По мнению управляющего партнера MOST Ventures Алима Хамитова, объем венчурного рынка Казахстана в настоящее время оценивается в 80 млн долларов. Об этом он сообщил в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz во время Central Asian Venture Forum в Алматы.
«Предполагаю, что объем венчурного рынка в Центральной Азии исчисляется 100-110 млн долларов. Думаю, что к началу 2023 года объем венчурного рынка Казахстана достигнет 100 млн долларов», - уточнил он в беседе.
Также Алим Хамитов подчеркнул, что рынок Центральной Азии достаточно мал для того, чтобы стартап мог стать единорогом.
«Но наш регион дает отличную возможность для тестирования своих гипотез и первых трекшнов. В Казахстане уже стали появляться стартаперы, которые запустили несколько бизнесов. С 2019 года на нашем рынке произошел перекос тренда от количества проектов к их качеству. По нашим подсчетам, в Казахстане более 5 тыс. стартапов, конечно, большинство из них находится на ранней стадии развития», - отмечает эксперт.
В то же время он подчеркивает, что сейчас в Казахстане происходят сделки, ориентируясь на которые, можно сказать, что средний чек инвестиций, которые они привлекли, растет.
«В прошлом году казахстанский проект Arbuz.kz вышел на рынок США – этот проект привлек 10 млн долларов, проект Cerebra - 1 млн долларов. То есть это уже не те чеки по объему привлечения инвестиций в 50-100 тыс. долларов, как ранее. А если есть разные чеки по инвестициям, значит можно говорить о появлении новых профессиональных инвесторах, которые понимают венчурные проекты и готовы в них вкладывать», - отмечает собеседник.
Он считает, что законодательство в сфере венчурного финансирования нужно корректировать. «Необходимо более четко указать правила игры для инвесторов. То есть нужно мотивировать как бизнес-ангелов, так и венчурные фонды. Благо, сейчас есть МФЦА, который позволяет венчурным фондам работать (на своей площадке – Ред.)», - отметил Алим Хамитов.
Эксперт считает, что Казахстану стоит активнее перенимать опыт Израиля. «Там создан фонд фондов, когда государство находит частную инвестиционную управляющую компанию и выделяет ей средства. Это важно, чтобы в фонде появились первые ресурсы. Например, из 10 млн долларов государство выделяет 5 млн, остальные 5 млн - частный инвестор. Самое важное – чтобы этим фондом управлял частный игрок. И государство постепенно будет выходить из капитала фонд, чтобы он стал полностью частным. Аналогичный проект уже есть в Казахстане – QazTech Ventures, можно усилить его развитие», - подчеркивает Алим Хамитов.
Также он уверен, что государство должно поддерживать программы инкубаторов, акселераторов. «Потому что это сложный социальный бизнес, который с точки зрения бизнес-модели трудоемкий, ресурсоемкий. Но при этом он несет большой экономический эффект: 1 доллар, вложенный в венчурный проект, дает отдачу в размере 5 долларов в структуре ВВП», - отметил собеседник.
Он также призвал стартаперов активно налаживать коммуникации. «Недавно я был в Кремниевой долине в Сан-Франциско и заметил, что Tech-предприниматели и инвесторы очень тесно коммуницируют между собой, а получить нужный контакт – это уже половина успеха. В США даже приходится платить комиссию людям, которые тебя сводят с другими нужными людьми», – подчеркнул Алим Хамитов.
Читайте также
За 30 лет Казахстан и ЕБРР реализовали около 300 проектов на 11 млрд долларов