителей Турции, напротив, сложнее завоевать. Мы пробовали продавать там нашу продукцию через площадку trandyol, но спрос на них там был ниже, чем мы ожидали. Поэтому данный рынок считаем менее перспективным для нас. Были также разовые заказы нашей продукции из Грузии, Беларуси. Кстати, в Японии культ американской продукции, и местные БАДы там непопулярны. Возможно, это связано с тем, что японцы питаются пищей, насыщенной различными микроэлементами», - считает Арман.
Чтобы наладить логистику, компания открыла склады fulfillment. У нее есть хабы в Алматы, Москве, Новосибирске, Нур-Султане, Атырау, Бишкеке, Ташкенте и Оше.
По расчетам Армана, его инвестиции в бизнес по производству БАДов окупятся через 8 месяцев с начала его запуска. «За полгода мы уже окупили около 30-40% своих инвестиций. И это показатель того, что мы движемся в правильном направлении. И поэтому мы решили масштабировать бизнес и построить уже не капсульный, а таблетированный и мягкокапсульные мини-заводы. Новые предприятия будут находиться также в Алматы. До конца 2022 года у нас появится цех по таблетированию, в 2023 году – мягкожелатиновый. Насколько нам известно, в Казахстане нет цехов такого формата», - отметил Арман.
Благотворительность через образование
Предприниматель также реализует и благотворительные проекты, вкладывая в образование. Он уверен, что инвестиции в них должны быть системными.
«Направляя средства на благотворительность, мы искореняем источники проблемы. Поэтому в Казахстане ежегодно оснащаем школьные классы оборудованием по гидропонике, инновационной биологии и так далее. Также помогаем и соседним странам. Например, в Кыргызстане отремонтировали в одной из центральных городских школ класс и оснастили его лабораторным оборудованием. В целом один такой класс нам обходится в 15 тыс. долларов. В Казахстане переоборудовали более 25 таких классов. Мы намерены и в дальнейшем реализовывать такие проекты в Кыргызстане и Узбекистане», - подчеркивает Арман.