Как изменилась стратегия inDriver в связи с геополитической ситуацией в мире? Почему для релокации ключевой команды был выбран Казахстан? В чем компания видит перспективы отечественного рынка и в каких странах близлежащего региона собирается масштабироваться? Об этом и многом другом в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал старший вице-президент inDriver Джошуа Тулган.
Напомним, в середине марта основатель компании Арсен Томский официально объявил о релокации ключевой команды сотрудников inDriver из России в Казахстан. Ранее предприниматель сообщал, что «компания рассматривает возможность открытия нового офиса в нейтральной стране для централизованной помощи в релокации желающим».
inDriver - международная платформа транспортных и бытовых услуг, присутствует в 42 странах, более чем в 600 городах. Компания была основана в 2013 году в Якутске, штаб-квартира находится в Калифорнии. В начале 2021 года inDriver получил статус компании-«единорога» по итогам инвестиционного раунда в 150 млн долларов от фондов Insight Partners, General Catalyst и Bond Capital, оценивших платформу в 1,23 млрд долларов.
- Джошуа, хотелось бы узнать, изменилась ли в целом стратегия inDriver на фоне геополитической ситуации в мире и как может сказаться на деятельности компании релокация сотрудников из России в Казахстан?
- В целом стратегия сильно не изменилась, мы просто ускорили реализацию плана по созданию крупного хаба в Алматы, из которого будем управлять регионом СНГ. Необходимость в децентрализации офисов управления назрела давно – ведь мы сегодня работаем более чем в 40 странах, и управлять всеми странами из одной географической точки неудобно и неправильно. Поэтому мы создаем и передаем управление бизнесом локальным командам. Хотя, конечно, остаются и масштабные операционные задачи, касающиеся IT-разработок компании или общей стратегии, которые требуют большой совместной работы и координации с главным офисом в Калифорнии.
Что касается Казахстана, то для нас это хорошо знакомый рынок, именно отсюда inDriver начал свой международный опыт в 2014 году. Здесь мы занимаем значительную долю рынка, хорошо зарабатываем и намерены дальше увеличивать объемы финансирования, усиливать команду. Переезд сотрудников из России правильнее назвать не релокацией, а реструктуризацией бизнеса. То есть мы продолжаем в РФ работать, но перестаем, например, в этот рынок инвестировать. С учетом того, что доля российского рынка в нашем портфеле сейчас не превышает 7%, геополитическая ситуация несильно повлияла на наш бизнес.
Одновременно мы с огромным вниманием относимся к нашим украинским сотрудникам, поддерживаем их, в том числе финансово, даем возможность работать удаленно, и с конца февраля полностью отказались от монетизации всех поездок через наше приложение на территории этой страны.
- В текущем году вы заново проходили процесс регистрации в МФЦА?
- Мы работаем в Казахстане более 8 лет, у нас здесь два офиса, давно есть все необходимые разрешения на работу, поэтому процесс регистрации по новой нам не понадобился.
- Сколько сотрудников вы перевезли из России в Казахстан?
- Данный процесс еще не завершился, поэтому точную цифру назвать не получится. Могу сказать, что в алматинском хабе будет работать несколько сотен человек. Кроме того, прямо сейчас мы активно нанимаем местных специалистов.
- Тогда расскажите, какое количество человек будет задействовано в ваших проектах из местного населения?
- Мы постоянно развиваем дополнительные сервисы, например, усиливаем такие направления, как междугородние поездки, курьерские услуги, грузовые перевозки, вызовы мастеров по ремонту или специалистов сферы «Красота» и т.д. Соответственно, растет и количество наших сотрудников.
На сайтах поиска работы в Казахстане прямо сейчас около 40 вакансий от inDriver. Мы нанимаем местных специалистов, но национальность – не главный критерий, в первую очередь мы ищем профессионалов, лучших из лучших в своем деле.
- Насколько зарплата ваших IT-специалистов конкурентоспособна в международных масштабах, взять, к примеру, для сравнения Yandex, DiDi и т.д.?
- Я не знаю, какие зарплаты у них, но я думаю, что мы на уровне. По крайней мере постоянно стремимся быть конкурентоспособными.
- Рассматривали ли для релокации российского офиса другие государства, кроме Казахстана?
- Как я уже говорил, у нас в Казахстане уже был заложен прочный фундамент. Поэтому мы предпочитаем расширять офис здесь, вместо того чтобы с нуля создавать структуры в других местах. Кроме того, Казахстан является крупнейшим рынком для inDriver на территории СНГ и одним из крупнейших в мире, поэтому логично, что хаб мы решили организовать именно здесь.
И, конечно же, важно то, что в части бюрократических вопросов и визового режима для граждан России здесь действуют единые принципы Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
- Получается, что в Казахстан было вкладывать выгоднее с точки зрения объемов инвестиций?
- Я бы сказал по-другому, в Казахстан было вкладывать более эффективно.
- А о каком размере инвестиций идет речь?
- Мы не раскрываем данные, но это достаточно большая сумма.
- В чем вы видите специфику казахстанского рынка, какие плюсы или минусы вы бы выделили?
- Казахстан сейчас является самой привлекательной и интересной страной в ЕАЭС.
Конечно, я в курсе трагических событий, которые произошли в январе, но, наверное, я сейчас больше смотрю на ситуацию как бывший финансист, то есть с позиции рынка ценных бумаг и инвестиционной составляющей региона. Я знаю, что в Казахстане есть и финансовые, и добывающие компании, которые торгуются на международных биржах и высоко там оцениваются.
С другой стороны, в вашей стране создана вся необходимая инфраструктура, есть рынок капитала и рынок труда, чтобы бизнес беспрепятственно развивался. Я не вижу, чтобы потребители испытывали здесь дефицит в каких-либо продуктах или услугах.
Более того, рядом с Казахстаном располагается много перспективных рынков, таких как Узбекистан, Кыргызстан и др. А это отличный экспортный потенциал. То есть открывается возможность масштабировать бизнес отсюда в другие страны.
- А то, что рынок Казахстана недостаточно большой и емкий, вас не смущает?
- Нет, не смущает. У inDriver здесь достаточно высокая доля присутствия. Казахстан для inDriver входит в топ-3 стран по количеству поездок.
Конечно, если сравнивать с той же Мексикой, где количество населения в 10 раз больше, то казахстанский рынок кажется небольшим, но это вовсе не значит, что он менее эффективен или прибылен. И, кстати, ваш Kaspi это как раз доказал.
Мы сделали ставку на Казахстан и уверены, что страна будет и дальше развиваться. В свою очередь мы постараемся найти возможность, чтобы на базе казахстанского рынка создать и отладить дополнительные сервисы, которые будем потом внедрять по всему миру.
- На данный момент сколько пользователей зарегистрировано в вашем приложении в целом по миру, и в том числе по Казахстану?
- В сутки через нашу платформу совершается более 3 млн сделок по всему миру, или около 35 сделок в секунду. Сделка – это заказ любой услуги: городской поездки, вызова курьера или грузчиков и проч.
В прошлом году inDriver занял второе место в мире по числу скачиваний приложения по вызову водителя для совершения городской поездки. За почти десятилетнюю историю приложение inDriver было скачано более 120 млн раз.
- А как вы относитесь к конкурентам?
- У нас везде есть конкуренты, и они все отличаются от нас и друг от друга. При этом мы считаем, что модель inDriver более справедливая и прозрачная, чем у них у всех. Мы даем возможность пользователям напрямую между собой договариваться об условиях сделки. У нас не бывает такого, что пассажир заказывает, например, поездку, а непонятный алгоритм или повышающие коэффициенты вдруг предлагают ему более высокую стоимость, чем утром. У нас все предельно честно. Наша миссия – сокращать несправедливость в этом мире.
В Казахстане прекрасно приняли нашу бизнес-модель. Это значит, что мы даем огромному числу местных жителей именно то, в чем они нуждаются.
Что касается конкуренции, то она всегда полезна, потому что стимулирует нас становиться еще лучше.
- Стимулирует в части запуска новых сервисов?
- В том числе. Мы постоянно рассматриваем разные бизнес-ниши. В этом году у нас есть планы запустить новые сервисы, но пока не могу сказать какие – это секрет. Скоро расскажем.
- В каких еще странах Центральной Азии или близлежащего региона вы собираетесь масштабироваться?
- Мы представлены почти во всех странах, в том числе в Кыргызстане, Узбекистане и Армении. А вот, например, в Азербайджане наш бизнес не такой масштабный, как нам хотелось бы, потому что там не принято торговаться с водителями, а ведь на этом построена наша бизнес-модель.
Буквально месяц назад мы запустились в Грузии, и предварительные результаты очень обнадеживающие.
В целом во всех перечисленных странах есть свои нюансы, некоторые помогают в развитии, другие – ограничивают. Однако сейчас наш главный фокус на Казахстане.
- Известно, что в начале весны ваш фаундер Арсен Томский провел ряд переговоров с казахстанскими чиновниками. Обсуждался ли запуск каких-то совместных проектов?
- Могу сказать, что мы сотрудничаем с Правительством Казахстана и очень благодарны за то, как нас здесь принимают, как нам содействуют. Руководство Казахстана дальновидно развивает IT-отрасль в стране.
- А есть ли у inDriver совместные проекты с другими компаниями?
- На самом деле предложения поступают и от представителей крупного бизнеса, и от стартапов. Есть довольно перспективные ниши. Например, одна из услуг, благодаря которой мы бы хотели расширить базу пользователей, связана со способами оплаты через приложения.
Решение в первую очередь упирается в инвестиционный вопрос: что выгоднее, самим разработать такой продукт или купить готовое решение? При выборе готового решения нам важно, чтобы партнер полностью разделял наши ценности. Найти такого непросто. Не исключено, что мы склонимся к собственной разработке. Такого рода решения имеют далеко идущие последствия.
- Спасибо за интервью, Джошуа! Процветания на рынке Казахстана!